АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВЕРА

БЕСЕДА VI. НОВАЯ НАУКА И ТОРА

Граница науки. Решение проблемы: не опровержение науки, а углубление изучения Торы. Прямой смысл и смысл, только подразумеваемый в Торе. Необоснованность противопоставления науки Торе. Основное намерение Торы. Геологический и традиционный отсчет времени.

Границы науки

Главная основа еврейской веры - коренящееся в традиции представление о неразрывной преемственности событий, последовавших со дня получения Торы до наших дней. Отсюда вытекает убеждение, что та самая Тора, которая находится сейчас у нас в руках, в пророческом откровении была воспринята Моше на Синае, и что истина, которая содержится в книгах Торы, сохраняет непреходящую актуальность. Многие рассуждают о принципиальном противоречии между верой в Тору и современной наукой. Так, Тора рассказывает о шестидневном сотворении мира Создателем, а современная наука описывает творение, как процесс возникновения и зарождения, продолжавшийся сотни миллионов лет. Из-за этого и тому подобных вещей многие утверждали, что современная наука противоречит Торе. Первое утверждение рава Кука состоит в том, что во всех исследованиях природы имеется элемент недостоверности. Наука строится на гипотезах, и только с их помощью созидается ее здание. Однако истинность этих гипотез условна и сомнительна. Даже предположив, что в них содержится истина, мы должны учесть, что естественные дисциплины находятся пока в начальной стадии развития, и никто не знает, каким будет конечный результат. Возможно окажется, что законы развития мира, описанные наукой, неверны.

Нет принципиального расхождения между Торой и данными науки. Вместе с тем мы не обязаны безоговорочно верить даже самым авторитетным научным исследованиям. Ведь они - как увядающий цвет: по мере развития научной методики и техники многие гипотезы начинают выглядеть смехотворными, а вся возвышенная мудрость наших дней недомыслием. А слово Г-дне пребывает навеки. ("Письма".)

Не опровержение науки, а углубление изучения Торы

Один из главных ответов рава Кука таков: нет надобности напрягать все силы с целью устранения противоречий между наукой и Торой. Правильный путь состоит в углубленном изучении Торы. Благодаря этому удастся нам глубже понять смысл сказанного в ней.

Да и вообще, в борьбе мнений следует руководствоваться замечательным принципом: если какая-то идея кажется противоречащей чему-либо, сказанному в Писании, мы должны вначале не опровергать ее, а надстраивать над нею замок Торы, и этим мы с ее помощью возвышаемся, обнаруживая подлинную ценность этой идеи и лишь затем, освободившись от ее подавляющего воздействия мы можем с чистым сердцем и полной уверенностью бороться с ней. (Там же.)

Прямой и косвенный смысл Торы

По мнению рава Кука, для правильного понимания Торы невозможно довольствоваться ее простым, прямым смыслом. Прибегать к толкованиям, основанным на имеющихся в ней намеках, не только разрешено, это является обязанностью верующего. Так обстоит дело, в первую очередь, с рассказом о сотворении мира. "Известно, - говорит рав, - что сотворение мира относится к тайнам Торы, а если понимать ее буквально, то где же здесь тайна?"

Тора, конечно, скрыла многое про сотворение мира, ограничившись намеками и притчами. Все ведь знают, что сотворение мира относится к тайнам Торы. А если все (что описано) происходило только так, как описано, буквально, где же здесь тайна? Невозможно поведать людям из плоти и крови обо всей мощи творения, поэтому Писание ограничивается общими словами. "Вначале сотворил Б-г..." (Там же.)

Между Торой и наукой нет противоречия

Тору невозможно понять лишь согласно буквальному ее смыслу. Притчи, загадки и иносказания имеют в ней решающее значение, в ее рассказах - таинство зарождения мира. Истинный смысл Торы не зависит от понимания ее буквального смысла, и тем более не связан с заключениями науки. Поэтому наука совершенно не касается существа Торы.

Не трудность установления соответствия между стихами Торы или другими традиционными высказываниями и идеей эволюции мешает массам выработать правильное мировоззрение, - эта работа достаточно легка. Все знают, что притчи, загадки и намеки играют главную роль в вопросах, связанных с зарождением мира. Народ привык прислушиваться к указаниям на то, что такой-то текст или высказывание относятся к тайнам Торы, и не исчерпываются буквальным смыслом. Внимая подобным указаниям, народ успокаивается и приучается усваивать точку зрения человека мудрого, имеющего представление о самых сокровенных тайнах. ("Огни святости".)

