ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙХАСИДСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СОБРАННЫЕ И ИЗДАННЫЕМАРТИНОМ БУБЕРОМ |
Вопрос: Талмуд говорит, что ребенок во чреве матери озирает мир и знает всё учение, но в тот момент, когда он соприкасается с дыханием земли, ангел ударяет его по устам и он забывает всё. Я не понимаю, почему так происходит: зачем вначале знать всё, а затем забыть?
Ответ: в человеке остается след, по которому он вновь способен восстановить знание мира и Закона, а также вспомнить о своей обязанности служить Богу.
Вопрос: но зачем ангел ударяет человека? Ведь если бы он не делал этого, не было бы зла.
Ответ, но если бы не было зла, не было бы и добра, ибо добро это противоположность зла. Вечное наслаждение -это не наслаждение. Вот почему мы можем объяснить то, чему учим: мир был создан для живых существ - для их добра. Вот почему написано: "Нехорошо человеку, - сказано о первом созданном Богом человеке, - быть одному"*. Это означает, что нехорошо быть одному - без противодействия сил зла, как то было до сотворения мира. Ибо не может быть добра, если не существует его противоположности. И далее мы читаем: "Сделаю ему помощника под стать ему". Это значит, что зло противостоит добру, предоставляя человеку возможность одержать верх: отвернуться от зла и выбрать добро. И только тогда торжествует истинное и совершенное добро.
БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ИЗГНАНИИ
Божественное Присутствие правит с вершины до подножья и края всех ступеней.
В этом тайна, сокрытая в словах: Ты даешь им всем жизнь*"". Даже
когда человек совершает грех, он окружен Божественным Присутствием, ибо без
Него у человека не хватает сил даже пошевельнуть рукой. И это и есть Божественное
Присутствие в изгнании.
НИЗШАЯ СТУПЕНЬ
В истории творения мира мы читаем: "...и увидел Бог, что это хорошо".
Но в том месте, где Моше порицает Израиль, говорится: "Смотри, предложил
я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло"*. Откуда явилось зло?
Зло также служит добру: это низшая ступень добра Если ты творишь благие дела, даже зло обратится в добро; но если ты творишь грех, зло действительно останется злом.
ТРОН
Божественное Присутствие заключает в себе все миры, все творения, добро и
зло. Это истинное единство. Как же оно может заключать в себе добро и зло,
которые противоположны одно другому? Но на самом деле никакого противоречия
нет, ибо зло - это трон добра.
ЕДИНЕНИЕ
Так же, как все миры, добро и зло были заключены в Божественном Присутствии,
так они были заключены в Моше. Когда Бог впервые обратился к Моше, тот не
ответил "Вот я*"", ибо он был поражен мыслью: как подобное
видение могло произойти? Ведь когда Бог явил Себя из горящего куста - так
сказать из зла, на низшей ступени - все добро огня излилось наружу, с вершины
вниз, в глубину, хотя куст не сгорал: зло не было истреблено. Как это могло
произойти? Но Бог позвал второй раз: "Моше!" И тогда низшая и высшая
ступени соединились в самом Моше и он сказал: "Вот я".
ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМИК
Отношение Бога к грешникам можно сравнить с поведением князя, который помимо
великолепного дворца обзавелся маленьким домиком, укрытым в лесу или в деревне,
и посещает его для охоты или уединения. Дворец обладает достоинствами отнюдь
не большими, чем это временное убежище, ибо они выполняют различные функции
и то, чего достигает меньший, большему не дано. Так же и с праведниками. Хотя
их достоинство и служение может быть велико, они не способны достичь того,
что доступно грешнику, когда он молится или трудится во славу Божию и Бог
видит в нем мир смущенной радости. Вот почему праведник не должен считать
себя лучше грешника.
ВДАЛИ
"Разве только вблизи Я Бог... а вдали не Бог?"* "Вдали"
относится к грешникам, "вблизи" - к праведникам. Бог говорит: "Разве
Мне желанны только те, кто всегда близок ко Мне, только праведники? Почему?!
Мне также желанны и те, кто вдали, грешники!"
КАК ЛЮБИТ БОГ
Если бы я только мог любить величайшего праведника так, как Бог любит худшего
из людей!
ПУТИ
Вопрос: "Ибо знает Господь путь праведников, а путь нечестивых погибнет"*.
Обе части этой фразы отнюдь не кажутся взаимосвязанными.
Ответ: и у праведника много окольных путей, и у грешника много ложных дорог. Но Господь знает пути праведника, ибо все они - один путь и это истинный путь. Но пути грешника многочисленны и разнообразны, и по ним пытается грешник уклониться от единственного верного. В результате он обнаружит, что потерял и свой путь, и все остальные. Он подобен человеку, который шел сквозь лес и держался определенной тропинки, хотя и не осознавал, почему он предпочел именно ее. День и ночь он шел, пока в конце концов не добрел до высокого букового дерева: и в этой точке дорога теряется. Человек не может идти вперед и не может повернуть назад, ибо он потерял свой путь.
"ПУТЬ" НЕЧЕСТИВОГО
Написано: "Оставит нечестивый путь свой"*. Разве у нечестивого есть
свой путь? Ведь всё, что у него есть, это трясина, а не путь...
Но вот что имеется в виду: пусть нечестивый оставит свой "путь", то есть иллюзию того, что у него есть свой путь.
СВОБОДА ВЫБОРА
Бог желает, чтобы у нас была свобода выбора. Вот почему Он ожидает до сего
дня. Ибо во времена Храма у нас была смертная казнь и кнут - и, соответственно,
не было свободы выбора. Впоследствии у Израиля был кодекс законов и посему
вновь не было свободы выбора. Но сейчас каждый может грешить открыто и без
смущения - и оставаться в живых и даже преуспевать. Вот почему человек, который
следует добру в жизни, желанен Богу, и именно ему будет даровано спасение.
ЛОЖЬ ЛУКАВОГО
Сатана обожает тех, кто ходит по земле, спрятав свои руки. Никто не знает,
что он в них держит. Он подходит к каждому и спрашивает: "Как ты думаешь,
что у меня в руке?" И каждый мнит, что там спрятано именно то, о чем
он мечтает больше всего. И каждый следует за лукавым. Затем тот разжимает
кулак - а там пусто.
НАИХУДШЕЕ
Раби Шломо спрашивал: "Что есть то худшее, чего может достичь сатана?"
И он же отвечал: "Заставить человека забыть, что он царский сын".
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Раби Авраам сказал: "Я обрел новый путь служения, изучив историю войн
короля Пруссии Фридриха. Нет необходимости приближаться к врагу, чтобы атаковать
его. Избегая противника, можно обойти его, пока он ведет наступление, напасть
с тыла и заставить капитулировать. Нет необходимости обращать всю свою мощь
против зла, можно отвести войска на исходные позиции Божественной силы и оттуда
окружить зло, связать и превратить его в добро".
ВЕЛИКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Тот, кто до сих пор является прибежищем злых побуждений, обладает великим
преимуществом, ибо способен с их помощью служить Богу. Он может собрать всю
свою страсть и горячность и излить их в служении Богу. Человек же, который
совсем лишен злых побуждений, неспособен по-настоящему служить Богу. Важно
уметь обуздать вспышки страсти в час острого желания и, с другой стороны,
уметь излить их в часы молитвы и служения.
ЖЕРТВА
Написано: "От всякого человека, сердце которого пожелает того, берите
приношение Мне"*. Человек должен собрать добродетели для служения Богу
из всех своих сердечных побуждений, стремлений и желаний. Если он охвачен
любовью и верой, позволь ему собрать эту любовь и веру и направить для любви
и веры в Бога. Если бы Эйсав пошел по пути учения, его служение было бы лучше,
чем служение Яакова, ибо он вознес бы все страсти к Богу.
ПРЕВРАЩЕНИЕ
В праведниках злые побуждения превращаются в ангелов, - в существа, уступающие
силе и судьбе.
ВОСХОЖДЕНИЕ
Написано в Торе: "Давай, пойдем вместе - я пойду наравне с тобой"*.
Это слова, которые зло нашептывает человеку. Этими словами оно выражает свое
стремление исправиться и говорит человеку: "Одержи надо мной победу,
и давай вместе выйдем из этого плохого состояния и начнем служить Творцу.
Одержи надо мной победу - и тогда я тоже смогу идти вперед наравне с тобой,
хотя сейчас я и кажусь тебе помехой".
ВЕЛИКИЙ ГРЕХ
Человек, который изучает Тору и не следует ей; человек, который грешит и прощает
себе; человек, который молится потому, что он молился вчера, - последний негодяй
лучше его!
АЛФАВИТ
Вопрос: почему в Судный день признание грехов произносится в алфавитном порядке?
Ответ: иначе мы не знали бы, когда закончить исповедь. Ибо нет конца грехам и нет предела осознания вины, но есть предел алфавиту.
ТРИ ВОПРОСА
Раби из Гура объяснял Писание и дошел до слов, с которыми Яаков обратился
к своему рабу: "Когда встретит тебя Эйсав, брат мой, и спросит тебя,
говоря: чей ты? и куда идешь? и для кого этот скот, что пред тобою?"*.
Сказал раби своим ученикам: Обратите внимание, насколько слова Эйсава схожи
со словами мудрецов: "Вдумайся в три вещи... знай, откуда ты пришел,
куда идешь и кому должен будешь давать оправдание и отчет"*. Глубоко
осознайте это, ибо тот, кто размышляет над этими тремя проблемами, должен
обладать большим умением самопознания, дабы не вопрошал о нем Эйсав. Ибо Эйсав
тоже спрашивает об этом и повергает человека в уныние.
НЕ СМЕШИВАТЬ
Очень важно не смешивать добро со злом. Даже прикосновение добра может помочь
- но лишь тогда, когда в нем нет примеси зла.
ВЕЛИКАЯ СВЯТОСТЬ
Великий цадик настолько велик, что мир неспособен вынести его святость. Поэтому
цадик прячет свою святость, и ничто в нем не кажется особенно возвышенным
и святым. Он как Песнь Песней, о которой сказано: "Все песни святы, но
Песнь Песней - Святая Святых"*. Царь Шломо составил три книги, две из
которых - Мишлей (Притчи) и Когелет (Екклесиаст) - наполнены моралью и страхом
Божьим, и в них много сказано о чистоте и благочестии. Но в Шир гаширим (Песне
Песней) такие слова не встречаются, потому что при всей великой святости ее
- эта святость сокрыта совершенно.
Нехорошо человеку быть одному: Брейшит, 2:18.
Ты даешь им всем жизнь: Нехемья, 9:6.
Смотри, предложил я тебе сегодня...: Дварим, 30:15.
Вот я...: Шмот, 3:4.
Разве только вблизи Я Бог...: Ирмеягу, 23:23.
Ибо знает Господь путь праведников...: Тегилим, 1:6.
Оставит нечестивый путь свой: Йешаягу, 55:7.
От всякого человека...: Шмот, 25-2.
Давай, пойдем вместе...: Брейшит, 33:12.
Когда встретит тебя Эйсав...: Брейшит, 32:18.
Вдумайся в три вещи...: Авот, 3:1.
Все песни святы, но Песнь Песней - Святая Святых: Мишна, трактат Ядаим, 3:5