|
АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
БЕСЕДА III. ОСНОВА ПРОГРЕССА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Прогресс - основа оптимизма. Вера в светлое будущее мира. Развитие подъем прогресс в учении рава Кука. Опасности и надежды теории развития. Человеческая история в свете этой теории. Прогресс в природе, цель и средства. Прогресс и Избавление: заселение Земли Израиля, Избавление народа, Избавление мира.
Вера в светлое будущее мира.
Красной нитью сквозь учение рава Кука проходит: оптимизм, вера в ясное и лучшее будущее, в свете которого он рассматривал все проблемы мира, нации и человека. Он верил, что в будущем исчезнет зло, и во всех сферах жизни воцарятся добро и красота. Характерный пример оптимистического видения мира находим в следующем отрывке:
Мир неизбежно вернется к своей праведной первооснове. Он не статичен, а постоянно развивается, и истинное и полное развитие должно привести его к совершенному исцелению, физическому и духовному, и вместе с собой оно принесет свет жизни возвращения. ("Свет Возвращения".)
Рав Кук верил в будущее полное исцеление материи и духа, в то, что будут устранены все телесные напасти болезни, физические недостатки; более того, смерть перестанет быть уделом человеческого общества. Точно такое же исцеление он провидел и в мире духа - обретя совершенное духовное здоровье, человек познает, наконец, самого себя в качестве образа и подобия Б-жьего во всех возвышенных смыслах этого понятия.
Этот оптимизм, который особенно ярко выразился в его отношении к Возрождению и заселению Земли Израиля, кажется нам, на первый взгляд, несколько преувеличенным и простодушным; некоторые попросту называют его наивностью, неуместной в нашей убогой повседневной действительности.
Однако изучение его книг доказывает, что источник этого оптимизма - во всеобъемлющем и гармоническом подходе ко всем деяниям жизни. Отсюда вытекает отношение рава Кука к эволюции и прогрессу вселенной как к основе всей жизни человека и окружающего его мира.
Счастливое прошлое - залог будущего совершенствования
В современной философии важное место уделяется теории развития. Открытия, совершаемые в естественных и точных науках, развитие моральных идей обусловили новую философскую трактовку проблемы развития мира и человеческого общества. В книге Рамхаля "Знание мудрости" можно обнаружить высказывания, подтверждающие истинность такого мировоззрения: "С каждым днем мир приближается к совершенству".
Некоторые современные философы убеждены, что мир развивается целенаправленно. Однако эта конечная цель совершенство никогда не была достигнута, и сомнительно, что ее удастся достичь в будущем. Мир изо дня в день улучшается и преображается, но нет никакой уверенности в том, что лестница достижений в конце концов приведет к совершенству быть может, она бесконечна. Кроме того, дорога может оказаться двусторонней и не исключено, что в один прекрасный день начнется движение в обратную сторону к варварству. Подобная возможность выглядит особенно реальной в сфере духа. Получается, что в философском смысле вера в прогресс недостаточно аргументирована - ведь откуда известно, что мир развивается в линейном, а не циклическом направлении? Рав Кук же говорит об эволюции - восхождении: кажущееся нам развитие мира - это его возвращение к тем высотам, на которых он некогда пребывал. Дело обстоит как в известной физической задаче о сообщающихся сосудах.
Выходит, что в принципе рав Кук согласен с современной теорией развития. Каждое поколение привносит нечто новое и превосходит предыдущее по знаниям и опыту. Однако центральная идея рава Кука - возвращение мира к своему бывшему, исходному положению. Выйдя из рук Создателя, мир пребывал в изначальном совершенстве, а затем "опустился" деградировал. И вот теперь мы снова его исправляем, поднимаем, возвращаем в первоначальное положение.
Убеждение, согласно которому некогда вселенная и человек вкушали первозданное блаженство, придает нам уверенность в том, что в конце концов все усилия прогресса вновь приведут к счастью. Отсюда и потребность радоваться жизни, внушаемая нам Торой и иудаизмом.
Именно в прошлом - когда человек блаженствовал и только первородный грех сбил его с пути, - отыскивается залог ясного понимания Торы, радости и света жизни. Понятно, что случайное препятствие должно быть устранено, и человек вновь обретет утраченное величие. Иначе, без оглядки на прошлое, идея развития выглядит пугающей: ведь мы не сможем найти однозначного и категорического подтверждения тому, что счастье необходимое состояние человека - тем более, человека, сотворенного из плоти, соединяющего в себе душу с телом. Поэтому только пребывание Адама в раю сулит нам в грядущем царство света. ("Письма".)
