|
АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВЕРА
БЕСЕДА II. СУЩНОСТЬ ВЕРЫ
Определение веры. Путь к вере через самопознание человека. Размышления над красотой мира и над "сотворением из ничего". Вера это сила, оживляющая мир. Разум и вера.
Определение веры
Вера, несомненно, связана с мыслительными процессами, с деятельностью разума. Верующий человек воспринимает разумом и постигает с его помощью определенные понятия. Но зависит ли вера только лишь от разума? И если да, то может ли она быть силой, направляющей жизнь человеческую? Ведь очень немногочисленны те люда, действия которых полностью подчиняются велениям разума.
Понятие веры не похоже ни на какое другое. Она - изначальная потребность человеческого духа и к ней, как истоку, восходят все дела и обычаи человека. Поэтому следует признать, что вера - не просто следствие умственной деятельности, но что присуще ей и некоторое иное свойство, благодаря которому она способна стать центральным нервным узлом человеческой жизни. В чем же заключается это ее дополнительное свойство? Во внутренней убежденности сердца, в чувстве уверенности, свидетельствующем об истине умопостигаемого смысла веры и том, что этот смысл соответствует внешней действительности. Далеко не всегда совпадают рационально осмысленное и прочувствованное сердцем. Однако их единство - важнейшее условие реализации цельности веры; его невыполнение влечет за собой опасность постижения многих идей одним только разумом. Когда душа человека не полностью согласна с тем, что утверждает разум, тогда его вера нецельна, а значит - несовершенна.
Общее определение веры таково. Истинность конкретного вопроса веры следует запечатлеть глубоко, всем существом человека. Одного лишь рационального знания здесь недостаточно, ему должно сопутствовать полное спокойствие души в то время, когда это знание приобретается, - без малейшего несогласия внутреннего. ("Олат Реия".)
Понять эти слова рава Кука нам поможет размышление над следующей выдержкой из книги Рамбама "Наставник заблудших": "Вера заключается не в произнесении устами, а в присутствии некоего запечатленного в душе понятия и уверенности, что действительно все так, как представлялось".
Состояние веры раскрывается здесь как убежденность, как полная ясность, которая выше любых сомнений и колебаний. Вера вовсе не противостоит рациональному началу и не основана только на традиции, но есть "некое запечатленное в душе понятие" образ, созданный внутренним "я" человека. В понимании Рамбама вера проявляется через единство трех своих сторон, и все они описаны равом Куком.
1. Четкое представление в душе; словами рава Кука "сторона познания".
2. Внутренняя уверенность, что это представление соответствует действительности; в передаче рава Кука "полное спокойствие души".
3. Поиск, исследование истинности в вере и стремлении к ее утверждению.
Путь к вере через самосознание человека
К вере в существование Бога можно прийти через познание внешнего мира (космологическое познание) или через познание самого себя (психологическое познание). Психологический подход начинается, когда мы спрашиваем: "Кто я? Каков смысл моего "я" в сравнении с безграничностью универсума?" Рав Кук отвечает: верно, физическая - на шкале пространства-времени - мизерность человека очевидна на фоне мироздания, масштабами которого он поглощается, теряя осязаемость своей сущности; тем не менее благо, которым наделяет человека Творец, способно вселить в него сознание, что он все-таки не совершенно ничтожен. Ведь Всевышний желает ему добра, озаряет Своей милостью. В таких мыслях он обретает опору, строит на них свое жизне- и мировоззрение. Человек и вселенная равны перед волей Создателя - и в факте творения, и в сохранении своего бытия.
Ниже приводится отрывок из комментария рава Кука к молитве "Я благодарю" (произносимой при утреннем пробуждении от сна), в котором он раскрывает смысл понятия "я".
Человек приходит к самопознанию, ощутив свет Божественной жизни в душе: этот свет преисполнен добрым чувством его благодарности за милость Господню. Ведь разве значит что-нибудь человек - столь слабый, столь ничтожный в сравнении с гигантской вселенной, с теми необъятными, чудесными силами, которые в ней себя проявляют? От великой растерянности рядом с ними теряет человек свою сущность. Но как только озарит его свет сознания Божественного блага и всех стремлений, полных священного могущества, пробуждаемых в нем этим благом, человек начинает понимать свое значение в общей картине бытия. И тогда счастлив он произнести во весь голос: "Я". (Там же.)
Размышления над красотой мира и над "сотворением из ничего"
Другой путь к вере в существование Бога - через познание внешнего мира. Благодаря размышлениям об устройстве вселенной, о законах причинности, которыми она управляется, о том, что все в ней происходящее целесообразно и наделено смыслом, возникает вера в ее Создателя. Мы открываем присутствие Творца, наблюдая гармоничную упорядоченность картины вселенной и явлений природы, радующих человека своей красотой, удовлетворяющих его нужды. Этот путь к вере ясен и его легко объяснить ведь созерцание вселенной и постижение ее законов доступны каждому. Однако понять сам акт творения, создания Богом чего-то из ничего, мы не в силах. Акт творения тайна, а наши рассуждения о неизвестном, которого не познать, - не что иное, как догадки, гипотезы.
Ниже мы приводим выдержку из комментария рава Кука к молитве "Благословен сказавший". Он строится вокруг меняющегося смысла дважды повторяемого слова, входящего в состав фразы "благословен Сказавший и стал мир, благословен Он". Сначала мы превозносим Того, Кто создал мир, теперь открытый для нас, - после творения; затем мы говорим о сокрытом и неизвестном "благословен Он". Рав Кук указывает здесь на два разных аспекта утверждения в вере: в одном случае оно основано на размышлениях о сотворенном мире, в другом - на углублении в смысл самого акта "творения из ничего".
Только после того, как мы достигли самоосознания и веры, наблюдая бытие вселенной, можно сосредоточиться на тайном - на понятии "творения из ничего". Так, начиная с известного, мы восходим к высшей вере, вере в деяния Творца, которые объемлют мироздание со всеми заключенными в нем природными силами.
Величие Создателя начинает нам открываться как следствие наблюдений и размышлений над совершенством уже сотворенного мира, в результате того впечатления, которое завершенный универсум, подвластный заданным свыше законам, на нас производит. Но чтобы величие Всемогущего представилось в полной мере, мы должны сначала постигнуть значимость деяния, перед грандиозностью которого меркнет воображение человека: творение бытия из небытия. И вот, благодаря изучению совершенного мира, мы в состоянии продолжить восхождение к познанию Божественного, где цели и смысл выше всякого конкретного знания, что выражено в словах "благословен Он", свидетельствующих о высшей таинственности и неизвестности. Приблизившись к этому великому познанию, мы уточняем свое прежнее, недостаточное, слишком определенное представление, которое соответствовало сложившемуся у нас ограниченному образу мира с прочно установленными закономерностями, с заранее очерченными пределами... И тут мы постигаем понятие Божественного величия: чудесную святость зарождающегося бытия и грозную поступь изначального превращения из ничего - в нечто. (Там же.)
Животворная сила веры
Воздействие веры значительно не только в сферах, прямо ее касающихся, но в вопросах, с первого взгляда далеких от нее. Воздействие веры может проявляться двояко:
1. В укреплении существующих духовных ценностей человеческой культуры.
2. В устранении ненужных, вредоносных идей и замене их новыми представлениями.
Поясняя эту вторую функцию веры, рав Кук ссылается на комментарий талмудистов, которые увидели в стихе пророка "И будет вера в (добрые) времена твои сокровищем спасения, мудрости и знания" (Исайя, 33,6) намек на шесть трактатов Мишны, а в слове "вера" - намек на трактат "Семена". В чем заключается процесс сеяния? Семя кладется в борозду, оно гниет в земле, теряет свою форму и дает жизнь новому растению. Таково же и действие веры. Иногда она восстает против возникшего, требует его уничтожения (пример: разрушение изваяний, созданных для идолопоклонства), но только в тех случаях, когда это необходимо, чтобы расчистить место для новой, истинной жизни. Ив Псалмах есть намек на эту мысль в словах: "Из поколения в поколение вера Твоя, Ты основал землю, и вот, она существует" (глава 119, стих 90). Мир существует только благодаря вере.
Божественная вера определяет и узаконивает действия всех сил вселенной, чтобы работа их выполнялась со всею возможной энергией и мощью, со всем упорством победы и жизни. Эти силы озаряются ярким светом Божественной веры, которая передает им идеи и понятия уже исправленными; когда необходимо, вера меняет или уничтожает существующие представления, чтобы, благодаря такому урону, они приобрели еще большую ценность, обновившись путем улучшения. "Вера это трактат "Семена", ведь сеятель сеет потому, что верит в Г-да, оживляющего мир; в многообразных разветвления великой веры проявляется великолепие ее животворящей и плодотворной силы, ободряющей и обновляющей... "Из поколения в поколение вера Твоя, Ты основал землю, и вот, она существует".
Разум и вера
Временами, на фоне шумных успехов человеческого интеллекта, вера как бы уходит в тень. Внешний прогресс чуть ли не отменяет саму возможность религиозных устремлений, и тогда многие говорят о борьбе разума против веры. Что из интеллектуальных достижений истинно? Каковы взаимосвязи разума и веры? Противоречит ли второе первому или его дополняет? А может быть, здесь случай сосуществования различных понятий, объемы которых никак не пересекаются?
Рав Кук, усматривая в разуме и пророчестве аналогию отношениям разума и веры, сравнивает эти две пары понятий. Мы не в состоянии подыскать приемлемого рационального объяснения пророчеству, и то же самое происходит с верой: человек лишь до определенной меры способен приблизиться к постижению ее сущности. Выходит, что вера помогает успехам человеческого познания и дополняет их до интеллектуального исследования, в момент исследования, и после. А там, где оно уже бессильно, вера одна продолжает свой путь.
Кто среди великих духом может сравниться с праотцем нашим Авраамом? С тем, кто в мудрости своей, размышляя о мире, первый устремил свои помыслы к Единому? О его исканиях повествует мидраш к началу 12-й главы Книги Бытия "Иди себе": сначала Авраам искал Бога на небе - в луне, во звездах... пока не пришел к постижению Творца; и все же Тора говорит о нем "поверил в Господа".
Несмотря на тщеславие, обуявшее человечество перед лицом повсеместного торжества наук, мы совершенно не понимаем, что значит познание Г-да благословенного. Такое познание - притом самое ясное и действительно живое достигается посредством цельной веры, которая приходит вместе с изучением внешнего мира, до него и после него. Это качество было у праотца нашего Авраама, по чьим стопам мы и следуем. Проникнуть в истинный смысл какого-либо духовного понятия возможно лишь благодаря святости цельной веры. ("Письма".)