ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙХАСИДСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СОБРАННЫЕ И ИЗДАННЫЕМАРТИНОМ БУБЕРОМ |
Почему мы говорим: "Бог наш и Бог отцов наших"*?
Есть две категории людей, верящих в Бога. Один верит, ибо воспринял веру своих отцов и вера его несокрушима. Другой пришел к вере путем размышлений и учебы. Различие между ними таково: преимущество первого в том, что какие бы аргументы ни приводились против его веры, она не может быть потрясена - его вера непоколебима, ибо воспринята от предков. Но есть в ней один недостаток: эта вера внушена человеком и приобретена без самостоятельного изучения и размышлений. Преимущество второго состоит в том, что он пришел к Богу в процессе длительных размышлений и достиг веры самостоятельно. Но и здесь существует изъян: легко потрясти эту веру, опровергая ее какими-либо доказательствами. Но человек, который почерпнул свою веру из двух источников - неодолим. И посему мы говорим "Бог наш", памятуя о нашем личном опыте и "Бог отцов наших", обращаясь к традиции.
В этом же заключается и объяснение тому, что мы говорим "Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова"*, но не "Бог Авраама, Ицхака и Яакова". Ибо мы знаем, что Ицхак и Яаков не только восприняли традицию Авраама, но и сами искали Бога.
ВИДЕТЬ И ВЕРИТЬ
Написано: "И увидел Израиль силу великую"*, и далее: "...и
уверовали в Бога, и в Моше, служителя Его". Вопрос: почему так сказано?
Ведь так или иначе, вопрос о вере может быть правомочен лишь до того, как
Израиль "увидел".
Ответ: вы ошибаетесь. Только после этого может быть поставлен правильный вопрос. Созерцание великой силы не означает, что можно обойтись без веры. Ибо только после "видения" можно осознать, что означает недостаток веры, и почувствовать, как она необходима. Способность увидеть великую силу означает начало веры в то, что невозможно увидеть.
НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ
Раби Бунем начинал учение с таких слов: "Мы благодарим Тебя, Который
является источником благословения за то, что Ты явный и сокровенный".
Затем он продолжал: "Бесстрашный человек должен чувствовать Бога так
же, как он чувствует свое место в жизни. И точно так же, как он не может вообразить
себя вне своего места в мире, ему необходимо со всей ясностью понять, что
Бог есть всеобъемлющая основа мироздания. Но, в то же время, он должен сознавать,
что Он есть сокровенная жизнь, наполняющая мир".
ВЕЗДЕ
Бог говорит человеку так же, как Он сказал Моше: "Сними обувь твою с
ног твоих"* - стряхни обыденность, которая сковывает твою сущность, и
ты узнаешь, что место, на котором ты сейчас стоишь, - святая земля. Ибо нет
ступени бытия, где бы не было Божественного присутствия - везде и во все времена.
КАК БОГ СКРЫВАЕТ СВОЙ ЛИК
Бог скрывает Свой лик двумя способами. Один путь -это когда Бог скрывается
так, что очень трудно обнаружить Его, и все-таки тот, кто знает, что Бог скрывается,
способен приблизиться к Нему и найти Его. Иной путь -когда Бог утаивает от
человека сам факт того, что Он скрылся, и потому ищущий, который столь мало
знает о Боге, не может найти Его. Это как раз тот случай, к которому относятся
слова: "Я совершенно скрою лик Мой"*. Бог окружает тайной сам факт
Своего сокрытия, и тогда тот, кто ищет, не осознает Его - сокровенного.
ПАСТЫРЬ ЗДЕСЬ
Написано: "Я видел весь Израиль, рассеявшийся по горам, как овцы без
пастыря"*. Это не означает, что пастырь покинул стадо. Пастырь здесь.
Но иногда он исчезает из пределов видимости и, конечно, для овец - Он отсутствует,
ибо они не видят Его.
ВНЕ ВРЕМЕНИ
Разум человеческий недостаточно велик, чтобы понять, что Бог существует вне
времени. Но ты должен понять, что время существует лишь потому, что мы не
в состоянии понять и постичь его. Для величайшего из нас ббльшая часть времени
ускользает. Во сне мы живем 70 лет и, проснувшись, обнаруживаем, что прошло
лишь четверть часа. В нашей жизни, которая протекает как сон, мы прозябаем
70 лет и наконец пробуждаемся для великого сознания того, что прошло четверть
часа. С нашим ограниченным сознанием мы никогда не можем усвоить того, что
были бы способны постигнуть, обладая восприятием иного порядка. Истинное знание
- вневременное.
Когда Машиах уразумел то, что он познал со дня сотворения мира, и вынес то, что он испытал, Господь сказал: "Ты - Мой сын, в этот день Я породил тебя"*.
КТО ЗНАЕТ ЧИСЛО "ОДИН"?
Так сказал раби Моше из Кобрина относительно первого вопроса игры загадок
в конце пасхальной Агады: "Про число "один" кто знает? Про
"один" - я знаю".
- Кто знает про "один"? - спрашивает он. Кто может знать Единого? Ведь даже ангелы спрашивают: "Где место обитания славы Его?"* И все-таки - "Я знаю "один". Ибо, как сказал мудрец: "Где я найду Тебя?.. А где я не найду Тебя?!"* И ангелы отвечают: "Вся земля полна славы Его"*. По делам Его во мне, я знаю Единого.
"СУПЕРВОР"
Для всякого замка есть свой ключ. Но есть "суперворы", которые знают,
как вскрывать замки без ключей: они разбивают запоры. Так всякая тайна мира
может быть разгадана соответствующим ей осмыслением. Но Бог любит такого "вора":
я имею в виду человека, разбивающего свое сердце для Господа.
ДВА ВИДА СТРАХА
Вопрос: когда народ Израиля стоял у подножия горы Синай, сказали они Моше:
"Говори ты с нами... и пусть не говорит с нами Всесильный, а то мы умрем"*.
И Моше ответил: "Не бойтесь"*. А затем продолжал говорить о том,
что Бог явился "чтобы страх Его был перед лицами вашими, дабы вы не грешили".
Разве нет здесь противоречия?
Ответ: "Не бойтесь" означает, что ваш страх, страх смерти - не тот страх, которого Господь ждет от вас. Он желает, чтобы вы боялись Его, страшились Его величия и не впадали в грех, который уводит вас от Него.
НАШ ПОЗОР
Наш позор в том, что кроме Бога мы страшимся еще кого-то. Именно это сказано
о Яакове: "И весьма устрашился Яаков, и страдал он"*. Мы должны
страдать от нашего страха перед Эйсавом.
ОДИНОКОЕ ДЕРЕВО
Когда я гляжу на мир, мне иногда представляется, что человек подобен дереву
в пустыне, и у Бога нет никого, кроме одного этого человека, а человеку не
к кому обратиться, помимо единого Бога.
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
Вопрос: почему написано: "В день, когда Бог создал человека"*, а
не "в день, когда Бог создал человечество?
Ответ: ты должен служить своему Создателю так, словно на земле есть лишь один человек - ты сам.
РАЗДЕЛЯЮЩАЯ СТЕНА
В Писании мы читаем: "Я стоял между Господом и вами"*. Это "я"
стоит между Богом и нами. Когда человек говорит "я" и злоупотребляет
словом своего Создателя, он отвращает себя от Него. Но нет разделяющей стены
пред тем, кто жертвует своим "я". Это о нем написано: "Я принадлежу
возлюбленному моему, и ко мне обращено желание его"*. Только когда мое
"я" принадлежит моему возлюбленному, Его желание обращено ко мне.
КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?
В Торе мы читаем: "Когда человек хочет принести жертву Господу..."*
Только того, кто приносит себя в жертву Богу, можно назвать человеком.
УЧЕНИК
Раби Пинхас сказал: "Как только я начал по-настоящему служить моему Создателю,
я не прилагал усилий, чтобы получить что-либо, но лишь принимал то, что Бог
давал мне. Потому что ученик - это тьма, поглощающая все лучи света".
СВЯТОЕ ОТЧАЯНИЕ
В псалме мы читаем: "Доколе мне слагать в душе моей советы, в сердце
моем томление ежедневно?"*
До тех пор, пока не перестану я обращаться к моей душе, будет печаль в моем сердце - день за днем. Только когда я осознаю, что никакие советы не смогут помочь мне, и я отброшу их и пойму, что никто не окажет мне поддержки кроме Бога, - только тогда я буду удостоив помощи.
ТЕНЬ
Человек сам источник всех своих бед, хотя свет Господен изливается на него
постоянно. Но физическое существо человека отбрасывает тень, и потому свет
не может достичь его.
ДВА ВИДА ЛЮБВИ К БОГУ
Есть два вида любви: любовь человека к жене - та любовь, которая проявляется
вдали от посторонних глаз, ибо проявиться во всем совершенстве она может лишь
в месте, где нет чужих; но есть любовь к братьям, сестрам и детям - любовь,
которая не нуждается в тайне.
И есть два вида любви к Богу: любовь, воплотившаяся в учебе и молитве, наполненная заповедями и обнаруживающая себя в тишине, вдали от мирской суеты, вопреки искушениям гордыни; и есть любовь, которая являет себя в собрании других человеческих существ, там, где человек слушает и говорит, дает и берет, и, в глубине души, остается верным Богу. Эта любовь стоит на ступени более высокой, чем другие, и именно о ней мы читаем: "О, если бы ты был мне брат, сосавший грудь матери моей! Тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы"*.
ЭТО Я
Написано: "Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из страны Египетской"*.
Вопрос: почему не сказано: "Я -Господь, Бог твой, Который создал небо
и землю"?
Ответ: Небо и земля? Тогда человек мог бы сказать: "Небо - это слишком много для меня!". Поэтому Бог говорит человеку: "Я - Тот, Кто вытащил тебя из скверны. А теперь иди сюда и слушай Меня!"
ДВА ВИДА ЛЮБВИ БОГА
Два проявления любви: один человек любит все, чтобы ни сделал или сказал его
умный сын, и гордится его мудрыми делами и разумными речами; другой любит
своего сына таким, каков он есть, невзирая на его слова и поступки. То же
самое можно сказать о любви Бога к человеку. Когда испытанный и убежденный
человек творит добро мудро и добросовестно, Бог любит его деяния и присутствует
во всех делах его, и, таким образом, материальное бытие Вселенной направляется
к Богу. Но когда испытанный и убежденный человек прилепляется к Богу всем
своим существом, тогда Бог любит его, даже если тот не трудится разумно и
добросовестно, но идет своим путем в простоте душевной и остается верным Богу.
Бог любит его именно за это. И посему духовный мир космоса поднимается именно
к Богу. ЛИТЫЕ БОГИ
Написано: "Богов литых не делай себе"*.
Думая о Боге, ты должен мыслить действительно о Нем, а не о литом идоле, которого ты сотворил собственным воображением.
МЫ ПРИДАЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ БОГУ
Наши мудрецы говорят: "Знай, чтб над тобой..."* Раби Авраам-ЙегошуаТешель
из Апты (Опатува) толковал эти слова следующим образом:
"Знай, чтб над тобой". Но что это, что над тобой? Пророк Йехезкель сказал: "И над образом этого престола - образ, подобный человеку, сидящему на нем"*. Как можно сказать такое о Боге? Разве не написано: "И кому уподобите вы Меня, чтобы Я сравним был с ним?"*. Но правда заключается в том, что "образ, подобный человеку", создан нами. Это образ, который мы создаем, когда служим с открытым и пылким сердцем. Такое служение придает человеческий образ нашему Создателю, Которому нет равного и подобного; это придает Ему, благословен Он и благословенно имя Его, подобие человека. Когда человек щедро раздаривает любовь, он способствует проявлению "правой руки" Бога. Когда человек борется во славу Божию и рассеивает зло, он содействует созиданию Его "левой руки". Тот, кто над тобой на троне, - Его образ - это твоя работа.
С БОГОМ
Ты должен помнить, что любой твой шаг вдохновляется волей Создателя. Вот почему
написано: "С Богом шел Hoax"*. Всякое действие является следствием
Божественной воли. Hoax прилепился к Господу с такой преданностью, что ему
казалось - куда бы он ни шел, Бог передвигает его ноги. И на каждом шагу ему
казалось, что Бог пред ним и направляет его как отец, который учит свое дитя
ходить. И когда отец уходит вперед, ребенок понимает, что это делается для
его же блага.
СИМВОЛЫ
Весь этот мир служит покровом для нижней ступени святости, ее основания, как
сказано: "А земля - подножие ног Моих"*. Бог ограничивает добро,
которое у Него безгранично, сужает его и фокусирует на материальный мир, в
котором обитает человек. Он наделяет каждого человека мыслью, словом и делом,
в зависимости от дня, места и личности и укрывает там образы, чтобы они вели
людей к служению Ему.
Поэтому человек должен углубиться в процесс познания символов, скрытых в мысли, слове, деле и во всём, что даровано ему, в особенности в трудах и делах его и во всем, что Бог предписывает ему день за днем.
О СКРЫТНОСТИ
Бывает, человек лежит в постели, и домочадцы думают, что он спит, однако он
проводит этот час наедине со своим Создателем, благословен Он. Если бы очи
его разума могли видеть своего Создателя, будто Он - некое человеческое существо,
то это означало бы достижение очень высокой ступени. И пусть это западет тебе
в сердце: если все время ты проводишь с чистыми мыслями, Создатель тоже обратит
на тебя свой взор, будто Он - человеческое существо.
ВЕРА
Вера - великое качество. И если человек обладает простой, бесхитростной верой,
которая не поддается рациональному объяснению, он может достичь той ступени
Божественного благоволения, которое даже выше, чем ступень святой мудрости.
В блаженной тишине он будет удостоен великой и необъятной Божественной милости
до тех пор, пока не сможет более выносить величия этого безмолвия и закричит
из глубины своей души.
примечания:
Бог наш и Бог отцов наших: вступительная фраза многих молитв.
Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова: вступительная фраза первого благословения молитвы "Шмонэ-эсрэ".
И увидел Израиль силу великую: Шмот, 14:31.
Сними обувь твою с ног твоих: Шмот, 3:5.
Я совершенно скрою лик Мой: Дварим, 31:18.
Я видел весь Израиль, рассеявшийся по горам, как овцы без пастыря: Млахим I, 22:17.
Ты - Мой сын, в этот день Я породил тебя: Тегилим, 2:7.
Где место обитания славы Его?: слова из "Кдуши", субботней молитвы.
Где я найду Тебя?" А где я не найду Тебя?!: слова из гимна р. Йегуды Галеви.
Вся земля полна славы Его: Йешаягу, 6:3. 12. Говори ты с нами...: Шмот, 20:16.
Не бойтесь: Шмот, 20:17.
И весьма устрашился Яаков, и страдал он: Брейшит, 32:8.
В день, когда Бог создал человека: Брейшит, 5:1.
Я стоял между Господом и вами: Дварим, 5:5.
Я принадлежу возлюбленному моему, и ко мне обращено желание его: Шир гаширим, 7:11.
Когда человек хочет принести жертву Господу...: Ваикра, 1-2.
Доколе мне слагать в душе моей советы, в сердце моем томление ежедневно?: Тегилим, 13:3.
Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из страны Египетской: Шмот, 20:2.
О, если бы...: Шир гаширим, 8:1.
Богов литых не делай себе: Шмот, 34:17. 16. Знай, что над тобой: Авот, 2:1. 16. И над образом...: Йехезкель, 1-26.
И кому уподобите вы Меня...: Йешаягу, 40:25.
С Богом шел Hoax: Брейшит, 6:9.
А земля - подножие ног Моих.- Йешаягу, 66:1