Шломо Ганцфрид

КИЦУР ШУЛХАН АРУХ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ
Здесь это обсуждают

= Главная = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Атлас = Сионизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть вторая

ДЕНЬ

Глава 45 Благословения над пищей во время трапезы

1. Над всеми видами пищи, которую обычно едят во время трапезы, после произнесения благословения над хлебом "Выращивающий хлеб из земли" больше никаких благословений говорить не нужно. Это благословение включает в себя благодарность Всевышнему за всю пищу, которую едят для насыщения.

Точно так же не нужно произносить после этих видов пищи и заключительное благословение: все включает в себя "Биркат гамазон".

2. К видам пищи, которую обычно едят для насыщения, относятся мясо, рыба, творог и сыр, яйца, овощи, соления, каши и т. п. Галаха называет их "сутью трапезы", и даже если во время трапезы их едят без хлеба, благословение произносить не нужно. Но есть виды пищи, которые обычно едят не для насыщения, а для удовольствия, -например, фрукты. Когда во время трапезы их едят без хлеба, причем не имеет значения, сырыми или вареными, - надо сначала произнести соответствующее благословение. Заключительного благословения произносить не нужно: достаточно произнести "Биркат гамазон".

3. Если фрукты или сладкие овощи едят для удовольствия, над ними произносят благословение даже тогда, когда они приготовлены вместе с другим видом пищи, относящимся к "сути трапезы", - например, с мясом. Однако если их хотят есть с хлебом, то, во избежание сомнений в необходимости произнести благословение, следует поступить следующим образом: съесть немного из них до начала трапезы (см. выше, 42:1) или же во время трапезы сначала поесть их без хлеба, а уже потом - с хлебом. В обоих этих случаях благословение произносят. Однако если сначала эти виды пищи ели с хлебом для насыщения, а потом продолжают есть без хлеба, благословения произносить не нужно.

4. В отношении кондитерских изделий, которые едят во время трапезы, действует тот же критерий, о котором сказано выше. То есть если их едят с хлебом, для насыщения, произносить над ними особого благословения не нужно - его заменяет благословение над хлебом; но если их едят только для удовольствия, - сначала произносят благословение "Творящий различные виды пищи". Заключительное благословение и в этом случае не произносят: его заменяет "Биркат гамазон".

5. Во время трапезы перед тем, как пить любые напитки, кроме вина, благословения произносить не нужно. Это относится даже к тому случаю, когда напитки пьют, чтобы утолить жажду (даже если ее испытывали еще до начала еды), а не для облегчения процесса еды.

Тот, кто хочет во время трапезы пить вино -даже для того, чтобы пищу было легче глотать, - обязан сначала произнести благословение "Творящий плод виноградной лозы". Так постановили мудрецы Торы ввиду особой ценности вина. Однако, выпив вино во время трапезы, заключительное благословение произносить не нужно.

Если же пили вино еще до начала трапезы -как, например, во время субботнего или праздничного "Кидуша", - то если вино хотят пить и во время ее, перед этим произносить благословение не нужно, при условии, что еще перед началом трапезы собирались пить вино и во время ее. Но, если человек, выпив вино перед трапезой и произнеся благословение, не намеревался пить его в течение трапезы, а затем передумал, то прежде, чем выпить вино, он должен произнести благословение.

6. Среди авторитетов Галахи нет единого мнения, нужно ли произносить благословение, если уже после окончания трапезы, но еще до прочтения "Биркат гамазон" пьют чай или кофе. Поэтому лучше всего произнести благословение "По слову Которого возникло всё" над кусочком сахара, имея в виду также напиток (над которым произнесли бы то же самое благословение).


= Главная = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Атлас = Сионизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

 

Hosted by uCoz