Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть вторая
ДЕНЬ
Глава 44 Благословение над хлебом и начало трапезы
1. Между омовением рук и началом трапезы не должно быть перерыва - запрещается отвлекаться на что-либо, что не представляет собой необходимости для начала трапезы, нельзя ничего говорить - даже произносить цитаты из Торы. Однако можно ответить "амен" на услышанное благословение.
Если же задержались на время, большее, чем требуется для того, чтобы пройти 22 локтя (ок. 14 секунд), произнесли или сделали что-то, не связанное с трапезой, надо снова совершить омовение рук, но без благословения.
2. Перед тем, как произнести благословение "Выращивающий хлеб из земли", делают ножом пометку на хлебе в том месте, где предполагают его разрезать. Сразу же после благословения отрезают кусок хлеба, трижды окунают его в солонку и съедают по крайней мере 25-30 г хлеба прежде, чем приступить к какой-либо другой еде. Остатки этого куска хлеба запрещается скармливать животным или птицам или отдавать нееврею.
Лучшим способом исполнения этой заповеди считается такой, при котором хлеб режут сбоку, захватывая и его верхнюю и нижнюю корочку в том месте, которое представляется самым аппетитным. Трещины на хлебе - признак хорошей пропеченности, с них принято начинать резать хлеб.
3. Ломти, на которые разрезают хлеб, должны быть средней величины. Однако в субботу Галаха предписывает отрезать ломти большие, чем в будни.
Раздавая ломти хлеба сотрапезникам, нельзя бросать их перед ними. Не принято также передавать их им в руки, следует ломти хлеба класть перед сотрапезником.
4. Произнося благословение, хлеб нужно держать в правой руке. Лучше всего класть на хлеб все десять пальцев обеих рук, так как в этом, согласно Талмуду и Кабале, содержится глубокий смысл.
5. Если, произнеся благословение над хлебом, но еще не начав его есть, сказали что-то, не связанное с трапезой, благословение надо повторить.
6. Начав есть, нельзя вставать из-за стола, еще не проглотив того, что во рту. Запрещено говорить что бы то ни было, не проглотив первого куска хлеба, так как иначе возникает проблема, которую разрешить очень трудно: повторять ли благословение или нет.
7. Принято, что каждый из сотрапезников, получив первый кусок хлеба, произносит благословение "Выращивающий хлеб…", не полагаясь на благословение, услышанное из уст хозяина дома.
8. Если хозяин хочет оказать честь кому-либо из сотрапезников, он имеет право поручить ему произнести благословение, отрезать первый кусок хлеба, разрезать хлеб и разделить его между другими сотрапезниками.
Если во время трапезы хозяин дома отсутствует, его роль исполняет самый старший или самый уважаемый из присутствующих. Если среди них есть коген, весьма похвально поручить это ему.
9. Если на столе лежат два хлеба одного и того же вида - например, оба пшеничные или ржаные, - благословение произносят над тем хлебом, который больше размером, лучше пропечен, или выпечен из более чистой муки. Если на столе два одинаковых хлеба, но один испечен евреем, а другой - неевреем, предпочтение отдают еврейскому хлебу.
Если же хлебы разного вида, то предпочтение отдают тому, что более ценен. Кроме того, критерием для предпочтения является стих из Торы, где перечисляются плоды, которыми славится Страна Израиля (Дварим, 8:8). Так, если на столе лежат ячменный и ржаной хлебы, благословение произносят над ячменным - даже в том случае, если он меньше и хуже по качеству, чем ржаной. Причина заключается в том, что Тора упоминает ячмень, а не рожь.
10. Если на столе хлебы одного вида, но один из них целый, а другой - початый, благословение произносят над целым хлебом - даже если он хуже початого по качеству. Если же они разного вида - поступают так, как сказано в предыдущем параграфе.
11. Когда возникает сомнение, какому из хлебов отдать предпочтение, лучше всего взять оба хлеба и разрезать их одновременно, положив один на другой.
12. Сказанное выше (п.п. 9-11) относится только к тому случаю, когда хотят
использовать для еды оба хлеба. Если же хотят есть только один из них, благословение
произносят над ним и разрезают только его. При этом уже не имеют значения размеры,
качество и ценность этого хлеба. Так, если на столе лежит пшеничный и ржаной
хлеб, а есть хотят именно ржаной, не имеет значения, что пшеница упоминается
в Торе, или что пшеничный хлеб целый, а ржаной - початый и т. п., - все определяет
желание того, кто приступает к трапезе.