|
МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ |
БЕРЕШИТ
Десять поколений от Ноаха до Авраама
Ежедневные царские дела были сделаны, и царь прогуливался по берегу моря. Но тут, увы, сверкающий драгоценный камень, украшавший его корону, выпал из оправы и исчез в песке. Немедленно были призваны слуги. Они пришли, снаряженные граблями, черпаками и ситами, чтобы перерыть весь песок в поисках пропажи. В первой дюне ничего не нашли. Ничего не нашли и во второй дюне. Так они и шли - дюна за дюной, пока не обнаружили камень. Тут же по всему государству было объявлено: "Царь нашел свою драгоценность"!
Ашем искал великого праведника, который мог бы стать праотцом Б-гобоязненного народа. Род Хама был отброшен сразу. Ничего не обнаружилось и в роду Иефета. Наконец, Ашем нашел то, что искал, в роду Шема. Для этого Ашему пришлось ждать десять поколений. Вот они:
1. Арпахшад
2. Эр
3. Шел ах
4. Эвер
5. Пелег
6. Реу
7. Серуг
8. Нахор
9. Терах
10. Авраам
Зачем перечислены в Торе эти десять поколений? Ашем хочет показать нам, что Он тщательно просеивал "песок" и только в конце нашел Свою "драгоценность" - Авраама. " И Ты нашел сердце его верным пред Тобою!" (Нехемья 9:8).
Для этих десяти поколений (как впрочем и для всех остальных) ничего не было заранее предопределено. Они были свободны в своем выборе и могли стать великими. Царь из нашей притчи не мог найти жемчужину сразу, ему пришлось тратить время на поиски. То же самое и Ашем. Он ждал великого человека, который сам выдвинулся бы из этих поколений. Авраам оказался единственным, кто возвысился в то время над остальным человечеством.
Однако можно спросить: если породить Авраама было назначением всех живших до него поколений, начиная с Адама, то почему бы Ашему не начать было прямо с Авраама, поставив его на место Адама?
Ашем сказал: "Авраама следовало создать раньше Адама. Но если бы Авраам совершил адамов грех, то ни один другой человек не оказался бы достаточно великим, чтобы исправить его ошибку. Я сотворил вначале Адама, зная, что он согрешит, после чего придет Авраам и исправит его ошибку".
Своим прегрешением Адам и Хава заставили Шехину удалиться на Небо, но Авраам
вернул ее на землю. Если Адам принес в мир смерть, то Авраам своим гостеприимством
приводил людей под крылья Шехины и этим даровал миру жизнь.