И.ВейнбергВведение в ТАНАХ |
Повествовательный комплекс в Пятикнижии заполняет собой основное пространство всего собрания. Его нельзя считать ни приложением к законам, ни иллюстративным обрамлением - это совершенно самостоятельный текст по своему происхождению и "месту в жизни", по своей многообразной жанровой принадлежности и функциональному назначению. Принципиальное различие между законом и повествованием заключается также в том, что первый, как правило, отражает статику в жизни общества, тогда как второй - его динамику, которая в Пятикнижии грандиозна по своему содержательно-временному охвату: от сотворения мира и человека до прихода сынов Йисраела в Ханаан.
Внимательный читатель и придирчивый критик находят несогласованности и противоречия в таких больших произведениях древности и средневековья, как "Илиада" и "Одиссея", "Махабхарата", "Песнь о Нибелунгах" и др. Но даже в них, пожалуй, не найти такого, чтобы уже в самом начале произведения по одной из ключевых его тем приводились бы столь различные, даже взаимоисключающие данные, как при описании сотворения человека в первых двух главах кн. Бытие. Даже если бы это расхождение было единственным в повествовательном комплексе Пятикнижия, оно вызывало бы сомнения в изначальном единстве, по крайней мере, первых глав кн. Бытие. Однако параллельные по содержанию, но отличающиеся событийными, концептуальными, стилистическими, терминологическими и иными особенностями блоки текста заполняют все пространство повествовательного комплекса Пятикнижия, порождая один из центральных вопросов научного изучения Танаха - об изначальном единстве или изначальной множественности Пятикнижия, его повествовательного пласта.
Более правомерной представляется точка зрения об изначальной
множественности повествовательного комплекса Пятикнижия, в основе которого
лежат разные по картине мира, по стилистическим, языковым и другим особенностям
пласты. Впоследствии они были объединены в одно сочинение, искусно и умело
наделенное общностью и последовательностью содержания, определенным религиозно-мировоззренческим
единством и т.д., однако без особых стараний скрыть изначальную его множественность.
Поэтому дальнейшей задачей является рассмотрение каждого из таких пластов,
определение его объема и содержания, выявление положенных в его основу текстов,
источников, установление его лингвистических, стилистических и поэтических
особенностей, уточнение его картины мира, его "места в жизни", его
жанровой принадлежности и пр.