Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ВТОРОЙ, Часть шестая
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Глава 114 Последний день Песаха
1. Последний день Песаха (а за пределами Страны Израиля - последние два дня) так же, как и первый, называется моэд, поэтому к нему относятся все предписания и запреты праздничного дня. Но, в отличие от Шмини-Ацерет (см. 130:1), он не является самостоятельным праздником. Поэтому при зажигании свечей и после совершения "Кидуша" не произносят "Шегехеяну".
2. В седьмой день Песаха (а за пределами Страны Израиля также и в восьмой) следует веселиться больше, чем во все остальные дни этого праздника.
3. В ночь на седьмой день Песаха принято бодрствовать и изучать Тору.
4. Когда наши предки уходили из Египта, именно в ночь на седьмой день праздника, который мы отмечаем в наше время, Всевышний совершил чудо рассечения моря, а утром сыны Израиля пели гимн в честь этого чуда (Шмот, 14:21 -15:19). Поэтому в седьмой день Песаха в синагогах читают "Шират гаям" ("Песнь у моря"), которую все слушают стоя.
5. В последний день Песаха читают молитву "Изкор" - поминовение душ умерших.
Тот, у кого родители живы, на время чтения этой молитвы выходит из синагоги.
Принято, что в течение первого года после смерти отца или матери сын во время чтения молитвы "Изкор" остается в синагоге, но саму молитву не читает. 6.
Основатель хасидского движения р. Исраэль Баал-Шем-Тов ввел обычай в последний
день Песаха устраивать третью трапезу и назвал ее "трапезой Машиаха",
поскольку в этот день земля озаряется светом Машиаха. Принято начинать эту трапезу
после "Минхи", и в ходе ее выпивают четыре бокала вина - как напоминание
о четырех бокалах, которыми, по словам наших пророков, Всевышний утешит народ
Израиля после окончательного и полного его Избавления.