Элиягу Ки-ТовКНИГА НАШЕГО НАСЛЕДИЯ |
Начало нового месяца – Рош Ходеш – отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо назавтра. Иногда его празднуют один день, иногда – два.
Начало месяцев Шват, Нисан, Сиван и Ав всегда отмечается один день. Новомесячья Хешвана, Адара, Ияра, Тамуза и Элула всегда отмечаются два дня. В високосном году два дня празднуется также начало второго месяца Адар.
Новомесячья Кислева и Адара празднуются следующим образом: два года – по два дня, два года – по одному дню, а затем два года начало одного месяца отмечают один день, а другого – два и наоборот. А Рош Ходеш месяца Тишрей совпадает с Рош Гашана – началом года.
Определение даты новомесячья – дело не одной лишь математики. Умения сделать астрономический расчет смены фаз луны тут недостаточно.
Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников – это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой.
Начало нового месяца имеет право устанавливать лишь особая судейская коллегия – специальный бейт-дин. Специальным считается только бейт-дин, члены которого рукоположены учителями, получившими право на это от своих учителей, – и так от учителя к ученику до самого Моше без единого перерыва в традиции. Такой бейт-дин выносит определение о начале нового месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами. После этого мудрецы бейт-дина благословляют и освящают его.
В этот день в Храме приносили дополнительную жертву – Мусаф, и левиты приветствовали наступление нового месяца песнопениями.
В наше время в Рош Ходеш читается дополнительная молитва Мусаф. В остальные молитвы и некоторые благословения включают слова Яале веяво («Да поднимется и придет...»). В этот день читают Галлель и следуют обычаям, подчеркивающим особую святость этого дня.
Поскольку в наши дни Сангедрин не собирается и не существует полномочного бейт-дина, Рош Ходеш не освящается на основании свидетельских показаний. Однако новомесячья не утратили своей святости. Дело в том, что полномочный бейт-дин заранее освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Машиаха, который созовет Сангедрин и возобновит рукоположение судей. Тогда новомесячья снова будут освящаться так, как предписала Тора.
Когда рабби Гиллель, последний президент Сангедрина, внук рабби Йегуды Ганаси, составившего Мишну, увидел, что на Израиль обрушиваются страшные бедствия, и число учеников, достойных рукоположения, резко уменьшилось, он подумал, что если римляне, хозяйничавшие тогда в Эрец Исраэль, запретят освящение новомесячий и казнят немногочисленных оставшихся в живых законоучителей, то тем самым будет нарушен весь порядок следования еврейских праздников. Рабби Гиллель собрал мудрецов, каждый из которых был рукоположен своим наставником, тот – своим и так до самого Моше-рабеину, и бейт-дин в таком составе рассчитал календарь новомесячий, праздников и других дат вплоть до дня Избавления. Они благословили новомесячья на все это время и освятили – заранее – начало каждого месяца. Таким образом, освящение новомесячий не прерывалось со времен Моше-рабейну, и святость их сохраняется и поныне.
Календарь новомесячий и праздничных дат, составленный Гиллелем, не был его изобретением. Он был передан еврейскому народу на горе Синай как неотъемлимая часть Святой Торы. Календарь этот передавался от учителя к ученику от Моше вплоть до поколения рабби Гиллеля.
Теоретически мудрецы вообще не нуждались в показаниях свидетелей, чтобы установить время начала нового месяца – они его точно знали. Тем не менее новомесячья освящались согласно свидетельским показаниям. Это – заповедь.
Когда свидетели представали перед мудрецами и сообщали, что тогда-то, с такой-то стороны, на такой-то высоте они видели серп нового месяца, имеющий такую-то ширину, – бейт-дин знал, правдивы ли их слова. Более того – если слова свидетелей не соответствовали истине, судьи знали, могли ли свидетели сделать такую ошибку невольно.
