ИЛИ:
И сказал ангел мне:
"Вот стол, стоящий пред Г-сподом".
Йехезкель, 41:22.
Каждый, кто пользуется этим миром без благословения, - словно грабит Всевышнего и весь Израиль.
Брахот, 35.
В предыдущей главе мы говорили о духовных потребностях человека. В этой - будем говорить о потребностях материальных.
Как известно, иудаизм отвергает аскетизм и запрещает поститься без необходимости. Наша религия отнюдь не пренебрегает материальными потребностями человека. Напротив, она придает чрезвычайную важность правильному, регулярному питанию - и в особенности необходимости есть утром.
Даже назир, человек, давший обет воздержания от вина, по истечении срока своего обета обязан был принести в Храме искупительную жертву. За что он приносит искупительную жертву? За то, что отказывался от вина. Ведь Всевышний сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека, и получается, что человек, дав обет быть назиром, отвергает милость Всевышнего! Наша вера говорит о заповедях Торы: "И живи ими". То есть, мы не должны отстраняться от тех даров этого мира, которые Тора разрешает нам использовать.
Вместе с тем мы должны приложить все усилия, чтобы избежать того, что может повредить нашему здоровью. Повеление Торы
"и очень берегите себя ради души вашей" -
это краеугольный камень Галахи, повеление, оказывающее влияние на все сферы нашей жизни. Пикуах нефеш, спасение жизни еврея - устранение тени опасности для жизни еврея - отменяет все запреты и повеления Торы, включая законы субботы и Йом-Кипура.
Однако иудаизм не видит в удовлетворении потребностей тела самоцели. Тело рассматривается лишь как форма, вне которой не может существовать в нашем мире душа - самая сущность еврея. Внимание, оказываемое телу, можно сравнить с вниманием, которое оказывают верному стражу великого сокровища - животворящей души человека.Итак, не следует главное выдавать за второстепенное, а второстепенное - за главное, уделяя большее внимание удовлетворению запросов тела, нежели души.
Если человек верен принципу, согласно которому потребности его тела являются не самоцелью, но лишь средством, приводящим к настоящей цели - полноценной духовной жизни, - то к еде, питью, сну и прочим потребностям своего тела он относится как к обязанностям, которые налагает на него Галаха.
Поэтому пророк называет наш стол "жертвенником" - еда оказывается действием, олицетворяющим храмовое служение Всевышнему, принесение жертвоприношений. В правильном отношении к пище есть нечто от самого высокого служения Творцу, исполнения долга хранить тот образ, который Он даровал человеку.
В свете вышесказанного ясно, что во всем, что связано с принятием пищи, есть множество ограничений. Совсем не безразлично, что, когда, сколько и каким образом есть, какие благословения произносить до еды и какие - после.
ПЕРЕД ЕДОЙ
ОМОВЕНИЕ РУК
Кроме того, что мы обязаны омывать руки сразу после пробуждения от сна, мы обязаны омывать руки также всякий раз, когда приступаем к трапезе, включающей хлеб.
Эта обязанность возложена на нас мудрецами Торы - о ней не сказано прямо в Письменной Торе. Тем не менее, после омовения рук, но перед тем, как их вытереть, мы произносим:
"Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки".
Вы спросите: но ведь только что сказано, что в Торе нет предписания омывать руки перед едой? Почему же мы говорим "освятивший нас Своими заповедями и повелевший..."?!
Ответ заключается в том, что Тора предписывает нам слушаться мудрецов и выполнять их установления:
"Не отклоняйся от того, что скажут тебе [мудрецы], ни вправо, ни влево".
Значит, выполняя указания мудрецов, мы тем самым выполняем заповедь Торы. Впрочем, намек на необходимость омывать руки и перед едой, и после еды, мудрецы открывают в тексте самой Торы. Сказано: "И освящайтесь, и будете святы" - это намек на омовение рук: "освящайтесь" - это омовение рук перед едой, "и будете святы" - омовение рук после еды, перед прочтением "Биркат гамазон".
В отличие от омовения рук после пробуждения, для омовения рук перед трапезой, в принципе, достаточно полить воду лишь один раз на каждую из рук - так, чтобы вся кисть руки до запястья оказалась вымытой. Если невозможно полить на руку достаточное количество воды в один раз, это делают дважды.
Прежде чем приступить к служению Творцу в Храме, когены обязаны были омыть руки из специального умывальника, стоявшего во дворе Храма. Подобно этому мы обязаны очистить руки перед тем, как приступить к исполнению заповеди Всевышнего, предписывающей нам заботиться о поддержании жизнедеятельности нашего организма.
Нет необходимости распространяться о важности этого установления наших мудрецов с точки зрения гигиены. Галаха требует, чтобы перед омовением рук мы убедились в том, что на руках нет пятен от краски или грязи, что под ногтями - чисто, потому что всё это является препятствием для доступа воды и делает омовение рук недействительным. Значит, если на руках есть какая-либо нечистота, перед омовением их надо как следует вымыть и вытереть насухо.
В отличие от других заповедей, когда благословение произносится перед действием, мы произносим благословение "повелевший нам омывать руки" после совершения омовения: ибо лишь после омовения руки становятся достаточно чистыми, чтобы нам было разрешено упомянуть имя Всевышнего.
