Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть вторая
ДЕНЬ
Глава 28 Уважение к священным книгам
1. Наибольшую святость имеет свиток Торы, за ним по степени святости следуют книги пророков (Невиим) в виде рукописных свитков, затем - Писания (Ктувим), являющиеся третьей частью Священного Писания, - также в виде рукописных свитков; после них - печатные издания, причем внутри Танаха Пятикнижие также более свято, чем Невиим, а Невиим - больше, чем Ктувим; весь же Танах в целом более свят, чем Мишна, а она в свою очередь обладает большей святостью, чем Талмуд. На практике это означает, что класть книгу, обладающую меньшей степенью святости на книгу, обладающую большей святостью, нельзя, а наоборот - можно.
2. С наибольшим благоговением следует относиться к свитку Торы. Его надо хранить в специальном чехле, на почетном месте. До свитка Торы нельзя дотрагиваться обнаженной рукой. Продавать свиток Торы разрешается только в самых исключительных случаях и с разрешения раввина.
3. Чрезвычайно важная заповедь, которую обязан исполнять каждый еврей без исключения, - написать свиток Торы. Она относится даже к тому, кто получил свиток Торы в наследство от родных. Но поскольку мало кто может выполнить такую работу, то обычно для этой цели нанимают специалиста-переписчика: оплата его труда засчитывается заказчику как исполнение этой заповеди надлежащим образом.
4. Каждый еврей обязан приобретать и изучать наши священные книги - не только Тору, но и Невиим, Ктувим, Мишну, Талмуд и труды авторитетов Торы. Прежде всего рекомендуется покупать те книги, которые начнут изучать раньше. Считается добрым делом огромной важности -одалживать книги тому, кому они нужны для изучения.
5. Нельзя садиться рядом со священными книгами - если они не лежат на чем-то, что выше сидения по крайней мере на 8 см. Нельзя класть священные книги на землю, опираться на них локтями, оставлять их перевернутыми. Если человек увидел священную книгу в таком положении, он обязан взять ее и положить надлежащим образом.
6. Обветшавшие священные книги нельзя выбрасывать и, тем более, сжигать. Их помещают в особое хранилище при синагоге - гнизу.
7. Нельзя мочиться перед священными книгами, если они не прикрыты. В самом крайнем случае их следует положить на что-нибудь, имеющее высоту не меньше 80 см.
8. Нельзя делать покрывала, футляры и т. п. для священных книг и других священных предметов (например, для тфилин) из материалов, кото- o рые до этого уже использовались для будничных целей. Однако если это сделали по незнанию, то ими можно пользоваться. Если каким-либо материалом до того пользовался нееврей для своих культовых целей, то какой бы обработке этот материал ни подвергался, им навеки запрещено пользоваться.
9. Священные книги нельзя использовать не по назначению (например, прикрываться ими от лучей солнца). Однако, чтобы было удобнее читать, можно подложить одну книгу под другую. Тем не менее, использовать одну книгу в качестве закладки для другой запрещается. Также нельзя вкладывать в священную книгу какие-либо бумаги для хранения. Нельзя писать на страницах священных книг.
10. У неевреев не покупают свитки Торы, а также тфилин и мезузы по цене, заметно превышающей их стоимость, чтобы не приучать неевреев похищать у евреев священные предметы. Но по настоящей их стоимости покупать разрешается, даже если они уже не годятся для использования и должны быть помещены в гнизу. Если нееврей настаивает на высокой цене, следует постараться найти нужные слова, чтобы уговорить его снизить цену. Если никакие уговоры не помогают, вещь не покупают. Но нельзя сердить его, предлагая заведомо низкую цену - вдруг он, по злости, выбросит священную вещь в мусор.
11. Если свиток Торы, даже если он в это время находится в футляре, падает на пол, все, кто видел это, должны поститься. Сколько времени и как - определяет раввин.
12. Никакую цитату из Священного Писания (состоящую минимум из трех слов) нельзя
писать, не разлиновав лист бумаги. Тот шрифт, которым пишут свиток Торы, нельзя
использовать для написания будничных текстов.