Вознесение мира - источник оптимизма
Только представление о развитии, совершающемся по восходящей линии, дает нам основание для оптимизма. Разве можно отчаиваться тогда, когда видишь, что все развивается и возвышается... И в целом, и в мельчайших своих явлениях, мир устремлен к своему горнему пределу - абсолютному благу. ("Огни святости".)
Опасности и надежды теории развития
Через два эти полюса прошлое и будущее человечества проходит ось, вокруг которой вращается мир. Озирая прошлое и будущее, мы должны многому научиться. Более того, если выводы окажутся неверными, они могут привести к разрушительному и греховному их применению.
Идея прогресса наполняет человека силой и гордостью за все, что он сделал, особенно при мысли о долгом пути, пройденном человеческим родом со времен первобытного варварства до сегодняшнего дня. Однако, с нравственной точки зрения, эта мысль таит в себе серьезную угрозу, ведь моральные нормы развивались с давних времен, и человек сам склонен довольствоваться достижениями морали, которые наглядно убеждают его в своем превосходстве на фоне примитивного прошлого.
Напротив, размышления о возможностях грядущего побуждают человека к активной деятельности. Знание того, что мир и человечество постоянно совершенствуются, это в их руках способность приблизиться к тому положению, в котором пребывал Адам на заре своего существования, находясь в раю, укрепляет мораль, взывает к неустанному труду самосовершенствования.
Идея развития бытия то погружает в низины, то устремляет к высотам человеческий дух, эликсир и жизни и смерти вместе содержатся в ней. Когда человек горделиво сопоставляет свое убогое прошлое с нынешними моральными, умственными и физическими достижениями, он, с одной стороны, испытывает чувство удовлетворения, а, с другой, - утрачивает нравственные силы. Какими бы достоинствами он не располагал, в ту самую минуту, когда овладеет им пагубная страсть, человек сочтет, что так, собственно, и должно обстоять дело с людьми, чья суть это косная и разнузданная дикость.
Зато идея будущего совершенствования действительно воодушевляет и облагораживает человека, соразмеряясь в его сознании с представлением о грядущем, с историей человечества на заре его, освященной Б-гом жизни, предшествовавшей изгнанию из рая. (Там же.)
История человечества в свете теории развития
Идея эволюции подразумевает еще одну, уникальную возможность толкования истории человечества. В прежние времена желания человека были варварскими. Естественные побуждения и воля человека склонялись ко злу и греху. И потому Божественное руководство и правление людей, наделенных Божественным духом, были направлены к исправлению этих недостатков.
В числе факторов, способствовавших раскрепощению человеческого духа, были откровения Шехины в Израиле, исторический опыт, развитие общества, прогресс науки. Для лучшего понимания слов рава Кука возьмем, к примеру, людоедство. Что, собственно, плохого в поедании человеческого тела? Лишь избранные, озаренные Божественным видением, боролись с каннибализмом. Прогресс помог людям освободиться от противоестественного желания употреблять человеческую плоть в пищу. В результате сегодня религия уже не должна заниматься этой проблемой, люди сами исполняют Божественную волю и не питаются человеческим мясом (говорится о большинстве, которого коснулось влияние науки и социального опыта, исключение составляют некоторые из диких африканских племен).
Получается, что религия и традиции здесь как бы самоустраняются, и человеком управляют его естественные влечения, и морально-религиозному воображению открываются сейчас иные горизонты. Во многих сферах дух и мораль человечества, как и в древний период, все еще находятся в зачаточном состоянии, и религия. в союзе с нравственностью принесут туда свои открытия. В сущности, развитие человечества, привело к гораздо большим опасностям, чем те, что угрожали ему в прежние дни.
Как же так? В древние времена моральные силы находились в пассивном, дремотном состоянии. Добро и Зло являлись в своей первичной и потому менее опасной для общества форме. Наука и опыт пробудили брожение духа, которое распространилось на все человечество, как на культурные, так и на нуждающиеся еще в духовном смягчении его слои. Брожение духа сегодня гораздо опаснее, чем в прошлом, по двум причинам: 1. Способности человека гораздо более развиты, 2. Человек научился скрывать движущие им страсти. Ведь, например, современные явления наподобие массового уничтожения это не что иное, как в конечном счете рецидив каннибализма и инстинкта устранения противника.
И именно здесь открывается широкое поле деятельности для вестников религии и традиции для продолжения воспитательно-моральной работы.
В прежние дни общечеловеческий разум был менее развит, и все его желания также носили более варварский характер. Божественное откровение тогда предназначалось для устранения этого бунтующего разума, подчиненного лишь животным инстинктам, и для уничтожения греховных первобытных позывов. Смягчение жизни ряда поколений - в первую очередь, благодаря откровениям Шехины в Израиле, а также благодаря накопленному опыту, расширению общественных связей, распространению науки, - очистило человеческий дух до такой степени, что, хотя очищение еще не кончилось, большая часть его мыслей и естественных побуждений уже сами по себе склоняются к Божественному благу.
И вместе с этой, уже очищенной сферой, должен распространяться либерализм.
Религия и традиция должны помочь очищающемуся человеческому духу следовать по проложенному им пути, выступая против тех сторон ума и воли человека, которые до сих пор находятся в первобытном состоянии, как и в прежние времена. Все более актуальной становится опасность того, что несмягченные еще стороны, многочисленные остатки варварства продолжают существовать в своем диком естественном состоянии, а исправленная сторона человеческого духа прикрывает их крыльями своего воображения, облекая в сияние молнии всякую ложь и мерзость.
В этом состоит священный труд служителей Г-да до конца дней, пока дух нечистоты не исчезнет совершенно, и сияние человека и мира не объявится во всем величии его могущества в царстве Всесильного. (Там же.)
Прогресс в природе: цель и средства
Принцип развития распространяется также на явления природы, представляющей собой основу жизни человека и общества. Когда Г-дь сотворил мир, Он произнес: "Да произведет земля зелень, траву семеносную, дерево-плод" и т. д. Мудрецы истолковали это таким образом: Творец подразумевал, что у дерева будет тот же вкус, что и у плода, то есть, что в самом дереве будет ощущаться вкус плода, ведь написано: дерево-плод. Но земля произвела деревья, дающие плод, как написано: "...и произвела земля... дерево, дающее плод" (но у самого дерева нет отношения к выращиваемому им плоду), поэтому и была проклята земля за грех человека. Это различие между повелением Г-да, тем, что вначале явилось в Его мысли, и реальностью - объясняет многие явления в мире природы и общества. В "Морали святости" р. Кука говорится: "Грех земли, то, что неодинаков вкус дерева и его плода,-причина того, что уровни жизни различны и противоположны друг другу. Отсюда в мире социальном и морали проистекают расхождения между людьми, чей удел - культура, наука, Тора и высшая нравственность, и людьми, призванными заниматься государственными делами и управлением, между меценатами, героями, королями и массой.
Земля, согрешив, отвергла свою сущность, укротила свою силу, пошла вслед за целями, не использовала всего своего могущества, чтобы сделать вкус дерева таким же, как и вкус плода, предалась поверхностным заботам, думая о судьбах и карьерах". Как нужно понимать эти слова? Плод - это "цель" дерева, ствол и листья - ведущие к ней "средства". В нашем мире мы знакомы с дуализмом цели и средств, и обычно относимся к цели с большим уважением, пренебрегая средствами. Этот дуализм присутствует не только в практической деятельности человека, но и во всей жизни общества и его духовных запросах. К примеру, общественная элита как бы является "целью", а все прочие люди были созданы, чтобы служить средствам для "избранных".
Эта испорченность проистекает от греха земли. Если бы земля целиком выполнила повеление Г-да, не было бы в мире вовсе этого дуализма цели и средств. Ведь Г-дь уравнял их, пожелав, чтобы вкус дерева был таким же, как и вкус плода. Но физические оковы, материя привели к огрублению и обессмысливанию цели, средства сделались самоцелью. Выходит, мир, природа и человек несут на себе проклятие и грех земли, однако "конец всякого порока - в его исправлении". Закон развития верен и по отношению к несовершенствам природы. Придут дни, когда "вернется Творение к началу своему". И вместе с согрешившей землей вернется к нему и человеческое общество. Его нравственность засияет в первозданной чистоте, уравнивающей цель со средствами, и справедливость воцарится между людьми. Повеление Г-да о "дереве-плоде" по завершении длительного этапа человеческой и мировой истории будет полностью воплощено согласно его исходному значению.
В начале Творения вкус дерева должен был быть таким же, как и вкус самого плода. Все, ведущие к какой-либо духовной, высшей, общей цели средства, должны были соответствовать величию и красоте этой цели, какой мы ее себе представляем. Косная природа земли, неустойчивость жизни и усталость духа, стесненного физическими оковами, привели к тому, что хотя вкус плода, обаяние конечной цели, последнего предела, воспринимается нами во всей своей прелести и красоте, деревья, на которых по необходимости произрастает этот плод, выглядят грубыми и грузными, и первоначальный вкус их утрачен. В этом грех земли, за который она была проклята, когда проклят был человек за свой грех. Но конец всякого порока в его исправлении. Поэтому твердо обещано нам, что придут дни, когда все Творение вернется к началу своему, и вкус дерева станет таким же, как и вкус плода, так как раскается и отвернется земля от греха своего, а обычаи повседневной жизни не будут более отдалять нас от красоты идеального света, цели, подбирающей для себя подобающее средство, поддерживающее его и выводящее его из потенциального состояния - в действенное. ("Огни Возвращения".)
Светские помыслы относительно обретения Земли Израиля одухотворятся и исполнятся святости
Исходя из своего глубокого убеждения, что все движется по направлению к добру, рав Кук пришел к оптимистическому взгляду на способ обретения Земли Израиля в наши дни. Прогресс начинается со светской и будничной идеи возделывания земли в Стране Израиля, и возносится до идеи освобождения человека и мира.
Если в процессе жизни, полной стремления к подлинной святости для многих, найдутся будничные дороги и святой труд будничных мыслей и будничных дел, то очень скоро укоренится в сердце самое нежное и милое, окропленное росой и источника' ми возрождения, сокровенное благо, откроет оно свет истинного пути. Все отвлеченные и практические ответвления национальной философии прикрываются зачастую будничными облачениями, иногда слишком грубыми... Но несмотря на это испытание, выпавшее на нашу долю сейчас, в самом начале пути, ведущего к освоению и воссозданию земли отцов наших, мы воодушевляемся, прозревая тот горний свет, тот источник жизни, который должен вскоре явиться во всем своем величии. Ибо над тружениками уже забрезжила наша заря, и поднято знамя труда над пашнями земли предков. ("Нтива".)
Закон избавления, все отчетливей реализующийся в Израиле
Этот закон развития рав распространил не только на дело избавления в наши дни, но и на идею избавления в целом, начиная со времени Исхода из Египта. В сущности, вся история Израиля единый процесс избавления, единый путь совершенствования и развития, ведущий к всемирному Спасению.
Избавление продолжается постоянно. Исход из Египта и совершенное избавление в будущем единое непрекращающееся действие, действие сильной руки и простертой мышцы, которое началось в Египте и продолжается повсеместно, Моше и Элиягу (Исход из Египта и будущее избавление) участники одного и того же процесса, начинающий и заканчивающий, открывающий и закрывающий, оба завершают собой единое целое. Дух Израиля прислушивается к отзвукам избавления, доносящимся отовсюду, предвещая окончательное и полное Спасение, ("Огни".)
Бытие развивается навстречу избавлению
Более того: избавление Израиля и избавление мира приведут к избавлению всего Творения, освобождению Шехины.
Весь мир движется, шумит шумом войны. Ее скрытая цель, способ достижения которой ведом лишь Б-гу, несомненно, предусматривает исправление мира в царстве Всесильного через возвращение Израиля к крепости своей [Намек на декларацию Бальфура. Эта статья писалась на исходе Первой мировой войны. - Прим. редактора.]. И благодаря ему засияет Божественный свет во всех обычаях жизни, во всякой жизни всякого живого существа, во всех законах вселенной, в режимах народов, в духовных процессах человека вообще. И небесные воинства тоже продолжают исправляться. Мрак ослабел, и оковы Шехины в глубинах ее изгнания все явственней разрушаются, цепи, сковывающие ноги Спасителя Машиаха все растягиваются... ("Огни святости".)