Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть вторая
ДЕНЬ
Глава 30 Какие слова и поступки запрещает Тора
1. Сказано в Торе: "Не ходи сплетником в народе своем" (Ваикра, 19:16). Сплетник - это тот, кто ходит от одного человека к другому и рассказывает: "То-то и то-то сказал такой-то, так-то и так-то рассказывают о таком-то". Даже если его слова - правда и в них нет ничего оскорбительного для человека, о котором говорится, все равно он преступает запрет Торы. Пример того, к чему могут привести сплетни, дает нам Тора: из-за того, что Доэг Гаадоми сообщил царю Шаулю, что первосвященник Ахимелех снабдил Давида оружием и провизией (что было чистой правдой и не содержало в себе ничего, что порочило бы Ахимелеха), погиб целый город (см. Шмуэль I, гл. 21,22).
2. Еще более страшен грех злословия, запрет которого - часть общего запрета распространять слухи. В этом случае то, что рассказывают, всегда позорит человека, о котором идет речь (даже если это - бесспорная истина). Известно из Кабалы, что тяжесть этого греха объясняется тем, что совершающий его поражает всю свою душу в целом подобно тому, как проказа поражает все тело больного.
От злословия следует отличать клевету, когда о человеке распространяют заведомую ложь с определенной целью: опорочить его доброе имя. Но хуже всего поступает тот, кто верит злословию. Поэтому, услышав лишь первые слова, по которым легко можно понять, что за ними последует злословие, надо прекратить разговор и даже, если ничего другого не остается, уйти. Лишь в самых исключительных случаях - например, если с человеком, о котором говорят, вас связывают деловые или родственные узы, Галаха разрешает лишь принять к сведению услышанное, но ни в коем случае не верить этому безоговорочно.
3. Иногда о человеке не говорят плохого - наоборот, его хвалят, но так, что общее впечатление о нем складывается определенно отрицательное. Например, говорят, что в доме такого-то непрерывно варят, жарят и т. д., из чего явно следует, что тот человек - транжир и мот, пускающий свое состояние по ветру ради удовлетворения своих прихотей. Это - тоже злословие, и оно запрещено точно так же, как и распространение сведений, позорящих другого еврея.
4. Есть еще одна разновидность злословия, скрывающегося под маской добродетели. Например, когда говорят: "Т-с-с! Ни слова о таком-то! Я ни за что не скажу, что произошло!". Когда о человеке рассказывают только хорошее, но тому, кто его ненавидит - это только усиливает его ненависть.
Наши мудрецы называют этот вид злословия "пыльцой злоязычия" и запрещают вести такие речи, так как они в конечном счете оборачиваются злом.
5. Нельзя также злословить якобы по недомыслию, по наивности или в виде шутки. Так сказал царь Шломо, великий знаток человеческой психологии: "Забавляясь, мечет огонь и стрелы - тот, кто обманывает ближнего своего и говорит: "Да ведь я же шучу!"" (Мишлей, 26:18,19).
6. Занимается злословием и тот, кто распространяет дурные слухи, которые передаются из уст в уста и в конце концов причиняют тому, о ком говорят, ощутимый вред. Нельзя это делать даже для того, чтобы кого-нибудь напугать или заставить волноваться.
7. Не считается злословием только то, что уже известно по крайней мере трем людям. Если один из них передает эти сведения еще кому-нибудь, это уже не считается нарушением запрета Торы - при условии, что у него не было намерения распустить злостную клевету.
8. Лучшее средство против искушения позлословить, - как указывают наши мудрецы, - это серьезные занятия Торой.
9. Один из мудрецов Талмуда, раби Ирмия бен Аба, говорит: "Четыре группы людей так никогда и не видят Б-жественного: зубоскалы, льстецы, лгуны и те, кто занимается злословием". Единственный вид зубоскальства, который Тора разрешает, это насмешки над суевериями идолопоклонников.
10. Тора предупреждает: "Не мсти!" (Ваикра, 19:18). Под этот запрет подпадает даже такой поступок, вполне допустимый с точки зрения человеческой природы: Реувен просит Шимона одолжить ему лопату, а тот отказывает; через некоторое время теперь уже Шимон просит Реувена одолжить лопату, а тот отвечает: "Как ты мне не дал лопату, так и я не дам тебе!".
Но если бы Реувен действовал в духе Торы, он должен был бы исполнить просьбу Шимона от всего сердца, ни единым намеком не напоминая ему о его поступке. В книге Тегилим мы находим, что Давид обращается ко Всевышнему с такими словами: "Если я кому-нибудь отплатил злом… пусть преследует враг душу мою, настигнет и втопчет в землю жизнь мою, и честь мою оставит в прахе навеки!" (Тегилим, 7:5).
11. Единственный способ мести, дозволенный Торой (и это на самом деле лучший из способов мести), это сделать свое общение с другими людьми как можно лучше, идти только прямым, честным путем и исполнять заповеди Всевышнего как можно тщательнее. Именно это причинит врагу самое большое страдание, ему невыносимо будет слышать, как люди хвалят того, кого оно обидел. Однако если он услышит о нем что-то дурное, он обрадуется и оправдает свой неблаговидный поступок.
12. Тот, кто не мстит, но тем не менее хранит в своем сердце обиду на другого еврея, преступает другой завет Торы, выраженный в продолжении приведенных выше слов: "…И не храни злобы на сынов народа своего" (Ваикра, 19:18).
Каковы границы этого запрета, дает представление следующий пример. Реувен просит Шимона одолжить ему лопату, а тот отказывает. Через некоторое время Шимон просит Реувена одолжить ему серп (инструмент гораздо более тонкий и дорогой), а тот отвечает: "Пожалуйста! Вот тебе серп - я не такой, как ты!".
Поступающий так тоже преступает закон Торы. Следует изгнать из своего сердца
всякое воспоминание о причиненной вам обиде - тем более, нельзя напоминать о
ней обидчику, когда он обращается к вам с какой-нибудь просьбой. Только на таком
пути человеческое общество достигнет мира и благополучия, и отношения между
людьми станут истинно человеческими отношениями.