Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть четвертая
СУББОТА
Глава 78 "Кидуш" и субботние трапезы
1. "Помни день субботний, чтобы освятить его" (Шмот, 20:8) - это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти - "Кидуш" и "Гавдала". Мудрецы постановили, что и "Кидуш", и "Гавдалу" следует совершать над бокалом вина.
2. Весьма желательно иметь для "Кидуша" старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, "Кидуш" произносят над хлебом. Тогда нетилат ядаим для трапезы совершают не после, а перед "Кидушем" (так как его прочтение не является перерывом между нетилат ядаим и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят "Благословен… выращивающий хлеб из земли", а фазу после окончания "Кидуша" разрезают хлеб и начинают его есть.
3. "Кидуш" при наступлении субботы или праздника принято совершать стоя, днем в субботу или праздник - сидя (однако слегка приподнимаясь при произнесении благословения над вином).
4. Согласно принципу "Во множестве народа - великолепие царя" один человек может совершать "Кидуш" для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает "Кидуш", это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить "амен" на оба благословения. Слова "Благословен Он, и благословенно имя Его" говорить не следует.
Есть обычай, слушая "Кидуш", повторять про себя слово в слово то, что произносит совершающий его.
5. Заповедь о "Кидуше" и "Гавдале" в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам.
6. Бокал для совершения "Кидуша" должен быть целым, без щербинок и трещин, чистым и вмещать по крайней мере 86 мл. Перед тем, как приступить к "Кидушу", бокал следует вымыть снаружи и изнутри или, по крайней мере, тщательно протереть салфеткой.
7. Бокал должен быть наполнен вином до краев. Если кто-то прежде, чем совершить "Кидуш", отпил из бокала - он сделал вино непригодным. Чтобы исправить это, надо добавить в бокал вина.
8. Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой - лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 20-25 см.
9. Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем - безразлично, совершают ли "Кидуш" над хлебом или над вином. Это символизирует ман - чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда ман появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.
10. Закончив чтение текста "Кидуша", тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала - желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала "Кидуша" всем присутствующим.
11. Перед совершением "Кидуша" как вечером, так и днем запрещено что-либо есть и пить (даже воду).
12. Если нет вина, дневной "Кидуш" желательно совершить над каким-нибудь другим напитком, но не над хлебом. Однако не рекомендуется брать для этого крепкие алкогольные напитки, чтобы можно было выпить большую часть бокала не останавливаясь, как полагается.
13. Как вечерний "Кидуш", так и дневной должны быть совершены только там, где будет проходить трапеза. Человек не исполняет свой долг в отношении "Кидуша" не только тогда, когда совершает его не в том доме, в котором собирается есть, но даже в том случае, если, начав читать "Кидуш", намеревается уйти в другое место.
Приступать к еде надо сразу же после "Кидуша" - иначе его совершение также не засчитывается как исполнение заповеди. Если сразу после "Кидуша" не собираются есть полную трапезу, достаточно слегка закусить сладкими мучными изделиями и выпить не менее 86 мл вина, чтобы затем произнести "Тройное благословение": "За пищу и средства к существованию, за виноградную лозу и плод виноградной лозы". Так разрешено поступить даже перед "Мусафом", если чувствуют сильный голод, мешающий молиться. (Только не следует есть больше 57 г мучных изделий - в отличие от фруктов, количество которых Галаха не ограничивает.)
14. Согласно Кабале, приступать к вечернему "Кидушу" надо по истечении 7-го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают "Кидуш" до истечения 7-го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками - летней и зимней).
15. В трех субботних трапезах обязаны участвовать и мужчины, и женщины. Одну из трапез устраивают ночью, после наступления субботы, а две - днем, после молитв "Шахарит", "Мусаф" и "Минхи". Галаха придает чрезвычайно большое значение третьей субботней трапезе.
Желательно во время этой трапезы есть хлеб -хотя бы немного, всего 57 г (кабейца), поэтому не следует есть досыта во время второй утренней трапезы. Хлеб можно заменить мучными изделиями, прежде, чем есть которые, произносят благословение "Творящий различные виды пищи", а потом - "Тройное благословение". В самом крайнем случае (например, когда "Шахарит" заканчивают поздно) в качестве третьей трапезы можно есть фрукты. Однако не следует отменять третью трапезу вообще, поскольку, согласно Кабале, ее время - это время особого благоволения свыше. Один из мудрецов Мишны даже говорит по этому поводу: "Пусть мой удел будет таким же, как у тех, кто ест третью субботнюю трапезу!".
16. В субботу и в праздники благословение "Выращивающий хлеб из земли" произносят над двумя халами ("двойной хлеб"). Произнося это благословение, берут в руки обе халы, но разрезают сначала только одну: согласно обычаю, вечером - левую, днем - правую. Принято также, чтобы вечером халы лежали одна возле другой, а днем - чтобы правая частично лежала на левой.
Перед произнесением благословения помечают (не надрезая!) на хале ножом то место, где будут резать (ср. выше, 44:2).
В субботу благословение над "двойным хлебом" произносят каждый раз, приступая к еде. Делается это в память о том, что в честь субботы Всевышний давал нашим предкам в пустыне порцию мана вдвое большую, чем в будни. Так намекает на это Тора: "И благословил Г-сподь день седьмой" (Брейшит, 2:3) - благословение означает приумножение, изобилие, и в мане это проявилось самым наглядным образом.
17. Не обязательно каждому из участвующих в трапезе иметь "двойной хлеб" - достаточно, чтобы хозяин произнес благословение над двумя халами.
Есть обычай, согласно которому каждый из сидящих за столом, получив свой кусок хлеба, шепотом также произносит благословение "Выращивающий хлеб из земли".
18. Запрещено поститься в субботу даже короткое время с соответствующим намерением. Но даже и без него запрещено что-либо есть до полудня.
19. В субботу надо воздерживаться от выражения скорби, переживаний, забот и т. п. А вместо этого лучше молиться Тому, Кто является источником милосердия и сострадания.
20. Галаха рекомендует есть в субботу больше сладостей и фруктов, а также вдыхать ароматы. Во-первых, благодаря этому произносят больше благословений (что компенсирует их меньшее число, чем в будни, в субботних молитвах), во-вторых, это способствует созданию праздничного субботнего настроения.
21. Еще одно из наслаждений субботы - сон днем. Однако галаха запрещает спать днем с намерением отдохнуть перед предстоящей после субботы работой.
22. Тора говорит: "А день седьмой да будет вам свят - днем полного покоя,
посвященного Г-споду" (Шмот, 35:2). Значит, физический покой - сравнительно
малозначащий аспект субботнего отдыха. Всевышний освободил нас от работы в субботу
для того, чтобы мы позаботились о потребностях своей души. Поэтому во время
субботних трапез принято петь особые субботние песни (змирот), написанные величайшими
еврейскими поэтами и мудрецами, а в промежутках между сменой блюд беседуют на
темы Торы - чаще всего о том разделе Торы, который читают в синагоге в эту субботу.
После отдыха днем остальное время посвящают изучению Торы. Сказали наши мудрецы:
"Субботы и праздники даны Израилю только для того, чтобы в эти дни заниматься
Торой". Работая всю неделю, многие не имеют достаточно времени и сил, чтобы
учить Тору как следует. Поэтому именно они - более, чем те, кто все свое время
отдает изучению Торы, - в субботы и праздники обязаны заниматься Торой.