Основное намерение Торы

Рав Кук, таким образом, приходит к следующему обобщающему мнению относительно современной науки. К ее выводам он относится с недоверием, так как наука находится еще пока в начале своего развития, и ее результаты неабсолютны и недостоверны. Однако с собственно религиозной точки зрения он значение науки не отрицает. Почему? Ведь в любом случае невозможно комментировать Тору только согласно ее буквальному смыслу. Тора не говорит лишь о "простых фактах и происшедших событиях", ее главное намерение, присутствующее в повествовательной части, это внутренний смысл явлений.

По поводу взглядов, складывающихся благодаря новым исследованиям, в большинстве своем противоречащих буквальному пониманию Торы, мое мнение таково: несмотря на то, что истина не обязательно присутствует во всех новейших открытиях, мы вовсе не обязаны прямо их опровергать и бороться с ними. Ведь и главная задача Торы состоит вовсе не в том, чтобы рассказывать нам об очевидных фактах и событиях минувшего. Главное - это смысл, глубокое внутреннее объяснение вопросов. Борьба же с противоположным подходом только укрепляет наши силы, необходимые для победы. Собственно говоря, идея эволюции сама еще носит зачаточный характер, и несомненно, она еще изменит свою форму, породив ситуации, в которых мы увидим и резкие сдвиги, дополняющие видение действительности. ("Письма".)

Цель рассказа о грехе Адама

Следующий отрывок демонстрирует "внутренний смысл", то есть не внешнюю последовательность сотворения вселенной, а природу и внутреннее значение - "Тайны Торы" - создание мира Творцом по отношению к миссии человека. Для этого необходимо обращаться не к буквальному смыслу Торы, - следует, по возможности, углубиться в ее изучение и в изучение того, о чем говорится в Торе иносказательно.

Нам безразлично, был ли когда-нибудь в действительности золотой век, когда человек наслаждался духовным и телесным благополучием, или действительность выстраивалась и выстраивается снизу вверх, перемещаясь с самой низкой до высшей ступени бытия. С нас достаточно знания того, что даже человек, удостоившийся всяческого благополучия, сможет, извратив путь свой, потерять все, что у него есть, и причинить вред себе и отдаленному потомству. Этому и учит нас история жизни Адама в раю, история его грехопадения и изгнания. И когда мы приходим к этому пониманию, нам не требуется уже сражаться с представлением, получившим широкое признание у новейших исследователей. ("Письма".)

Открытия науки соответствуют истинам Торы

В другом месте рав Кук дает понять, что, согласно тайному учению Каббалы, глубоко проникшему в сущность Торы, рассказанное в Торе следует трактовать в духе, очень сходном с заключениями современной науки. Понятно, что отсюда еще не вытекает, что наука абсолютно истинна, - просто нет необходимости искусственно создавать противоречия между Торой и наукой.

Теория эволюции, которая сейчас все быстрее захватывает мир, соответствует глубоким тайнам Каббалы в большей мере, чем все другие теории и философские учения. ("Огни святости".)

Геологический и традиционный отсчет времени

Для подтверждения своей мысли рав Кук выбрал частный вопрос: различие между возрастом Вселенной согласно данным науки и еврейской традиции. Ссылаясь на высказывания еврейских мудрецов, рав Кук указывает, что нашему миру предшествовали другие, разрушенные. Наш мир - единственный уцелевший. Это утверждение наука не в силах ни опровергнуть, ни подтвердить. Выходит, что наука отсчитывает возраст Вселенной, начиная с сотворения первого мира, а традиция определяет возраст именно нашего мира.

Вместе с тем рав неустанно подчеркивает, что значение Торы превосходит значение науки.

Что касается исчисления лет творения согласно нынешним геологическим подсчетам, то широко известно, что нашей эпохе предшествовали многие периоды. Это знали все древние каббалисты. А в мидраше написано, что (Г-дь) "строил миры и разрушал их", в книге "Зогар" (Ваикра) что были другие люди до Адама, упомянутого в Торе. Нужно, однако, правильно понимать эти глубокомысленные указания, которые нуждаются в чрезвычайно обстоятельном разъяснении. Итак, раскопки говорят нам, что были предшествующие нашему периоды творения, и что среди тогдашних тварей находились и люди, но нет никакого доказательства того, что эти периоды не завершались всеобщим разрушением и новым сотворением. Вместо доказательства беспочвенные гипотезы, на которые не сюит обращать внимания. ("Письма".)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz