|
АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВЕРА
БЕСЕДА IV. АГАДА (ТАЛМУДИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ)
Неоднозначность, присутствующая в сказаниях мудрецов. Переносный смысл сказания "принесите жертву моего искупления". Искажения смысла, вносимого историками и исследователями. Душевная расположенность и благочестие как необходимые условия правильного понимания сказания. Влияние, оказываемое изучаемым предметам на учащегося. Примеры, освещающие ход мысли мудрецов в их сказаниях: 1. Господь накладывает тфилин, 2. Молитва.
Двоякий смысл сказаний мудрецов
Дошедший до нас Талмуд состоит из двух частей: галахическая и агадическая (повествовательная). В книге "Эйн Яаков" собраны сказания вавилонского Талмуда, часто сопровождаемые толкованиями агадического типа (Толкования агадического и галахического типа два вида толкований в еврейской религиозной литературе. Форма толкования и его стиль отличны от самой Галахи и Агады. Прим. переводчика). Заметно личностное, душевное, прямо-таки любовное отношение к сказаниям мудрецов в Талмуде, Эти сказания увлекательны, не требуют умственного напряжения, не похожи на сложные талмудические диспуты и читаются легко, как сказки, пословицы и притчи.
Именно по этой причине к сказаниям часто относятся легкомысленно. О них не спорят, их не опровергают. Общедоступная форма сказаний вынуждает одних относиться к ним со скептическим равнодушием, других - попросту пренебрегать ими.
Великие люди разных поколений полагали, что сказания мудрецов находятся в преемственной связи с внутренним миром Иудаизма. В них присутствуют глубокие и возвышенные идеи, но еврейские мудрецы для выражения своей мысли облюбовали специфический язык и специфические средства изложения.
Проблема, стоящая перед нами, состоит в следующем: каким образом внедрить представление о неоднозначности притчи и о двуплановости ее языка в сознание и сердце воспитанников? Если нам удастся это сделать, то, столкнувшись с непонятным и загадочным сказанием, ученики будут допытываться сокровенного смысла сказанного. Возможно, они смогут самостоятельно углубиться в текст и понять его, если нет - обратятся за разъяснениями к более знающим людям.
Все сказания и толкования мудрецов, вобравшие в себя бесценные сокровища тайн Торы, это великая духовная мудрость. Но во имя задач, которые были ведомы уже ученым более ранних веков, мудрецы облекли свои сказания в аллегории. ("Письма".)
Скрытый свет
Одной из таких озадачивающих сказаний упоминается в Талмуде в трактате "Хулин": после того, как повелел Г-дь, чтобы уменьшилась Луна в наказание за соперничество ее с Солнцем, сказал Он: "Принесите искупление мое за то, что я уменьшил Луну".
Эти слова крайне трудны для восприятия. В первую очередь, непонятно, каким образом можно принести искупление за Г-да, будто Он совершил проступок и люди могут искупить деяния Его. Ответ рава Кука таков: слова эти нельзя толковать буквально. Надобно знать, что существуют понятия, которые могут постигнуть лишь немногие, и такие люди передают свое знание последующим поколениям в таинственном облачении.
Сказание мудрецов "Принесите (жертву) моего искупления" нельзя толковать буквально... Полезно было разъяснить, что оно дано в переносном смысле, заключая в себе возвышенные представления о тайнах Г-дних, долженствующая стать уделом только боящихся Его и что идеи эти облачены в одеяние, дабы сокрыть сияние столь величественных понятий, воспринимать которые достойны лишь немногие люди во-все времена. Ибо слава Г-дня - достояние тайны. ("Письма".)
Как следует изучать сказания мудрецов
В последних поколениях изучение сказаний пришло в упадок. Исследователи и историки изучали тексты бездушно, не питая к ним должного почтения, сторонясь благочестия. Для них притча - не что иное, как подсобный материал для археологических или литературоведческих изысканий. Отсюда множество ошибок. Отвергая подобный подход, рав Кук объясняет, что правильное понимание сказаний возможно лишь при их постоянном изучении, обусловленном благочестием и богобоязненностью. Только так сумеет человек расшифровать тайну сказаний. Более того: при таком подходе учение будет способствовать духовному росту личности.
...Подлинная ценность сказаний раскрывается не в поверхностном их знании, как это полагали немецкие ученые или организаторы семинаров, их сокровенный смысл постигается только трудом и неустанным изучением, неотделимым от святости и чистой богобоязненности, присущей лишь тем, кто бескорыстно изучает Тору. И тогда сокровища сказаний превращают самого человека в существо, живущее жизнь духовной и благодатной. ("Письма".)
Пример комментария рава Кука
Поскольку одних общих правил недостаточно, необходимо сопроводить их примером.
Приведем для начала изречение мудрецов в трактате "Благословения". Суть в следующем: Г-дь накладывает тфилин. Нужно ли задавать примитивные вопросы: скажем, изготовлены тфилины из пергамента и окрашены ли они черной краской? Дабы правильно объяснить это изречение, рав Кук начинает с нескольких вступительных замечаний. Человеку присущи разум и воля, согласно которым он действует. Разум диктует ему порядок действий, производимых человеком в соответствии с его логикой и пониманием. Воля же направляет его чувства. Оба эти начала выполняют, следовательно, функции, заложенные в них природой. Например, даже неразвитый ум предостерегает человека от опасности, чувство побуждает его стремиться к насыщению, наслаждениям, игре и т. д. Ум сосредоточен в мозгу, чувство и воля - в сердце. Предоставленные самим себе, оба органа, мозг и сердце, выполняли бы только естественные, то есть физические функции. Тфилин, накладываемые возле мозга и напротив сердца, предназначены быть силой, руководящей деятельностью разума и воли, с тем, чтобы все свои природные действия они сообразовывали с нравственностью. Тфилин помогает человеку действовать в соответствии с моральными ценностями. Так, человек питается не только для того, чтобы удовлетворить естественные желания-поддержание телесного здоровья необходимо для служения Г-ду.
Аналогичный принцип естественного и морального руководства распространяется и на мир в целом. Есть установленные законы, благодаря которым держится мир, и законы эти в какой-то степени естественны. Однако необходимо возвысить их на моральную ступень. Допустим, инстинкт самосохранения и размножения естественен, однако люди должны его одухотворить. Необходимо, конечно, заботиться о продолжении человеческого рода, ибо так заповедал Г-дь, желая усовершенствования и развития мира. Но в естественных проявлениях этого инстинкта присутствует много эгоизма, исчезающего, если человек действует под влиянием морально-религиозных сил.
В обязанности нравственного развития мира - назначение Израиля. Г-дь управляет миром - "накладывает тфилин" - то есть Его руководство носит моральный, а не только естественно природный характер. И так как это моральное развитие практически осуществляет Израиль, в тфилин Г-да вписана хвала Израилю.
Сказал раби Авин, сын рава Ада, от имени рава Ицхака: "Откуда известно, что Г-дь накладывает тфилин?.." Спросил раби Нахман бар Ицхак у раби Хие, сына Авина: "А что написано в этих тфилин Всемогущего?" Тот ответил ему: "И кто как народ Твой Израиль" ("Благословения")["И кто, как народ твой, Израиль, единственный народна земле..." (2-я книга Самуила, 7, 23). Его можно сопоставить со стихом, содержащимся в наших тфилин: "Слушай, Израиль, Г-дь Б-г наш Б-г единый". Прим. переводчика.] Действие тфилин для нас таково. Руководство разума и воли, сосредоточенное в мозгу и сердце, по своей земной природе склонно преследовать лишь эгоистические интересы, определяющие поведение человека в его материальном бытии, истинное же предназначение разума и воли состоит в том, чтобы все свое поведение личность подчинила моральному идеалу как основе служения Г-ду благословенному. Поэтому размещаются тфилин в месте сосредоточения мысли и желания, чтобы подчинить их естественную деятельность моральной цели.
