И.ВейнбергВведение в ТАНАХ |
Описывая чтение Пятикнижия перед народом, создатель книги Нехемйа считал нужным отметить, как слушатели воспринимали читаемый текст:
"...и весь народ плакал, слушая слова учения", но тогда Нехемйа и Эзра, священники, левиты и "понимающие" сказали народу, что "день этот священный, и не скорбите. И пошел весь народ есть и пить, и посылать долю [неимущим], и веселиться веселием великим, ибо поняли слова, сказанные им" (Нех. 8:9 и ел.).
Такой переход от "печали" и "ужаса" к радостному, обнадеживающему "освобождению, очищению", по мнению Аристотеля, является той желаемой реакцией зрителя, которую должна вызывать драма, представляет собой катарсис.
Пятикнижие, конечно, нельзя назвать драмой в буквальном смысле слова, но если определить драму как литературное произведение, изображающее остроконфликтные ситуации, в ходе которых постепенно раскрывается сущность героев в их становлении и изменениях, в столкновениях между ними, то в Пятикнижии в целом на уровнях содержания и построения присутствуют многие элементы драмы. На первом и определяющем уровне Пятикнижие является повествованием о том, что все важное и значительное в мире земном - человек, человечество и "мы" -достигает завершения и совершенства только через испытания. Становление завершенного и совершенного через испытания показано в Пятикнижии как реализуемое в отношениях "Бог - человек", "человек - Бог" и "человек - человек", которые зачастую приобретают характер столкновений, конфликтов между участниками этих отношений. Осмысленное таким образом становление законченного и завершенного предполагает изображение его как постепенно развертывающегося и нарастающего действа, которое в древнегреческой драме раскрывается в прологе, трех актах и эпилоге. В Пятикнижии как цельности подобной структуры нет, но не будет слишком надуманным предположить наличие в его построении элементов подобной или близкой структуры.