Моше-рабейну получил от Творца всю астрономическую информацию, необходимую для ведения календаря. Эти сведения он передал Йегошуа, тот – старейшинам, они – пророкам и так далее, вплоть до поколения рабби Гиллеля, последнего президента Сангедрина, происходившего из рода Давида.
Пока новомесячье освящалось по показаниям свидетелей, мудрецы хранили эту информацию в тайне и проверяли показания свидетелей, опираясь на свои расчеты. И только когда последний президент Сангедрина увидел, что сохранить прежний порядок невозможно, он обнародовал календарь, основанный на расчетах, полученных от Моше, и освятил заранее все новомесячья на тысячи лет вперед.
Освящение Рош Ходеш – это основа всех праздников Израиля и связанных с ними мицвот. Поэтому заповедь освещать новомесячья была дана Израилю раньше, чем все остальные мицвот.
Действительно: народ Израиля все еще находился в Египте, когда прозвучало (Шмот, 12): «И обратился Г-сподь к Моше и Агарону в земле Египетской, говоря: «Месяц этот вам – начало месяцев; первый он у вас из месяцев года».
Для чего сказано: «к Моше и Агарону». Почему Вс-вышний не обратился только к Моше?
Потому что освящение нового месяца можно совершить только втроем. Вс-вышний как бы сказал: «Я и вы [Моше и Агарон] – мы втроем будем освящать новомесячье». (Шмот Раба, 15)
Мидраш рассказывает:
«Вс-вышний облачился в талит с кистями и поставил рядом с собой Агарона и Моше. Он призвал Гавриэля и Михаэля в качестве свидетелей и спросил у них: «Когда видели вы новый месяц: до [восхода] солнца или после? На севере или на юге? Куда был обращен серп и какую он имел ширину?
Затем Он сказал Моше и Агарону: «Вот так сыновья мои будут освящать новомесячья». (Ялкут Шимони, Бо, 191)
Слово ходеш на иврите имеет тот же корень, что и слово хадаш – новый, обновленный. Ходеш – это месяц, и подобно луне, он вечно обновляется.
«Вс-вышний показал Моше молодой месяц и сказал: «Когда на небе появляется новый серп, наступает начало месяца». (Раши)
Тора учит: «Этот месяц – вам».
Вс-вышний сказал Израилю: «Раньше Я сам освящал новомесячья, как сказано: «Он указывал сроки [с помощью] месяца». Но теперь я передаю это право вам». (Шмот Раба, 15)
«Когда ангелы приводят к Вс-вышнему и спрашивают: «Владыка мира! Когда начало нового года?» – Он отвечает им: «Вы напрасно обращаетесь ко мне. Все мы – и Я, и вы должны обратиться в бейт-дин». (Ялкут Шимони, Бо, 191)
Если бейт-дин решил: «Сегодня Рош Гашана», то в Небесах Вс-вышний приказывает ангелам: «Воздвигните возвышение, приведите защитников, пусть войдет обвинитель. Ибо суд мудрецов постановил, что сегодня начало года».
Если судьи решили перенести Рош Гашана на завтра, Вс-вышний приказывает: «Вынесите возвышение, выведите обвинителя и защитников – бейт-дин постановил перенести суд на завтра». (Ялкут Шимони, Бо, 190)
Вс-вышний уподобил еврейский народ месяцу – и луне. Прежде чем вывести Израиль из Египта, Он дал ему понять, что его царство закатится через тридцать поколений, которые сменятся одно за другим так же, как тридцать дней месяца сменяют друг друга.
Луна появляется на небе первого числа каждого месяца и до пятнадцатого числа, до полнолуния, светит все ярче. Затем ее диск становится ущербным, начинает уменьшаться и за пятнадцать дней сходит на нет.
Так и Израиль. Пятнадцать поколений – от Авраама до царя Шломо разгорался его свет.
С воцарением Шломо сияние достигло полноты. Но великому царю наследовали цари все менее и менее значительные, и когда через пятнадцать поколений на престол Давида воссел Цидкиягу, это сияние – блеск Первого Иерусалимского Храма и могущество Иудейского царства – угасло совсем. (Шмот Раба, 15)
Способность к вечному обновлению отличает Израиль от других народов. Поэтому освящение новомесячий и передано в его руки: Израиль устанавливает сроки наступления новых месяце и сам освящается, благословляя и освящая их.
Это свойство – способность к вечному обновлению, которой наделен Израиль, и является гарантией его неистребимости. Другие народы поднимаются к высотам своего могущества и, едва достигнув вершины, начинают опускаться, гибнут и исчезают.
Не таков Израиль: пятнадцать поколений – от Авраама до Шломо – восходила его звезда и пятнадцать поколений – от Рехавама до Цидкиягу – она закатывалась.
После разрушения Иерусалима враги Израиля праздновали победу. И действительно – могло показаться, что навеки угас свет Израиля. Но прошло семьдесят лет – и он вспыхнул вновь. Обновление месяца – это вечный знак Израилю, что и его сияние возобновится.
Не существует запрета работать в Рош Ходеш. Тем не менее, многие особенности сближают новомесячье с праздниками. Прежде всего, дополнительные жертвы приносились в Храме только по субботам, праздникам и новомесячьям. Жертва Мусаф в Рош Ходеш такая же, как в Песах и Шавуот: два быка, баран и семь овец – жертвы всесожжения; козел – искупительная жертва за невольный грех.
В Торе сказано (Бамидбар, 10): «В день радости вашей, в праздники ваши, и в дни новомесячий ваших...» – т.е. новомесячья упоминаются в одном ряду с праздниками.
Некогда в Израиле существовал обычай воздерживаться в Рош Ходеш от работы. Об этом упоминается в Танахе (Шмуэль I, 20). Йонатан, сын царя Шауля, следующим образом обращается к Давиду: «Приходи на то самое место, где ты скрывался в день действия». Переводчик Танаха на арамейский язык Йонатан бен Узиэль перевел слова «день действия» как «будний день». Поскольку этот разговор состоялся накануне Рош Ходеш, ясно, что новомесячье в те времена не было будним днем – в него воздерживались от будничной работы.
Мудрецы Великого собрания постановили: в Рош Ходеш в синагоге Тору читают четыре человека, как и в хол гамоэд. В обычные понедельник и четверг к Торе поднимаются только трое.
В древности в Рош Ходеш было принято посещать пророков.
В Книге Царей муж спрашивает свою жену Шуламит (Млахим II, 4): «Почему ты едешь к нему [пророку Элише]? Сегодня не новомесячье и не суббота».
В будущем Рош Ходеш станет днем паломничества в Иерусалим, как предсказано пророком (Йешайя, 66): «В каждое новомесячье и каждую субботу будет приходить всякая плоть, чтобы преклониться передо Мной, сказал Г-сподь».
Некоторые законоучители нашего времени полагают, что и сегодня не следует заниматься в Рош Ходеш тяжелым трудом, например, многими полевыми работами, ибо в этот день разрешена лишь легкая работа. Однако большинство авторитетов считают иначе и разрешают исполнять любую работу. Но это не отменяет заповедь выделять новомесячье из череды будней, устраивать в этот день праздничную трапезу, надевать нарядную одежду и тем самым подчеркивать святость этого дня.
Эта заповедь касается женщин больше, чем для мужчин. По мнению большинства законоучителей, женщина не должна заниматься в Рош Ходеш никакой домашней работой, кроме самой необходимой.
В чем причина такого различия?
Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить «золотого тельца», те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Вс-вышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом – заповедью новомесячья, в будущем – тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».
В Рош Ходеш следует устраивать праздничную трапезу, потому что в этот день читают Галлель, а в нем сказано: «Этот день сотворил Г-сподь, чтобы мы веселились и радовались». В некоторых сефардских общинах существует обычай зажигать в Рош Ходеш праздничные свечи.
Тому, кто истратил на устройство праздничной трапезы больше денег, чем ему позволяет достаток, Небеса возвращают истраченное. Написано в Псикте: «Все доходы человека устанавливаются на год вперед – от Рош Гашана до следующего Рош Гашана. В этот «бюджет» не входят затраты на празднование субботы, праздников и новомесячий, а также расходы на обучение детей Торе. Если человек тратит на эти цели много денег – ему компенсируют перерасход. Если он тратит слишком мало – его доходы урезаются».
Принято подавать на стол дополнительное блюдо в честь Рош Ходеш, даже если он приходится на субботу, когда трапеза и без того праздничная.
Запрещено поститься в Рош Ходеш (за одним исключением – когда в Рош Ходеш Нисан, а, согласно некоторым мнениям, – и в Рош Ходеш Элул жених постится перед свадьбой). В Рош Ходеш не оплакивают покойного.
Произнося в Рош Ходеш Галлель, пропускают отрывки «Не нам...», «Жажду я, чтобы Он услышал...», поскольку новомесячье все же не совсем праздник.
Слова Яале веяво включаются в биркат гамазон – благословение после трапезы, а также в утреннюю, предвечернюю и вечернюю молитвы, но не в молитву Мусаф.
Тот, кто забыл прочитать Яале веяво в биркат гамазон, должен, если он спохватился, прежде чем начал читать четвертое благословение, произнести: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, даровавший новомесячья народу Своему как памятный знак». Но если он уже начал читать четвертое благословение, нет нужды возвращаться к пропущенному, потому что трапеза в новомесячье не является обязательной.
Тот, кто по ошибке не прочел Яале веяво в вечерней молитве Рош Ходеш, не возвращается к пропущенному ни в первый, ни во второй вечер новомесячья, потому что бейт-дин освящает начало нового месяца только днем.
Тот, кто пропустил слова Яале веяво в утренней или предвечерней молитве и вспомнил об этом прежде, чем начал читать благословение «Благодарим...», должен сразу же произнести эти слова. Если он уже приступил к благословению «Благодарим...», но еще не дошел до слов «Да будут угодны слова мои...», он должен возвратиться к благословению «Отнесись благосклонно...» и прочитать пропущенные слова. Прочитавший «Да будут угодны слова мои...» возвращается к началу молитвы.
Написано в Сефер Галвуш: «Заповедано надевать особую, красивую одежду в Рош Ходеш». Об этом свидетельствуют «пять перемен платья», которые, как написано в Торе, Йосеф подарил Биньямину. Слово «пять» – хамеш – образует аббревиатуру «новомесячье, суббота, праздник» – дни, когда надевают праздничные одежды. Однако в Рош Ходеш не принято стричься.
Во время утренней молитвы в новомесячье, выпавшее на будний день, читают по свитку Торы отрывок главы Пинхас, рассказывающий о жертвоприношениях Рош Ходеш. К чтению Торы приглашают четырех человек. Однако его не завершают чтением отрывка из книг пророков – Гафтарой.
В Рош Ходеш, выпавший на субботу, выносят два свитка Торы. По одному из них семеро вызванных к Торе читают недельную главу, а по второму читают отрывок главы Пинхас. После этого читают отрывок из книги пророка Йешайи (Йешайя, 66): «Так сказал Г-сподь: небеса – Мой престол...» В нем говорится: «В каждое новомесячье и в каждую субботу будет приходить всякая плоть, чтобы преклониться передо Мной, сказал Г-сподь».
Когда Рош Ходеш Тевет выпадает во время Хануки на субботу, выносят три свитка Торы. По одному из них шестеро приглашенных читают недельную главу, по второму седьмой читает отрывок главы Пинхас о жертвах новомесячья, а по третьему последний приглашенный читает главу «Начальники колен» (Бамидбар, 7), в котором рассказывается об освящении жертвенника. Чтение Торы заканчивают отрывком из пророков, относящимся к Хануке, а не к новомесячью.
После чтения Торы произносят молитву Мусаф – «Новомесячья дал Ты народу Своему», а в субботу – «Ты сотворил Свой мир в его начале...»
Если новомесячье продолжается два дня, законы обоих дней полностью овпадают.
На четвертый день Творения (за два дня до Рош Гашана, когда был сотворен первый человек) Вс-вышний создал два светила – солнце и луну, свойства которых стали основой для счисления дней, месяцев и лет, как сказано: «И будут они для обозначения сроков, дней и лет».
По солнцу отсчитывают дни; день – это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках – по определению – двадцать четыре часа.
По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл. Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода – с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, – и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит – по определению – ровно год, равный тремстам шестьдесяти пяти дням и шести часам.
Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». По определению, с момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла – солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».
Народы мира пользуются условным летосчислением, которое они установили сами для себя.
Христиане делят обычный солнечный год, равный тремстам шестьдесяти пяти дням и шести часам, на двенадцать частей. Эти части они называют «месяцами», хотя они не имеют никакого отношения к фазам луны. В таких «месяцах» тридцать или тридцать один (а в феврале – двадцать восемь или двадцать девять) дней. Таким образом, «месяц» у христиан не более чем условность, его наступление и длина не обусловлены ничем, кроме принятого соглашения.
Мусульмане отсчитывают месяцы по лунному циклу и отмечают новомесячья. Они умножают число месяцев на двенадцать и называют каждые двенадцать месяцев «годом». Безотносительно к сезону – будь то весна, лето, зима или осень, – «новый год» наступает по этому летосчислению по окончанию двенадцати лунных месяцев. Таким образом, мусульманский «год» – тоже не более чем условность.
Если бы лунный месяц был в точности равен одной двенадцатой части солнечного года, все три календаря совпадали бы. Тогда было бы безразлично – делить солнечный год на двенадцать частей и называть полученный результат месяцем, или определять год как промежуток времени, равный двенадцати лунным месяцам. Но в действительности дело обстоит не так.
Лунный месяц несколько короче одной двенадцатой части года.
Солнечный год, как уже говорилось, равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. Обратим внимание: гематрия слова «год» – 355 (т.е. 355 неполных дней). До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.
Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас – глава месяцев»,), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16). Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Как совместить обе заповеди? Если следовать лунному календарю, праздник Песах будет с каждым годом наступать на одиннадцать дней раньше и скоро сместится на зиму. Если же добавить дополнительный, тринадцатый, месяц к году, Песах будет запаздывать на двадцать два дня и вскоре сместится на лето.
Поэтому Моше получил на горе Синай особую галаху: добавлять к некоторым годам дополнительный месяц. Иными словами, обычный год состоит из двенадцати лунных месяцев, а високосный – из тринадцати. После нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый лунный месяц, компенсирующий накопившийся сдвиг месяца Нисана, сместившегося к зиме. В результате Нисан всегда остается весенним месяцеми не приближается к зиме больше, чем на двадцать дней.
Для того, чтобы согласовать отсчет лунных месяцев с солнечным годом, мы используем установленный Торой девятнадцатилетний цикл.
В каждом девятнадцатилетнем цикле семь високосных лет – то есть лет, в которых тринадцать месяцев (к ним добавляется второй месяц Адар). Это третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и последний, девятнадцатый годы цикла.
Семь дополнительных месяцев, прибавляемых в течение девятнадцати лет, почти совершенно компенсируют расхождение между солнечными годами и лунными месяцами внутри каждого цикла: солнечный год убегает вперед всего на один час 26 минут 56 и 2/3 секунды за весь цикл.
В две тысячи четыреста сорок восьмом году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, праздник Песах наступил в свой истинный срок, соответствующий времени наступления лунного месяца Нисана, как сказано в Торе (Шмот, 12): «Сегодня вы выходите, в весенний месяц». С тех пор и до настоящего времени минуло уже сто семьдесят три полных девятнадцатилетних цикла. За это время Нисан «отстал» от графика на 10 дней 9 часов 3 минуты 6 и 2/3 секунды. Однако это опоздание не переместило праздник Песах с весны на зиму. Как учит нас Тора, миру суждено существовать шесть тысяч лет. На это время и рассчитан еврейский календарь, так что праздник Песах останется весенним праздником до прихода Машиаха.
Тора требует освящать только один, первый день наступающего месяца. Тем не менее, уже в эпоху пророков принято было иногда праздновать Рош Ходеш не один день, а два. Об этом упомянуто в Танахе (Шмуэль I, 20): «И вот назавтра, во второй день Рош Ходеш...» Отсюда мы узнаем, что при дворе царя Шаула отмечали второй день новомесячья.
Когда Рош Ходеш продолжается один день, а когда – два?
По истечении двадцати девяти дней предыдущий месяц заканчивается и наступивший тридцатый день автоматически считается новомесячьем.
В этот день в былые времена устраивали праздничные трапезы, пировали и воздерживались от работы. Однако бейт-дин в Иерусалиме всю ночь и весь следующий день ожидал прихода свидетелей, видевших новый месяц.
В момент своего появления серп новорожденной луны можно наблюдать лишь крайне непродолжительное время. Поэтому всякий, кто в тридцатый день с начала предыдущего месяца видел новую луну, спешил в Иерусалим, опасаясь, что без него не хватит свидетелей, на основании показаний которых можно будет освятить новый месяц.
Если свидетели приходили на тридцатый день, дополнительную жертву в Храме приносили в тот же день. Если нет – свидетелей больше не ждали и на следующий день освящали новомесячье без них. Таким образом, иногда новомесячье праздновали два дня.
Два дня праздновали Рош Ходеш во всех отдаленных общинах, куда не могли вовремя прибыть гонцы из Иерусалима с известием о наступлении нового месяца.
И хотя в наше время мы заранее знаем дату наступления каждого месяца, обычай, заведенный нашими отцами, не отменен. Как некогда в Иерусалиме, мы празднуем некоторые новомесячья один день, а некоторые – два.
При этом нам заранее известно, какие новомесячья длятся день, а какие – два. Вопрос о том, какие именно новомесячья празднуются два дня, весьма сложен. В большинстве случаев действует следующий порядок: когда на тридцатый день месяца появляется новая луна, то даже если этот день не будет считаться первым днем следующего месяца, он тем не менее отмечается как Рош Ходеш. Ибо если бы Сангедрин в наше время по-прежнему устанавливал новомесячья на основании свидетельских показаний, этот день мог быть освящен как Рош Ходеш.
Отсюда видно, что два дня новомесячья не похожи на два праздничных дня, отмечаемых в диаспоре. Эти последние состоят из первого, главного дня и второго, дополнительного, введенного из опасения ошибиться в дате. В случае с новомесячьем дело обстоит наоборот: второй день – главный, а первый отмечается в память о сомнении, касавшемся когда-то тридцатого дня месяца. Поэтому, если Рош Ходеш отмечается два дня, лишь второй его день становится первым днем нового месяца.
Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь. Полный месяц продолжается тридцать дней, а наступающее на его исходе новомесячье – два дня, неполный месяц продолжается двадцать девять дней, а следующее за ним новомесячье – один день.
Обычно Тишрей – полный месяц, а Хешван – неполный, Кислее – полный, Тевет – неполный, Шват – полный, Адар – неполный, Нисан полный, Ияр – неполный, Сиван полный, Тамуз – неполный, Ав – полный, Элул – неполный.
Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники – на Тишрей, Ханука – на Кислее, Новый год деревьев – на Шват, Песах – на Нисан, Шавуот – на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава – день, который в будущем превратится в праздник.
Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.
Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца – 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.
Поскольку и в этом случае все же остается избыток – лишние сорок четыре минуты с лишком – с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд – Хешван и Кислев – дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.
Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй – Адар шени – всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго – два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.
Два великих светила, сотворенные Вс-вышним в четвертый день Творения, появились на небосводе в три часа дня. Солнце находилось в восточной части неба и освещало верхнее полушарие Земли, в котором был день. А луна находилась в западной части небосвода и освещала нижнее полушарие, где царила ночь.
Уже в час сотворения солнце сияло собственным светом, а луна всего лишь отражала свет солнца, возвращая его сияние на землю. Несмотря на это, оба светила были названы великими и равными.
Оба они должны были вращаться вокруг Земли с одинаковым периодом обращения, равным двадцати четырем часам, так что когда солнце должно было находится в зените в одном полушарии, луна оказывалась бы в зените в другом – прямо напротив.
Если бы такое положение сохранялось и далее, луна всегда оставалась бы полной, «великим светилом», каким она была сотворена. Ибо слова «великое светило» означают: всегда максимально полное, не подверженное изменениям, не уменьшающееся и не увеличивающееся.
После того, как солнце и луна заняли свои места на небосводе в три часа пополудни четвертого дня творения и были названы «великими светилами», произошли некоторые события, и Тора дала им новое определение: «Великое светило, чтобы властвовать днем, и малое светило, чтобы властвовать ночью».
Иными словами, солнце осталось великим светилом, а луна лишилась своего величия и была умалена. Наши благословенной памяти учителя сказали: «Они были сотворены равными, но луна лишилась своего величия, ибо выразила свое недовольство. Она сказала: «Не могут два царя носить один венец». Вс-вышний ответил: «В таком случае ты и будешь уменьшена».
Смысл этой жалобы луны, как и того, что ответил ей Вс-вышний, известен лишь тем, кто изучил скрытую часть еврейского учения. Очевидно, однако, что тотчас после сотворения светил был изменен порядок мироздания. Луна скрылась и оставалась невидимой в течение сорока семи часов. Когда же она появилась вновь около двух часов пополудни в пятницу, был виден лишь самый ее краешек толщиной в волос, ибо так выглядит в момент своего рождения молодой месяц.
Но и этот краешек луны, по существу, не был виден. Луна находилась высоко в восточной половине неба. Лишь когда она немного отошда в сторону, стало возможным разглядеть ее краешек, тонкий, как нить. Но солнце сияло вовсю – ведь было три часа пополудни – и оно попросту залило своим ярким светом слабый светящийся волосок, так что его практически совсем не было видно. Но мы все же знаем, что именно тогда наступило самое первое новолуние.
С тех пор вращение луны вокруг земного шара опережает видимое движение солнца. За 29 дней 12 часов и около ? часа солнце совершает вокруг земли чуть больше двадцати девяти с половиной оборотов. За это время луна успевает сделать ровно на один виток больше.
В момент рождения нового месяца луна находится на оси, соединяющей солнце с землей, и свет ее невидим с земли. Но к середине месяца луна успевает вырваться вперед ровно на половину оборота вокруг земли и оказывается прямо напротив солнца. Тогда она видна с земли во всей полноте – наступает полнолуние. Все это время луна увеличивается. Но миновав в своей погоне за солнцем середину месяца, она вновь начинает уменьшаться, пока к концу месяца не исчезает совсем. Опередив солнце на целый виток, луна вновь скрывает свой лик и оказывается на том же месте – на оси между солнцем и землей, откуда ровно месяц назад она начала свой бег.
Слово «властвовать» не встречается ни в одном другом месте повествования о Сотворении мира, кроме рассказа о сотворении солнца и луны. В чем же состоит их власть? Они властвуют над временем, ибо благодаря им возможно счисление дней и иных сроков.
Если бы движение светил было синхронным, как в момент их сотворения, то и корона была бы у них одна. Дни, годы и другие отрезки времени можно было бы отсчитывать по ним обоим. Но когда луна была уменьшена, приобрела изменчивость и способность обновляться, ей был дарован новый венец – власть над счислением месяцев, принадлежащая ей одной.
Этот венец отнял у нее первоначальное величие – власть над годами. Даже свет ее был умален. Однако сыновьям Израиля было заповедано по-прежнему отсчитывать месяцы и праздничные дни по фазам луны, хотя большинство народов мира и отказались от этого. Ибо Вс-вышний требует, чтобы в этом мире сильный не подавлял слабого и не пренебрегали меньшим ради большего. Более того – величайшие из великих славны тем, что в своих собственных глазах они ничтожны.
Вот что рассказывается в Гемаре (Хулин, 60):
«Рабби Шимон бен Пази сопоставляет: «Сказано: «И создал Б-г два великие светила» и далее: «...великое светило, чтобы властвовать днем, и малое светило, чтобы властвовать ночью». [Что это означает?]
Сказала луна Пресвятому, благословенно Его имя: «Владыка мира! Возможно ли двум царям носить одну корону?»
Ответил ей Пресвятой: «Ступай и умались!»
Взмолилась луна: «Владыка мира! За правдивое слово умалена я?»
Ответил ей Вс-вышний: «Зато ты будешь властвовать и днем, и ночью».
Луна сказала: «Что пользы в светильнике в полдень, кому он нужен?»
Вс-вышний ответил: «Ты удостоишься того, что Израиль будет исчислять по тебе дни и годы».
Луна сказала: «Дни и годы исчисляют и по солнцу».
Вс-вышний ответили: «Праведники будут называться в твою честь: Яаков, Шмуэль, Давид – младшие сыновья».
Увидев, что луна все еще не умиротворена, Вс-вышний сказал [Израилю]: «Вознаградите ее за то, что Я ее умалил».
Сказал рабби Шимон бен Лакиш: «Почему только о козле, приносимом в жертву за невольный грех в новомесячье сказано в Торе: «Приносите в жертву «козла Г-спода»? Потому что этой жертвой Вс-вышний как бы искупает умаление луны».
Все народы мира подобны солнцу, а Израиль подобен луне. И хотя народ Израиля немногочисленен, в будущем, когда падет власть зла, именно Израилю суждено властвовать в мире.
Вот что рассказали в Мидраше мудрецы:
«Больший считает по большему [светилу], а меньший – по меньшему [светилу], – так устроен мир.
Эсав отсчитывает дни по солнцу, властвующему днем, но над ночью нет у него власти. Так и сам Эсав – его удел целиком в этом мире, в будущем мире нет у него доли. А Яаков считает дни по луне – она светит и днем, и ночью, хотя и сама меньше солнца.
Таков Израиль – удел его в обоих мирах, нынешнем и грядущем. Пока свет сильного заслоняет сияние слабого, не видно его сияния в мире. Но закатилось светило сильного – и сияние слабого светила озаряет мир. Так, пока величие Эсава заполняет мир, не видно сияния Яакова. Но когда закатится могущество Эсава, засияет свет Яакова. Об этом сказано в Танахе (Йешайя, 60): «Встань, свети, ибо пришел свет твой, и слава Г-сподня над тобой воссияла». Иначе тьма покроет землю» (Берешит Раба, 86; Ялкут Шимони, Берешит).
Тот, кто домогается величия, стремится завладеть принадлежащим другому и вторгается к нему, чтобы лишить его законного удела. В наказание за это его лишают не только отнятого, но и принадлежавшего ему по праву. Об этом и говорится в рассказе о сотворении двух светил, истолкованном мудрецами:
«...Почему, назвав оба светила великими, Писание сразу же называет луну «малым светилом»? Потому, что луна вторглась в чужие владения, владения солнца.
Откуда мы это знаем? О дополнительных жертвах [Мусафах], приносимых в другие дни, сказано: «один козел из стада за невольный грех». А о дополнительной жертве новомесячья говорится: «за невольный грех Г-споду».
Вс-вышний сказал: «Эта жертва – за то, что Я послужил причиной вторжения в чужие владения» (ибо луна была вынуждена вторгнуться во владения солнца).
Каким образом луна вторглась во владения солнца? Она была сотворена для того, чтобы светить только ночью, но после того, как она была умалена по воле Творца, свет ее стал виден не только ночью, но и днем, когда властвует дневное светило.