|
АВРААМ-ИЦХАК ГА-КОГЕН КУК |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВЕРА
БЕСЕДА I. ВЕРА В НАШЕМ ПОКОЛЕНИИ
Культурный прогресс и оскудение веры. Скептическое отношение современного человека к вере. Повысить уровень теологической мысли. Теперь такая возможность достояние многих. Популяризация философии религии. Причины духовной растерянности в нынешнем поколении.
Культурный прогресс и оскудение веры
Исходный вопрос нашей беседы о вере в учении рава Кука: почему именно в новое время - и почему до такой степени - религиозные воззрения утратили для человека силу своей убедительности?
Мы начинаем с этого вопроса, так как отношение рава Кука к оскудению веры основано на посылке, что эта же проблема в предыдущих поколениях носила совершенно иной характер. Потому он считает, что решение ее должно быть специфическим, соответствующим умонастроениям нашего современника, удовлетворяющим особенности его запросов.
Для того, чтобы понять ответ рава Кука, его отношение к сегодняшним проблемам веры, необходимо прежде всего ознакомиться с его взглядами на настоящее время вообще. Рав Кук не считает - несмотря на кризис религиозного сознания, - что наступил период упадка. Напротив, он признает общекультурный прогресс нового времени, но, по его мнению, всеобщий прогресс никак не затронул веру. Разрабатывая теоретические и практические аспекты взаимодействия с окружающим миром, современный человек к вопросам Веры отнесся без должного внимания. Если сравнить его развитую общекультурную систему понятий с его же беспомощными религиозными представлениями, о совершенствовании которых он не заботился, то между ними обнаружится несомненный, поразительный диссонанс.
Все идеи общей культуры нашего поколения развивались, уровень их повышался; но углубляя и расширяя понятия общей культуры, никто не касался сферы идей Божественных, и поэтому все поколение оказалось в трудном, жалком состоянии, и его религиозные противоречия умножаются одно за другим. ("По следам овец" - отрывки из произведений рава Кука даются в сокращенном переводе.)
Скептическое отношение современного человека к вере
Было бы ошибкой думать, что возможен какой-то раздел, то есть ситуация, при которой религиозные искания окажутся вне силовых линий общего прогресса. В результате научно-технического всевластия достижений нового времени, возникло критическое миро- и жизневоззрение и, соответственно, желание рассмотреть сквозь призму скепсиса "сокровищницу чувств" - духовные ценности, приобретенные благодаря "традиции и воспитанию". Так появились люди, полагающие, что вопросы веры - это "темные, малообъяснимые стороны чувства, лишенные разумного начала".
И без глубокого анализа ясно, что виновник болезни нашего поколения сама теология. Внутренняя причина болезни та направленность общефилософской мысли, которая нашла себе опору в человеческих умах, когда стала спрашивать отчета во всей сокровищнице чувств, с давних пор покоившихся в сердцах в той или иной мере благодаря воспитанию и традиции. А традиция была не в состоянии истолковать самое себя в многообразных своих проявлениях, и потому кажется вопрошающим, что в вере - только темные, малообъяснимые стороны чувства, лишенные разумного начала. (Там же.)
Повысить уровень теологической мысли
Вывод из вышесказанного: необходимо усовершенствовать философию религии, поднять ее до уровня общей культуры, достигнутого нашими современниками. "Виновник болезни нашего поколения - сама теология", - утверждает рав Кук, имея в виду неразвитость философского выражения веры. Бездумье и бездеятельность последних поколений просто поразительны, и потому именно нам придется восстановить теологию в том статусе, который когда-то вполне правомерно ей принадлежал.
Единственное целительное средство -неутомимая исследовательская мысль, поиск в глубинных слоях Торы, пока великое упорство трудящихся на этой ниве первопроходцев не восстановит сбившегося процесса, замедлившего ход по нерадивости некоторых поколений. Тогда возвысятся идеи Божественные до того интеллектуального уровня, которого достигла в своем развитии общая культура, до которого поднялось все нынешнее поколение. (Там же.)
Теперь такая возможность предоставлена многим
Можно ли умозаключить из всего этого, что наше поколение способно в философии религии подняться на недосягаемую прежде ступень? Ответ рава Кука таков: действительно, жили некогда великие духом люди, понимавшие вопросы веры во всей глубине, но то были одиночки; преобладающему большинству сложность их мысли казалась чрезмерной и была недоступной. В нашем же поколении ситуация иная, и теперь многим предоставляется возможность возвыситься до того философского уровня, который раньше был уделом людей исключительных.
Эта возможность становится очевидной при сравнении общекультурного облика нашего современника с человеком, жившим несколько столетий назад.
Кругозор человека предыдущих веков по необходимости скуден: ни законов о всеобщем обучении, ни публичных лекций, ни газет, ни радио с телевидением. Средства передвижения черепашьи, общение в основном с родственниками да с соседями. Из понятий, ограниченных знанием о непосредственном окружении, естественно вытекала непритязательность интеллектуальных запросов.
Диаметральная противоположность такому человеку - наш просвещенный современник. И вот ему, обладающему всесторонним научным представлением о мире, трудно приспособить веру к своему образу мыслей. Именно здесь - причина кризиса, но в то же время - и возможность его преодоления. Для этого религиозная мысль должна получить соответствующее философское выражение, должна быть сформулирована так, чтобы сократить до минимума разрыв между общекультурными понятиями и верой.
Несмотря на то, что умопостроения философии религии были известны людям великим духом и в прежних поколениях, и общая образованность отдельных представителей тех времен навсегда останется труднодостижимым идеалом, однако необходимость объяснить и тем самым низвести возвышенные идеи до рядовых понятий культуры превращает их в достояние всего общества. (Там же.)
Популяризация философии религии
Итак, если философия религии поддается объяснению, мы обязаны это сделать. Такая работа должна отвечать определенным требованиям, а именно:
1. Тот, кто решил посвятить свои и силы и время философии религии, должен обладать, говорит рав Кук, "богатством духа сильного и великого", подразумевая, что только обширные познания могут повысить уровень мышления.
2. Эта работа не будет выполняться как положено, если не отдаваться ей полностью и с постоянством. Она должна стать такой, чтобы ее - словами рава Кука - можно было назвать "привычным и постоянным занятием".
3. Кроме обширных знаний необходима также и ясность изложения, потому что целью этой работы является такая популяризация вопросов веры, которая объясняла бы сложные понятия "стилем простым и доступным".
Сложные духовные проблемы, решение которых было в ведении отдельных выдающихся людей, должны разрешаться сейчас на разных уровнях всем народом... Чтобы довести возвышенные идеи до массового сознания, необходимо богатство духа сильного и великого, привычное и постоянное занятие этим, Только тогда расширится знание и язык станет ясным настолько, чтобы выразить самые глубокие мысли стилем простым, доступным и утолить жаждущие души. (Там же.)
Причины духовной растерянности в нынешнем поколении
До сих пор мы занимались общей проблемой кризиса веры в последних поколениях. Рав Кук уделяет также внимание и разбору причин, породивших духовную растерянность в нашем поколении.
Три основные причины, по его мнению, таковы:
1. Развитие общественного сознания.
Прежде обособленная общинная жизнь накладывала свою печать и на отдельного ее представителя. Община в отношении устройства своего и масштабов была для него моделью мироздания. Правда, жили и тогда люди, осознававшие бесконечность бытия и духа, но уделом масс оставалась ограниченность представлений. В последних поколениях произошли существенные перемены. Социальная самоидентификация личности расширилась, для нее тесны теперь даже понятия государства и нации. Человек становится гражданином мира, сознает свою причастность тому целому, которому имя "человечество", и потому относится критически к традиции, выработанной ближайшим окружением.
2. Научная картина мироздания.
Новое, научное понимание того, что мир, в котором мы живем, - лишь незначительная часть гигантской вселенной, тоже внесло свои коррективы в человеческое сознание. Это понимание воздействует на духовное восприятие нашего современника, и он стоит в ином отношении к миру, чем его отцы, образ жизни которых ограничивал их четкие, но скудные представления. Таким образом, изменившаяся картина мироздания также является причиной духовной растерянности современного человека.
3. Теория эволюции.
Взгляды рава Кука на эту теорию будут обстоятельно рассмотрены в шестой беседе, а сейчас только заметим, что она, по его мнению, - одна из главных причин духовной растерянности в нашем поколении. Теория эволюции не ограничила свое воздействие только лишь точными науками, но "произвела переворот" во всех сферах мысли. И с тех пор, как ее идеи проникли в сознание современного человека, он, затрудняясь осмыслить в целом значение этой теории, не может согласовать ее с религиозным мировоззрением.
Три основных изменения произошли в восприятии мира современным человеком. Первое связано с развитием понятий социальных, втрое - с развитием науки о вселенной, третье - с теорией эволюции.
1. Идея человечества как единого целого не была в предыдущих поколениях массовым достоянием умов. По причине обособленности общинной жизни люди считали, что весь необъятный мир построен по аналогии с их ближайшим окружением; только выдающиеся одиночки понимали тайну внутреннего единства человеческих индивидуумов... Однако народ долго не мог преступить границ своего привычного восприятия мира.
2. Космологические идеи также были причиной существенных перемен в течении духовной жизни. В прежние времена узкому 1 круг вещей и понятий, с которыми человек соприкасался, соответствовали элементарные представления об устройстве вселенной. Но затем новые горизонты, возникшие вместе с научным пониманием бесконечности материального мира, открылись перед большинством народа и привели к изменению его духовного облика.
3. Философия эволюционной теории, которая распространилась повсеместно благодаря
новым учениям в области точных наук, произвела переворот в человеческом мышлении.
Народ не отважился понять эволюцию в качестве цельной, всеобъемлющей теории
и не сумел увязать ее со своим духовным миром. ("Огни святости".)