Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть первая
УТРО
Глава 16 "Псукей дезимра"
1. "Псукей дезимра" (что можно перевести как "оды", торжественные стихи, прославляющие Всевышнего) - второй раздел молитвы "Шахарит", подводящий к первой кульминации - молитве "Шма". Поскольку основная часть "Псукей дезимра" заключена между двумя благословениями - "Барух шеамар" ("благословен Тот, Кто сказал - и возник мир") и "Иштабах" ("Да восхвалится имя Твое вовек, Царь наш"), чтение этого текста нельзя прерывать никакими словами. Есть лишь несколько исключений из этого правила: на всем протяжении "Псукей дезимра", кроме собственно благословения в "Барух шеамар" (от слов "Благословен Ты, Г-сподь…" до окончания "…прославляемый в гимнах") и благословения "Иштабах", разрешается отвечать "амен" на любое услышанное благословение. Услышав, что община начинает читать "Шма", следует прервать чтение "Псукей дезимра" и сказать вместе со всеми "Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь - един!". И тем более это разрешено для таких важных моментов, как ответы на "Кадиш", "Кдушу" и "Барху". Все же нужно стараться, чтобы эти перерывы совпадали с моментом между окончанием одного стиха и началом следующего. Если пришлось выйти в туалет посредине "Псукей де-зимра", следует отложить произнесение благословения "Ашер яцар" до окончания "Иштабах".
2. Начинают читать "Псукей дезимра" сидя, но для произнесения слов "Г-сподь - Царь, Г-сподь - царствовал" и т. д. встают. Тот, кто в это время читает что-либо другое, также обязан встать, не прерывая своего чтения, и сесть лишь после того, как хазан произнесет слова: "И будет Г-сподь Царем… в тот день будет Г-сподь един и имя Его едино" (Зхарья, 14:9).
3. Перед началом благословения "Барух шеамар" берут в левую руку две передние кисти цицит, а, закончив его, проводят ими по глазам и целуют.
4. Наши мудрецы приводят сравнение, дающее представление, как следует читать "Псукей дезимра": как человек, пересчитывающий монеты, берет их по одной, разглядывает, боясь ошибиться, так и молящийся должен следить за произношением каждого слова и вдумываться в их смысл.
Особое внимание следует обращать на стих из главы "Ашрей": "Раскрываешь Ты ладонь Свою…" (Тегилим, 145:16). Произнося эти слова, надо представить себе, что это молитва о помощи в пропитании - и своем собственном, и всего народа Израиля. Если эти слова были прочитаны машинально, без должной сосредоточенности, их надо повторить.
5. От начала "Псукей дезимра" до окончания всей молитвы запрещено прикасаться к тем участкам тела и головы, которые обычно скрыты под одеждой. Нос и уши можно прочищать только носовым платком или обязательно вымыть руки после этого.
6. В будни непосредственно за "Барух шеамар" читают "Мизмор летода" (Тегилим, 100) - по обычаю, стоя. Поскольку он соответствует благодарственному жертвоприношению, которое в Храме не совершали в субботы, праздники, в холь гамоэд, в канун Песаха и Йом-Кипура, его также не читают в эти дни.
7. По букве закона тот, кто опоздал в синагогу к началу "Шахарит", может сделать в "Псукей дезимра" определенные сокращения для того, чтобы иметь возможность читать вместе со всей общиной "Шма" и "Шмонэ-эсрэ". Однако, согласно указаниям р. Ицхака Луриа-Ашкенази, нельзя нарушать порядок молитв, предписанный в сидуре. Опоздавшему лучше всего присоединиться к другому "миньяну", а если это невозможно, то читать "Шахарит" в своем темпе, отвечая хазану на все благословения, "Кадиш", "Барху" и "Кдушу" (в тех местах "Шахарит", где это разрешено).
8. Во время "Псукей дезимра" прерываются для произнесения "Кдуши"
со всеми добавлениями, которые делают в субботу и праздники. Слыша же "Кадиш",
отвечают только на его основную часть - "Амен, йегэ шмей раба…" и
"амен" после слов даамиран беалъма, веимру амен.