Так же и в управлении целым миром мы видим, что события чередуются согласно желанию свыше. Естественное руководство миром должно преобразоваться в моральное, которое вознесет человеческий дух и все творение на высокую и величественную моральную ступень. Это и есть то, что подразумевается в изречениях о тфилин, накладываемых Г-дом. Однако мир не может достичь совершенства без помощи Израиля. В этом основа Торы и нашего союза с Г-дом, по слову пророка Исайи.
"И Я буду крепить тебя и заключил с тобой союз, дабы ты был светом для народов ". Поэтому в тфилин вписана хвала Израилю. ("Хабаш Пеэр".)
Еще один пример комментария
Среди агадот встречаются иногда рассказы о событиях, кажущихся нам удивительными. Вот, к примеру, рассказ о случившемся с раби Ханиной, сыном Доса, который решил изучать Тору у раби Йоханана, сына Закая (трактат "Благословения"). Очевидно, тот, кто пошел учиться Торе у раби Йоханана, не превосходил учителя знаниями. Но вот, когда заболел сын раби Йоханана, он попросил раби Ханину помолиться за исцеление. Почему же, спрашивается, не молился сам раби Иоханан? Тем не менее, после молитвы раби Ханины ребенок в самом деле выздоровел, и тогда раби Иоханан признал, что если бы он сам молился, пусть даже весь день, - его просьба осталась бы без ответа. В этом заключается вторая странность. "Разве Ханина более велик чем ты?'" - спросили раби Йоханана. Ответ его тоже непонятен: "Ведь раби Ханина вроде раба, а я вроде вельможи". Разве вельможа достигает меньшего, чем раб? Все эти загадки устраняются благодаря объяснению, предложенному равом Куком.
Есть два пути служения Г-споду, говорит он: путь интеллекта и путь чувства. Молитва по своей природе основана на чувстве. Интеллектуальный путь важнее чувственного, и выбирающий его ближе к владыке вселенной; и все, поскольку молитва непосредственно зависит от чувства, она охотнее принимается Г-дом от того человека, чей привычный путь это путь чувства. Не так у интеллектуала: его молитва не всегда бывает услышана. Итак, хотя раб по положению своему ниже вельможи, усердие его в присущих лишь ему путях служения Г-ду приносит иногда больший успех.
Случилось однажды, что раби Ханина бен Досе пошел учить Тору у раби Йоханана бен Закай. Заболел сын раби Йоханана бен Закай. Сказал тот (Р.Й.Б.З.) : Ханина, сын мой, помолись за него и он выздоровеет. Опустил (Ханина} голову между колен, помолился за него и выздоровел. Сказал раби Йоханан бен Закай: "Сиди Бен Закай опустив голову между колен хоть целый день, и то не заметили бы (Г-дь) его ". Спросила его жена: "Разве Ханина превосходит тебя величием?" Ответил ей: "Нет, но он похож на раба пред царем, а я на вельможу перед царем ". ("Благословения".)
Существует интеллектуальный путь, которому следует человек, выполняя законы Г-да, и есть способ служения Г-ду, зависящий преимущественно от доброго чувства... Прямой и честный ум главенствует над всеми силами души, а чувство в доброте своей и правдивости, управляет всеми склонностями человека. Для человека, чьим основным занятием является интеллектуальное служение Г-ду, главную роль играет умственное постижение, и на этом его пути молитва не столь же действенна для достижения совершенства. Но выбравшему путь чувства молитва и приятие ее помогают в усовершенствовании его служения Г-ду, и поэтому особенно благосклонно принимается, так как взор Г-да обращен к боящимся его, чтобы помочь им в пути, которым они идут. И потому, хотя служение ума само по себе выше служения чувства (подобно тому, как и сам ум это более возвышенное проявление, чем сила), в благотворности молитвы убедится ют, Кто неустанно очищает свои чувства, вознесясь через мольбу своего духа и естественного чувства влечения к Г-ду Б-гу живому. Ибо такой (человек) похож на раба пред владыкой, и чем ниже его достоинство, тем охотнее откликнутся на его просьбу. ("Олат Реия".)