Шломо ГанцфридКИЦУР ШУЛХАН АРУХ |
ТОМ ПЕРВЫЙ. Часть первая
УТРО
Глава 13 "Тфилат гашахар"
1. "Тфилат гашахар" (что означает "Молитва на рассвете") называется так потому, что ее можно читать и ночью, когда едва начинает светать. Начало этой молитвы содержит один из прекраснейших гимнов еврейской литургии "Адон олам" ("Владыка Вселенной"), за которым следует "Акейдат Ицхак" - 22-я глава из книги Брейшит, рассказывающая о том, как Всевышний повелел Аврагаму принести Ему в жертву своего сына Ицхака. Этот отрывок включен в "Тфилат гашахар" с целью пробудить в нашей душе такую же готовность к самоотверженному исполнению воли Всевышнего, которую проявил Аврагам, а также пробудить милосердие Всевышнего напоминанием о заслугах наших праотцев.
2. В "Тфилат гашахар" включена также молитва "Шма". Цель этого - чтобы каждый еврей прочел "Шма" вовремя и чтобы предотвратить возможность того, что если утренняя молитва продлится слишком долго, то не останется времени прочитать "Шма" со всеми сопровождающими благословениями. Несмотря на то, что в начале сидура приводят обычно только первый раздел "Шма", принято прочитывать здесь все три ее раздела и заключать их словом эмет ("истинно"). Тот, кто желает исполнить заповедь о чтении "Шма" как можно лучше, это, так называемое "малое Шма", читает, уже возложив тфилин.
3. Большая часть текстов "Тфилат гашахар" посвящена заповедям, связанным со служением в Храме. Мудрецы Торы постановили, что их надо читать утром. При этом мудрецы основываются на том положении Устной Торы, что изучение заповедей о жертвоприношениях способно заменить собой в глазах Всевышнего само жертвоприношение, как сказано: "И быков принесем мы наших уст" (Гошеа, 14:3).
4. Заключительный раздел "Тфилат гашахар" -это глава Мишны (5-я глава трактата Звахим), в которой перечисляются и кратко характеризуются жертвоприношения, которые совершали в Храме. Принято облачаться в "большой талит" и возлагать тфилин перед тем, как приступить к ее чтению.
5. "Тфилат гашахар" завершается отрывком из книги Сифра, перечисляющим
14 принципов изучения и толкования Торы. После этого произносится "Кадиш
дерабанан". В отличие от "Кадиш ятом", который может произноситься
только человеком, родителей которого (обоих или одного) уже нет в живых, "Кадиш
дерабанан" имеет право читать каждый. Поэтому если среди молящихся нет
обязанных читать "Кадиш" (см. след. главу), то "Кадиш дерабанан"
должен произнести тот, кто в данный момент исполняет обязанности хазана. После
"Кадиш дерабанан" переходят к следующему разделу молитвы -"Псукей
дезимра".