АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

БЕСЕДА IV. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ РАВА КУКА

Все три возможности решения психофизической проблемы присутствуют и в проблеме соотношения человека и общества. Одиночество и общение: синтетический путь рава Кука. Несамостоятельность общественной жизни. Значение общественных переворотов. Реформа общества: в представлении и действительности; частное имущество, рабочие и работодатели. О проблеме разделения религии и общества.

Уединение и общение

Во второй беседе этого раздела мы занимались проблемой отношения между материей и духом в учении рава, то есть проблемой места, отводимого материи в его философии. В принципе здесь допустимы три возможности:

1. Отделение от всего материального, сосредоточенность на чисто духовной жизни,

2. Сосредоточенность на будничных и материальных вопросах,

3. Третий путь - путь рава - взаимосвязь материи и духа. Нельзя допустить, чтобы каждая область оставалась обособленной. В нашем целостном мире нельзя разграничивать и противопоставлять эти понятия - необходимо добиваться их просветленного и облагороженного развития.

Та же проблема и те же способы ее решения наличествуют и в сфере отношений индивидуума с обществом:

1. Есть люди, чурающиеся общественной жизни, сосредотачивающиеся на себе и внутренней своей работе, - люди уединяющиеся.

2. Есть и такие, которые увязают в общественном реформаторстве; заботясь об улучшении материальной жизни, они забывают и покидают личность, пребывающую в мире духовного хаоса.

3. Путь рава это синтетический метод.

Человек, с просветленной душой, вынужден часто уединяться. Постоянное общество других людей, духовные побуждения которых страдают вульгарностью, затемняет ясный свет его высокой души. И хотя он мог бы приносить обществу благо, даже подолгу уединяясь и отдаляясь от него (но не прекращая с ним духовную связь и постоянно вознося мольбы о духовном исцелении современников), праведник будет невольно содействовать погружению мира во мрак, усугубленный томлением духа; и потому ученый должен походить на ожерелье - то видно его, то нет [Пример взят из Талмуда.].

Очень тяжело выносить общество, встречаясь с людьми, всем существом своим погруженным в совершенно иной мир, с которым не соприкасается личность, переживающая возвышенные духовные и моральные процессы.

Тем не менее, именно это страдание очищает и облагораживает человека, духовно возвышающегося над своим окружением.

Его духовное влияние, усиливающееся благодаря постоянному общению с другими людьми, очищает все вокруг, отбрасывая отсвет святости на всех соприкасающихся с ним. ("Мораль святости".)

Несамостоятельность общественной жизни

Необходимо понять то огромное значение, которое придает рав общественной жизни. Рамбам учил нас в книге "Наставник заблудших", что самосовершенствование не является самоцелью, а только служит подготовкой к истинному совершенству. Ведь душевные достоинства проявляются только в отношении человека к ближним. Бездейственными и ненужными окажутся все добродетели затворника, которому нет никакого дела до людей. Рамбам видит в улучшении черт характера и в реформе общественной жизни средство, ведущее к более возвышенной цели, к истинно человеческому совершенству. По его мнению, цель общественной жизни лежит вне этой жизни, не имеющей самостоятельного смысла, ибо внутренняя сущность не покидает человека и в час одиночества, в тот час, когда он пребывает вне всякого общества. Спрашивается, в чем же цель общественной жизни?

Рав Кук обсуждает этот вопрос в следующем отрывке.

На вопрос: "Какова цель общественной жизни? " - мы не сможем получить ответа в самой жизни. Надо устремить взор к иному великому и возвышенному миру. Невозможно представить себе, будто все стремления человечества исчерпывались социальным бытием, более того, если общественная жизнь перестанет черпать свою суть из высшей жизни, делающей ее существование осмысленным, то обесценится и социальное бытие, и обнаружатся в ней роковые пороки. (Там же.)

Значение общественных переворотов

Итак, общественная жизнь не является самоцелью. Более того, в ту минуту, когда она превращается в самоцель, ее подстерегает опасность: социальное бытие обесценится, и в нем выявятся роковые изъяны.

