Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ВТОРОЙ, Часть восьмая
"РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ НЕЧИСТЫМ И ЧИСТЫМ" (Веикра, 11:47)
Глава 167 Запрет на зерно нового урожая
1. Тора говорит: "Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, пока не принесете этой жертвы Всесильному вашему; это вечное установление для всех поколений ваших, во всех местах поселения вашего" (Ваикра, 23:14).
О каком дне идет здесь речь? О дне, когда в Храме совершали особое приношение - омер (см. 115:1), т. е. о 16-м дне месяца нисан. Во времена Храма в этот день, после исполнения заповеди об омере, разрешалось употреблять зерно нового урожая.
После разрушения Храма мудрецы Торы постановили, что зерно нового урожая остается запретным в течение всего дня 16-го нисана. Следовательно, сейчас в Стране Израиля каждый год этот запрет теряет свою силу 17-го нисана, а за ее пределами, где празднуют не один, а два первых праздничных дня Песаха, -18-го нисана.
Запрет этот распространяется на зерно пяти видов злаков (см. 51:2к), если они были посеяны и пустили корни до 16-го нисана. Зерна злаков, которые пустили корни после этой даты, остаются запретными до 17-го нисана (или 18-го за пределами Страны Израиля) будущего года.
2. Согласно мнению большинства авторитетов Галахи, запрет на зерно нового урожая
действует согласно букве закона Торы (а не по постановлению мудрецов) как в
Стране Израиля, так и за ее пределами. Поэтому еврею, находящемуся за пределами
Страны Израиля, надо следить за тем, чтобы не нарушить этот запрет, учитывая,
что в разных странах злаки созревают в разные сроки, а из зерна, кроме хлеба
и кондитерских изделий, изготовляют также напитки, например водку и пиво. Мука
из злаков входит также в состав самых разных продуктов. Во всех сомнительных
случаях следует обращаться к раввину.