ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙХАСИДСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СОБРАННЫЕ И ИЗДАННЫЕМАРТИНОМ БУБЕРОМ |
Вот как раби Ханох толковал слова Писания "...а гора горела до сердца небес"* - огонь Синая жег людей насквозь до тех пор, пока не была сотворена святость в их сердцах.
ИСТИННЫЙ ИСХОД
Вопрос: праздник Шавуот был установлен в память о даровании Торы, почему же говорится о нем: "в ознаменование исхода из Египта"?
Ответ: разве не обратился Господь к Моше из горящего куста: "И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя: когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Богу на той же горе"*? Дарование Торы на Синае было знаком избавления от египетского рабства. До того времени евреи продолжали быть рабами Египта.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Каждому еврею надлежит думать о себе, словно он стоит на горе Синай и получает Тору. Для человека это событие прошлого и будущего, но не так для Бога: изо дня в день Он вручает Тору.
ВЕЧНЫЙ ГОЛОС
О гласе над Синаем в Писании сказано: "И более не продолжал"*. Согласно арамейскому переводу, это означает, что голос никогда не прерывался. И голос, разумеется, вещает и сейчас так же, как и в прошлом. Но сейчас, как и раньше, каждому следует приготовиться, чтобы быть способным слышать его. Как написано: "Сейчас, если вы будете слушаться гласа Моего"*. Слово "сейчас" означает, что мы постоянно слышим Его голос.
ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ
Вопрос: почему праздник Шавуот установлен в ознаменование того, что нам была дарована Тора, а не в знак того, что мы получили Тору?
Ответ. Тора была дана именно в тот день, который мы отмечаем этим праздником, но получаем Тору мы во все времена. Тора была дарована всем одинаково, но не каждый получил ее в равной мере.
СНЫ
Сны - это тайники наших дум и сквозь них очищаются наши мысли. Вся мудрость мира есть тайник Торы и сквозь нее Тора очищается. Вот почему мы читаем: "Когда возвращал Господь пленников Сиона, мы были как во сне"*. Это открывает нам, что мудрость существует лишь для того, чтобы очищалась Тора, а изгнание - чтобы мысль Израиля могла очиститься, и всё как будто было во сне.
ЦЕПОЧКА
Цадик не должен начинать слова учения до тех пор, пока не скрепит свою душу с душой своего покойного учителя или наставника своего учителя. Он может начинать только тогда, когда связь скреплена и поток учения идет от Моше к Йегошуа, от Йегошуа к Старейшинам - и так до учителя цадика и далее к нему самому.
КАК МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ
Вопрос: как может человек изучать Талмуд? Ведь там мы находим, что Абайе сказал так, а Рава* сказал иначе... Это выглядит так, будто Абайе жил в одном мире, а Рава совсем в другом. Возможно ли изучать и понять обоих в одно и то же время?
Ответ: тот, кто стремится понять слова Абайе, должен скрепить свою душу с его душой, тогда он поймет истинный смысл его слов. И затем, если он желает понять сказанное Равой, он должен привязать свою душу к душе Равы. Именно это имеется в виду, когда мы читаем в Талмуде: "Когда слово произносится от имени того, кто его высказал, губы его движутся в могиле"*. И губы того, кто вновь произносит это слово, движутся так же, как губы его покойного наставника.
НЕ БОЛЕЕ ТОГО
Вопрос: написано: "И вы будете Мне царством священников и народом святым - вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля"*. Раши, наш великий учитель, объясняет: "Эти слова, не больше и не меньше". Что он имел в виду?
Ответ: Моше хотел раскрыть людям больше, но ему не было разрешено. Бог желал, чтобы люди приложили собственные усилия. Моше мог сказать лишь эти слова,- не больше и не меньше, чтобы они могли почувствовать: что-то здесь скрыто, мы должны постараться выяснить это для себя. Вот почему далее мы читаем: "И он изложил им все эти слова". Не больше и не меньше.
ВЕЧНОЕ НАЧАЛО
Вопрос: Талмуд учит: "Совершенные праведники не могут стоять на том месте, где стоят те, кто вернулся к Богу"*. Следовательно, человек, который свободен от греха с юности, стоит на более низкой ступени, чем тот, кто преступал законы Бога много раз?
Ответ: человек, который каждый день видит новый свет, свет, которого не видел накануне, - если он желает творить истинное служение, способен осудить вчерашнюю слабость, исправиться и начать снова. Тот же, кто никогда не грешил и верит, что служит праведно, упорствуя в своей уверенности, - тот не воспринимает света и уступает человеку, который ежедневно вновь обращается к Богу.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОТРИЦАЕТ БОГА
Если кто-либо говорит, что слова Торы означают одно, а слова мира звучат по-другому, - этот человек отрицает Бога.
БЕЗ КУМИРОВ
Написано: "Стерегитесь, чтобы не забыть вам союза Господа, Бога вашего, который Он заключил с вами, и чтобы не сделать себе изваяния какого-либо образа, что приказал тебе Господь, Бог твой"*. И не написано так, как того требует подлинное запрещение: "что запретил тебе Господь, Бог твой".
"Тора предостерегает нас, - сказал цадик, обращаясь к ученикам, - не твори кумира из того, что Господь, Бог наш, приказал нам".
ЕГО ТОРА
Наши мудрецы придают особое значение тому, что в первом псалме Тора названа "законом Господа" и далее "Его Торой". Ибо, если человек изучает Тору в ее истинном значении, она даруется ему и она его, - он может облечь все свои святые мысли в святую Тору.
НА СЕРДЦЕ ТВОЕМ
"И да будут слова, которые Я заповедую тебе ныне, на сердце твоем"*. Здесь не сказано "в сердце твоем", ибо есть моменты, когда сердце закрыто. Но слова ложатся на сердце, и когда, в святые часы, сердце раскрывается, слова опускаются глубоко внутрь.
УЧИТЬСЯ У ВСЕХ
Вопрос: в трактате Авот (4:1) мы читаем: "Кто мудр? Тот, кто учится у всех людей, как сказано: "Я приобретал ум ото всех учивших меня"*. Почему не сказано: "Тот, кто учится у всех наставников"?
Ответ: мудрец, высказавший эту мысль, стремится помочь нам осознать, что мы можем учиться не только у тех, для кого преподавание - профессия, но у всех людей. Даже от невежды или грешника мы можем приобрести понимание того, чем нам следует руководствоваться в жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
- Можно учиться у всего,- сказал как-то раби из Садгоры своим хасидам. - Всякая вещь может научить нас чему-нибудь, и не только та, что сотворена Богом. Творение рук человеческих также способно преподать нам урок.
- Чему мы можем научиться у поезда? - с сомнением спросил один
из хасидов.
- Тому, что из-за одного мгновения можно потерять всё.
- А у телеграфа?
- Тому, что каждое слово учтено и ему назначена цена.
- Ну, а у телефона?
- То, что мы говорим здесь, слышно там...
ПОУЧЕНИЕ ДУШИ
Раби Пинхас часто цитировал слова: "Душа человека учит его"* и добавлял: "Нет человека, которого бы постоянно не поучала его душа".
Один из его учеников спросил: "Если так, то почему же люди не учатся у своей души?"
- Душа учит постоянно, - объяснил раби Пинхас, - но она никогда не повторяет урока.
КАК ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА ТОРЫ
Я научу лучшему способу произнесения слов Торы. Вы должны перестать осознавать себя. Вы должны превратиться в ухо, которое слушает то, что мир слова постоянно произносит внутри вас. В тот момент, когда вы начинаете слушать самого себя, надо остановиться.
ПРИМЕЧАНИЯ:
А гора горела до сердца небес: Дварим, 4:11.
И вот тебе знамение...: Шмот, 3:12.
И более не продолжал: Дварим, 5:19.
Сейчас, если вы будете слушаться гласа Моего: Шмот, 19:5.
Когда возвращал Господь пленников Сиона, мы были как во сне: Тегилим, 126:1.
Абайе и Рава: два наиболее знаменитых мудреца Талмуда, жили в IV в. н. э.
Когда слово...: Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот, 97а.
И вы будете Мне...: Шмот, 19:6.
Совершенные праведники...: Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 346.
Стерегитесь, чтобы не забыть...: Дварим, 4:23.
И да будут слова,..: Дварим, 6:6.
Я приобретал ум ото всех учивших меня: Тегилим, 119:99.
Душа человека учит его: эти слова приписывают р. Меиру, великому мудрецу, жившему во II в. н. э.