Рав говорит о двух областях: общественная жизнь и мир науки и духа. По мере усиления связи между общественной жизнью и миром духа, будет возрастать ее самостоятельная ценность; сверх того, в таком случае общественная жизнь приобретет самостоятельное значение, ее существование превратится в "существование осмысленное".

Общественная жизнь бурна и переменчива, но насколько суетна, убога и скудна эта жизнь! Великая пустота остается в сердце после волнений и тревоги, если нет в этой жизни вечной цели, а только преходящее существование отдельных групп. Точно так Же и значение великих шумных социальных потрясений, воспламеняющих сердце и затемняющих сознание, немного стоит, если нет самостоятельной, вечной и идеальной цели, которая могла бы придать разум и чувство этим событиям. В противном случае все социальные движения внутренне совершенно ничтожны и недолговечны. ("Огни".)

Общественно-мессианская тенденция

В чем смысл связи между жизнью общества и миром духа? В идее избавления. В общественно-мессианской тенденции.

Исправление мира обусловлено трепетным ожиданием спасения, и вечное упование Израиля на свет Мессии, на свет Г-да в мире Его, - основополагающая сила мира, основа всех его состояний, включая общественное бытие в самых разнородных проявлениях.

Необходимо, чтобы нашлись люди, денно и нощно мечтающие об избавлении, а их мечты одухотворят общественную жизнь, занимающую столь значительное место в нашем мире. Этот дух, оживляющий социальную жизнь, сам должен проистекать из высшей, небесной и святой, жизни, исполненной мудрости. И тогда он сумеет превратить общественное бытие в свое подобие, образ горнего величия, сумеет воспроизвести небесный мир Шехину в низшем, земном мире. В этом заключается основная миссия души Израиля -ив социальном аспекте жить жизнью Божественной. Основной удел Израиля - это достоинство его общественной жизни, которая устроена наподобие высшей, царство Давида - по образу горнего царства. ("Огни святости".)

Ответ рава Кука поражает смелостью. Люди призываются к установлению на земле общества, которое сравнилось бы с царством небесным в распорядках и уставах своих. Необходимо, считает рав Кук, настолько усилить зависимость общественной жизни от жизни небесной, чтобы Шехина сделала землю местом своего обитания.

Когда общество воссоздаст на земле царство небесное, оно удостоится осмысленного существования и станет само по себе целью - местом обитания Шехины.

Мечта и действие в деле исправления общества

До сих пор мы обсуждали философские проблемы общества с точки зрения рава Кука. Он указал также на методы практического воплощения этих отвлеченных понятий, объяснил, каким образом нужно действовать в практической жизни для исправления общества.

Всякая мысль, оставляющая исправление мира и государственных порядков и одиноко парящая в духовном пространстве, кичащаяся исправлением душ, в основе своей ложна и беспочвенна. А всякая мысль, не имеющая ничего общего с Превечным величием и озабоченная только устройством и улучшением материальной жизни, - подобная мысль, даже если она содержит в себе благородные, нравственные принципы, в конце концов мутнеет и мельчает вследствие нечистоты и уродства, которыми по природе своей заражено материальное бытие, когда оно оторвано от основы вечной жизни и стремления к ней. ("Мораль святости".)

Первое правило для исправления общества - сочетание мечты и действия. Не довольствоваться нереальной мечтой, не оставлять на произвол судьбы распорядок государства и общества - с одной стороны, а с другой - не отрывать дело от воображения. Занятость одним лишь исправлением материальной жизни (пусть даже воодушевляемая идеями справедливости и морали) в конце концов приведет к осквернению замысла: если к нему не присоединится духовное созерцание вечности.

Но иногда сама увлеченность материальными задачами черпает силы в ценностях духовных, и тогда, хотя бы эта связь оставалась неприметной, рано или поздно дух победит. Таковы общественные движения, отрицающие свое духовное и Божественное происхождение. Случается, что само стремление к справедливости и равенству одухотворяет общественную жизнь.

Не стоит досадовать, когда какая-нибудь общественная добродетель возникает без всякого упоминания о своем Божественном происхождении, поскольку мы знаем, что сама сущность справедливости в какой бы то ни было ее форме есть наиболее светлое воздействие Божественного начала. И если захочет человечество воплотить идеал равенства и душевного успокоения, чуждаясь всякого духовного влияния, то мы усмотрим в этом следы величайшего духовного воздействия, даже если люди не захотят признать Божественную сущность общепризнанных представлений о справедливости. "И скажет: "Не пророк я, а человек, земледелец я, ибо земля дело мое от юности моей ", - (Захария, 13, 5). И если пожелает человек возвести новое мироздание без какого-либо духовного влияния, руководствуясь только материалистическими потребностями, мы со спокойным сердцем будем взирать на эту детскую постройку: ведь он строит скорлупу жизни, не умея строить жизнь как таковую. ("Письма".)

Говоря о какой-либо общественной добродетели, рав Кук имеет в виду, что общественный порядок в целом нуждается в вечном и духовном озарении, но порой может случиться, что реализуется та или иная сторона общественной справедливости даже если при этом отрицается ее Божественный источник. Рав Кук сомневается, однако, в возможности прийти таким образом к подлинно значительным достижениям.

Смысл стиха из книги пророка Захарии здесь отличен от его исходного значения. В книге он произносится лжепророками, которые в будущем отрекутся от своих предсказаний, говоря, что они - земледельцы и пастухи; рав Кук, по-видимому, преследует двойную цель: сторонники секулярной идеи исправления общества как бы утверждают: "не пророк я"; иными словами, мы не ищем духовного видения, мы рассуждаем материалистически - "земледелец я". Но ведь то же самое провозглашали лжепророки. В действительности подобная деятельность затрагивает только оболочку, "скорлупу жизни", а не ее содержание.

Проблема частной собственности

Центральное место во всех общественных проблемах занимает проблема частной собственности. Значительная часть грехов человеческого общества коренится в экономической конкуренции. Рав Кук не отвергает личной собственности, но хорошо знаком с вредом, который она приносит, и намекает на возможность его устранения, раскрытую для нас в заповеди насчет седьмого субботнего года и йовеля (юбилейного пятидесятого года).

Этой нации жизненно необходимо, чтобы в ее недрах открывался Божественный свет во всем его блеске, незатуманенном будничной социальной жизнью, полной труда и забот, обид и соперничества. Это необходимо для того, чтобы смогла проявиться подлинная чистота души народа. Так суровость, присущая всякому устройству устойчивой общественной жизни, приводит к огрублению нравов, и несовместимость милосердия, правды, жалости и сострадания с притеснением, принуждением, и угнетением в отношении собственности, приводит к отдалению Божественного света. Раз так, то ослабление и прекращение функционирования режима зачастую, напротив, способствует подлинному возрождению нации. Субботний год необходим и нации, и земле. Это год без притеснителей и угнетателей. Год равенства и покоя. Нет ни строго разграниченного частного имущества, ни привилегий, и Божественный мир нисходит на все, в чем светится душа. Нет святотатства, рожденного корыстолюбием, которое не властно поживиться всеми плодами урожая этого года, исчезает алчность, возбуждаемая торговлей, и человек возвращается к своей жизненной природе. (Предисловие к "Субботе земли".)

Рав Кук видит в торговой жизни и работе опасность ущерба духовному развитию общества, ущерба, затемняющего свет национального духа. Вместе с этим - они в определенной мере необходимы для прогресса упорядоченной жизни общества, хотя, вообще говоря, она может причинить вред отдельному человеку. Существует постоянное противоречие между стремлением к жизни, полной милосердия и сострадания, и приобретательством, и этого противоречия невозможно избегнуть в практической жизни. Однако время от времени следует нейтрализовывать горечь и вред, накапливающиеся вследствие социальных установлений. В этом заключается цель субботнего года, в котором надо видеть желательный общественный порядок, и в этом - вклад седьмого года в дело улучшения социальной ситуации.

Рав Ш.З.Шрагай рассказывает: "Однажды, когда развернулась ожесточенная полемика относительно частной собственности, я зашел к раву Куку. Я записал его слова, и перед тем, как их опубликовать, показал раву написанное. Эту цитату я привел затем в одном из тогдашних журналов".

В своей книге "Мечта и воплощение" р. Ш.З.Шрагай цитирует раваКука:

Не пытаясь классифицировать общественный строй Торы, можно, однако, предположить, что при последовательном и бескомпромиссном исполнении всех ее законов в общественно-экономической области не сможет существовать собственнического режима. Ведь заповеди Торы и дополнения к ним гласят: "И поступай по добру и справедливости ". Эта заповедь (которая в Израиле должна считаться нормой поведения, а не достоянием праведности) настолько ограничивает владычество и привилегии собственности, что существование последней становится невозможным и нецелесообразным. ("Мечта и воплощение".)

Рабочий и работодатель

До этого идеального времени исполнения заповедей Торы во всех областях общественной жизни нужно стремиться к правде и справедливости в трудовых отношениях вообще и особенно - во всем, что касается наемной работы. Отношения между работодателями и рабочими были в последний век дрожжами в тесте революций и социальных переворотов. Рав Кук ссылается на моральные аспекты этого вопроса.

Организация, отстаивающая интересы тружеников, привносит в мир справедливость и правду и содействует его обновлению. Профессиональный союз может в качестве доверенного представителя рабочих потребовать к суду и работодателя и неорганизованного рабочего, по вине которых причиняются убытки труженикам. Неорганизованный рабочий работает в худших условиях, - его труд хуже оплачивается, хотя и требует большей продолжительности, и т. д., и это обстоятельство подрывает достижения остальных.

Понятно, что если работодатель или неорганизованный рабочий не прибегают к суду Торы или разбирательству, то рабочие принудят их подчиниться суду Торы с помощью какого-либо насильственного средства. Подробности - это уже дело суда. ("Эхо".)

О проблеме разделения религии и государства

До сих пор мы видели, что социальные воззрения рава в смысле практическом согласованы с Торой. Находятся, однако, люди, отвергающие этот путь, ссылаясь на уроки современной истории. В Западной Европе и Турции прогресс и либерализм восторжествовали, разрушив религиозные традиции. Борьба за свободу, социальное равенство и улучшение общества всегда сопровождалась борьбой против религии и ее законов. Особенно сильно было действие марксизма, усматривавшего в религии "опиум для народа". Марксизм исключил из своего учения всякое упоминание о религии и вере.

Спрашивается: если большая часть общественных реформ в новой истории возникла на развалинах религии, каким образом в Израиле общественное возрождение совпадает с религиозно-духовным?

Рав Кук отвечает на это, что религия Израиля не имеет ничего общего с остальными религиями. Все они - не что иное, как дешевое подражание религии Израиля. Поэтому естественно, что они препятствуют общественным реформам. Нееврейская религия - это старая и застывшая форма, а общество нуждается в обновлении, в устранении всех окостеневших рамок и традиций. Но уникален путь Израиля, в нем религиозное и общественное возрождение взаимно связаны. Поэтому религиозное возрождение Израиля влечет за собой бесповоротное исправление общественной жизни.

Стесненный и угнетенный дух религии, отвергнутый в христианской Европе и мусульманской Азии (ислам был ненамного лучше христианства, и точно так же не мог ужиться с социальным возрождением), нуждается именно в истинно Божественном свете общественной души, чтобы достичь совершенства, а этого нет нигде, кроме Израиля.

Для неевреев полезно и уместно то, что вредит нам - разделение религии и общества, однако если не соберемся мы осветить тьму, объяснить различия между вероисповеданиями, то есть между религией, которой, собственно, не подобает называться этим избитым словом ввиду ее возвышенности и самобытности, и религией подражательной, являющейся лишь ответвлением, и всем своим существованием обязанной краже, то этот вопрос и впредь останется запутанным и неясным. ("Письма".)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz