АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

БЕСЕДА I. ЧЕЛОВЕК

Центральная роль человека. Единство творения. Человек и мир: его связь со всем творением, влияние человека на мир.

Центральная роль человека

Какова картина мира согласно современной науке?

Существует гигантское пространство, в котором - миллионы туманностей. Каждая туманность состоит из сотен тысяч миллионов звезд, вращающихся вокруг единого центра. В одной из этих туманностей находится наше Солнце - всего лишь одно из миллиардов звезд. Вокруг Солнца, которое ютится в маленьком уголке Вселенной, движутся девять больших планет, 30 Лун, которые сопровождают шесть планет, более 1600 крупных астероидов и более 500 комет. Наша Земля - одна из девяти планет.

В этом огромном космическом пространстве земной шар выглядит ничтожной песчинкой. Есть ли у такого факта какой-либо философский смысл, и затрагивает ли он наши привычные представления? В последнее время некоторые ученые заявляли, что человек, живущий в столь мизерном мире, сам по себе, конечно же, крайне убог. Невероятно, мол, чтобы в огромной вселенной, полной гигантских, возникающих и постоянно развивающихся творений, наш крошечный мир и человек, крохотное и слабое создание, занимали сколько-нибудь значительное место. Один из великих астрономом, сэр Джеймс Джине, писал: "Человек должен примириться с тем фактом, что он является всего лишь жалким обитателем песчинки и соответственно изменить свой взгляд на смысл человеческой жизни".

Комментируя подобные высказывания, рав Кук отмечает, что скептическое отношение к идее центрального значения человека призвано, как известно, поставить под сомнение важность религии: если наш мир убог, а человек - жалкое создание, затерянное в глубинах огромной Вселенной, какое значение имеет религия?

Отвечая на этот вопрос, он подчеркивает два обстоятельства: 1. Необходимо сосредоточить внимание на вопросе о душе или духе человеческом, оставляя в стороне проблему количественных физических соотношений. Важно не количество, а качество. Большие размеры ничего не говорят о сущности объекта. 2. Во всей гигантской Вселенной наличествует единство: человеческий дух объединяет в себе целый космос. Каким образом? Человеческий дух наполняет мир смыслом и придает целенаправленность "космической картине". Иными словами, чем обширнее мир, тем весомее моральная ответственность человека; дух человеческий в самом средоточии мира. Если бы не человеческий дух, все объединяющий и осмысляющий, гигантская Вселенная была бы всего лишь хаотическим скоплением движущихся и вращающихся тел. Духовно одаренный человек объединяет в своем сознании "все миры", и эта способность сродни магнетическому притяжению.

По мнению рава Кука, на признании центральной роли человека зиждется религиозное мировоззрение. Оспаривая мнение Рамбама, считавшего, что человек не является ни целью, ни центром Творения, и что Г-дь по желанию Своему сотворил человеческий род наравне со всем существующим, включая небо и звезды, напоминает, что о главенствующей роли человека говорят Писаная и Устная Тора, а также многие наши философы (например, раби Саадия Гаон) . Рав подчеркивает, что этот взгляд на человеческую личность утвердился в еврейской философии последних поколений под влиянием каббалистического учения. Но, в сущности, и современная наука не ставит под сомнение центральную роль человека. Напротив, с расширением физической картины вселенной растет и значение человека. В этой идее есть и истина и поэзия: истина - в смысле философском, поэзия - в свете сопоставления человека с огромной сотворенной Вселенной.

Сколько истины и поэзии являет нам значимость человеческой души во Вселенной! Этот образ не умаляется на фоне безграничной картины звездной вечности, постоянного расширения туманностей. Напротив, вечность и необъятность его возвеличивают.

Везде, где являются сознанию свет жизни, нравственная красота и чистые устремления, проступает главное. Внутренняя целостность духовно одаренного человека охватывает его во всех его проявлениях, во всех мирах, как единство магнетической притягательной силы.

Напрасно полагают недальновидные люди, что после обновления космической картины мира значение человеческого духа исчезло и уменьшилось потому значение религии - хотя сильна вера и у тех, кто, как Рамбам и его единомышленники, совершенно необоснованно всегда отвергали идею о центральном месте человека во Вселенной. Даже в глубинах тайного учения, которое заполняет важную часть религиозной жизни, особенно зримо распространяясь в последних поколениях, ничто не затронуто картина стала лишь более грандиозной. Благодаря сложности бытия растет моральная ответственность, укрепляя силу человеческого духа на его пути к самосовершенствованию. ("Огни святости".)

Единство Творения

В чем выражается центральная роль человека? Рав Кук дает двоякое объяснение: 1. Творение в целом оказывает влияние на человека; 2. Человек влияет на все Творение.

Характер этого обоюдного влияния можно уяснить из того, что все Творение объединено Божественным единством ("заключено в одной точке"), так как разнообразие и множественность относительны, хотя и производят на нас столь сильное впечатление, что нам кажется, будто Вселенная представляет собой огромную совокупность разнородных явлений. Но это впечатление - следствие поверхностного восприятия ("незрелый образ"). В сущности, бытие есть всеединство, преобладающее над разрозненностью. Мир - это "гигантское колесо", все детали которого соединены в определенном порядке.

Все бытие заключается в одной точке. Все его величие, все разнообразие и богатство, все удаленные от нас пространства и бездны воспринимаются в контрасте с собственной мизерностью, нашим незрелым сознанием. Величие, ширина, высота, глубина, сияние, обновление, плодоношение, все бурные взлеты поэтической и рациональной мысли, редкие вспышки и являющиеся на мгновение огни, во всем их великолепии есть на самом деле не что иное, как только одна светящаяся точка, точка бытия, отблеск Божественной искры. (Там же.)

Гигантский круговорот жизни, счастья и света усеян бесчисленными сияющими звездами, движение которых взаимно обусловлено и свершается по предустановленным правилам... Все происходит в совершенном и стройном порядке.

Человек может достигнуть такого состояния, при котором он откроет в себе самом все мировое бытие. И тогда он ощутит в душе своей все происходящее и все содеянное... и все движущееся в мироздании во всех подробностях его состояний. Ибо не скроет Г-дь таинства их от слуг его - пророков. Но самоозарение человеческой души - это реализация того именно потенциала, который в ней уже наличествует. (Там же.)

Человек и мир

Лишь в соответствии с принципом "всеединства" можно понять взаимосвязь человека со Вселенной. В мире нет ничего лишнего. Каждая вещь связана с остальными фрагментами творения. Существует как бы лестница, опирающаяся на землю (неорганическую часть мира) , и достигающая своей верхушкой основной цели творения - человека. Неорганический мир влияет на растительный, растительный - на животный, а тот поднимается к человеку, "венцу всего сотворенного в мире". Так завершается оборот "великого колеса", ведущего от неодушевленной материи к говорящему человеку.

Все преимущество человека, его значение и главенствующая роль, его качества, отличающие и возвышающие его над всем созданным, даны ему благодаря его связи с Творением в целом, так как все в мире оказывает на него влияние, а он занимает центральное положение во всем мироздании. "Все влияет на тебя во всем твоем существовании".

Человек недоумевает к чему такое обилие самых разных событий и тварей. Он не понимает их взаимосвязи и целостности бытия.

Дремотная жизнь неорганического мира есть зарождение искры света, крепнущего и растущего в мире животных, разделяющегося на сотни тысяч обособленных лучей, которые достигают святилища мира животного и оттуда они, радостно искрясь, возносятся до венца Творения человека. Сущность человеческого существования, потоки его света и неуклонное восхождение души - это только огромные волны, расходящиеся и возвращающиеся благодаря всем силам бытия, начиная с самого незаметного проявления жизни и вплоть до самого великого - от неорганического до говорящего мира.

И поражаясь своей способности говорить, слышать, ощущать, видеть, разуметь и чувствовать, вдумайся в то, что земная жизнь и все предшествующее ее устройству приносят тебе все твои переживания.

Нет ничего лишнего, все необходимо и все служит цели. И вот ты, во всем, что ниже тебя, связан со всем, что выше и тебя превосходит. И возвышаешься вместе с ним. (Там же.).

Человек влияет на мир

Это единение человека со вселенной, помимо влияния, оказываемого миром на человека, является причиной и обратного воздействия: человека на мир. Так, человек овладевает силами природы. Упомянув об этом, рав указывает на иные духовные силы в мире, приводимые в движение человеком. Душа человеческая не одинока, а гармонирует с миром, поэтому она подвержена его влиянию и сама влияет на него. Проблема влияния, несмотря на то, что она относится к самым основам тайного учения, несколько проясняется у Рамхаля[аббревиатура Моше-Хаима Луцато (1707 1747) - известный каббалист, мыслитель, поэт и драматург.

Прим. редактора.] (в его книге "Путь Г-да"): "Начало всего происходящего наверху, в высших силах, а конец его - внизу. Пожелал Господь (да будет имя Его благословенно), чтобы человек... был движущей силой всего мира и Его творений".

Мы говорим, что человек не только подвержен влиянию целого мира, но что и он сам влияет на него, и это влияние коренится в сущности человеческой; оно могущественно, вещественно и духовно созидательно, то есть это не только то частичное влияние, которое мы наблюдаем, когда человек покоряет природные силы, чтобы использовать их по своему желанию - подчиняя себе огонь, воду, пар, электричество и т. п. Ведь все это происходит только в поверхностной и ограниченной области. Самая сущность мира(как говорится в тайном учении), взывает к нему с покорностью. А раз это действительно так, существует гармоническое взаимодействие между духом, разлитым во всем мире, и духовной способностью человека. (Там же.)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz