И.ВейнбергВведение в ТАНАХ |
Д. "Эпилог": урок надежды
Древнегреческая трагедия завершается эпилогом, который непосредственно обращен к аудитории и содержит краткое обобщение происходившего и более развернутый урок; он служит выражением и средством катарсиса, жизнеутверждающего и обнадеживающего очищения слушателя/читателя после сопережитых испытаний и потрясений.
В Пятикнижии сходные с эпилогом функции выполняют его последние главы (Втор. 31-34). Подобно эпилогу, они открываются прямым обращением к слушателю/читателю:
"И пошел Моше и говорил слова эти всему Йисраелу" (Втор. 31:1),
в котором "Йисраел" выступает и как адресат, к которому в драме обращены слова Моше, и как тот, к кому обращены слова всей драмы. В этих четырех главах, как в настоящем эпилоге, суммируется все сказанное в "драме", в Пятикнижии, причем главное внимание сосредоточено на рассказанном в третьем "акте" о трех главных героях его: Боге, народе и Моше.
В последних главах Пятикнижия события и герои по сравнению с основным текстом не претерпели "улучшений", напряженность между ними не смягчилась. Бог, как и в основном тексте, провозглашает:
...Я есть Я
и нет Бога рядом со Мной, Я умерщвляю и Я оживляю,
Я поражаю и Я исцеляю и нет избавления от руки Моей...
(Втор. 32:39 и ел.).
Народ, как и в самой драме,
"утучнел, потолстел, ожирел и оставил Элоха, сотворившего его, и презрел твердыню спасения своего..." (Втор. 32:15).
Однако вместе с тем в последних главах Пятикнижия, как в настоящем эпилоге, более концентрированно и отчетливо, более однозначно и громко, чем в основном тексте, звучит надежда. Бог предупреждает и угрожает, но в то же время
"Он нашел его [народ] в земле пустынной и в хаосе печальном и диком, и ограждал его, и смотрел за ним, и хранил его как зеницу ока..." (Втор. 32:10).
Народ совершает и будет совершать дурное, ему угрожают и будут угрожать кары и беды, но:
"Счастлив ты, Йисраел! Кто подобен тебе, народ, хранимый Йахве? Он щит твой, опора твоя и меч славы твоей..." (Втор. 33:29).
Моше не войдет в Страну Обетованную, народ отступился от повелений его,
"но не явился еще в Йисраеле пророк такой, как Моше, которого Йахве знал лицом к лицу" (Втор. 34:10).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Согласны ли вы с предположением, что Пятикнижие как
цельность содержит элементы драмы, и почему?
2. Какими видите вы образ и роль Моше в Пятикнижии?
3. Каковы, по вашему мнению, основное послание, главный
, урок Пятикнижия как цельности, как драмы?