Для омовения годится лишь чистая вода, и лить ее на руки следует только из кружки - сначала на правую руку, потом на левую. Пальцы руки, на которую льют воду, должны быть слегка разведены и чуть-чуть согнуты, а кисть повернута ладонью вверх. Это дает воде доступ ко всей поверхности кисти руки сразу.
Ясно, что женщины тоже обязаны омывать руки перед едой - точно так же, как они обязаны исполнять все законы, о которых говорится в этой главе. Особо следует отметить, что женщина должна перед омовением рук снимать обручальное кольцо, потому что оно мешает свободному доступу воды.
Между окончанием омовения рук и началом трапезы нельзя говорить ни единого слова - пока вы не проглотите первый кусок хлеба. Разрешается произносить лишь краткие просьбы подать на стол забытое, например сказать: "нож", "соль" и т.п.
"ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ"
По обычаю, когда произносят благословение над хлебом, на него кладут обе руки (в субботу - на две халы, как будет говориться в главе "Суббота"). Тем самым мы выражаем свою признательность Всевышнему за то, что Он дает нам хлеб. На обеих руках десять пальцев - столько же, сколько ивритских слов в благословении, которое мы произносим перед тем, как есть хлеб: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли".
Десять слов насчитывает и стих Торы, говорящий о плодах, которыми славится Страна Израиля:
"Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатов, страна олив, дающих масло, и финикового меда".
И еще один намек: в благословении, которое дал Ицхак, праотец наш, Яакову, тоже десять слов (в оригинальном тексте Торы):
"И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и вдоволь хлеба и вина".
Перед тем как разрезать хлеб, на нем делают надрез - в том месте, которое лучше всего пропечено. Надрезают немного, так, что если поднять каравай, он не распадется пополам. Делают это для того, чтобы произнести благословение над целым хлебом, но вместе с тем сократить до минимума промежуток времени между произнесением благословения и началом еды. Сразу после окончания благословения "...выращивающий хлеб из земли" отрезают от каравая кусок - не слишком большой (чтобы не показаться обжорой), но и не слишком маленький (чтобы не показаться скупцом).
В субботу можно нарезать хлеб большими кусками - в знак исполнения заповеди, ибо в субботу нам заповедано Торой устраивать три трапезы.
Глава семьи раздает ломти хлеба всем сидящим за столом. Он должен следить за тем, чтобы не задеть самолюбие сотрапезников, и поэтому ломти хлеба он придвигает к ним или кладет перед ними на стол - но ни в коем случае не бросает им. Принято не давать хлеб прямо в руки сидящим за столом - это считается дурной приметой, ибо выглядит так, словно нищие просят у хозяина подаяние.
Благословение "выращивающий хлеб из земли" включает в себя все виды пищи, которые едят с хлебом, - мясо, рыбу, молочные изделия и т.д. Поэтому все время, пока продолжается трапеза, не нужно произносить более никаких благословений над другими яствами.
Однако над десертом, который не является неотъемлемой частью трапезы, - над вином, компотами, фруктами, кондитерскими изделиями - произносят отдельные благословения.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ "НЕГЕНИН"
Есть в книге Тегилим два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем:
"Г-споду принадлежит земля и всё, что на ней",
а в главе 115-й -
"а землю Он отдал сынам человека".
Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы наши: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй - после. То есть Всевышний, сотворивший землю и всё, что есть на ней, дарит нам право использовать всё это нам на благо - однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение.
Что же касается благословения после еды, то об этом прямо сказано в Торе:
"И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе".
Здесь - источник закона, предписывающего нам произносить "Биркат Гамазон", благодарственную молитву после еды.
Согласно тому, что было сказано, для еды или напитка нет минимальной нормы, съев или выпив меньше которой благословения произносить не надо. Поэтому перед тем как выпить или съесть хоть сколько-нибудь, необходимо произнести благословение. Однако с благословением после еды или питья дело обстоит иначе. Согласно Торе, "Биркат гамазон" надо читать только в том случае, если человек ел досыта (ибо сказано: "И будешь есть, и насытишься, и благословишь..."). Однако в Талмуде сказано, что народ Израиля добровольно принял на себя более строгое исполнение этой заповеди: читать "Биркат гамазон" даже в том случае, если человек не насытился, - при условии, что он съел определенный минимум хлеба - казаит ("как маслина"), около 27 г.
Что такое благословения "негенин"? Так называются благословения, которые произносятся при получении какой-либо пользы или какого-либо удовольствия от этого мира. В частности, это благословения перед едой или питьем: для каждого вида продуктов установлено соответствующее благословение. Однако два из них удостоились особой чести ввиду их исключительной важности для человека. Опираясь на сказанное в главе 104-й книги Тегилим ("...хлеб, подкрепляющий сердце человека"), мудрецы установили особое благословение над хлебом. Его произносят перед тем как едят любой вид хлебных изделий: обычный хлеб, мацу, халы, булки... Второй продукт, для которого установлено отдельное благословение, - вино, также упоминающееся в той же самой главе Тегилим: "...и вино, веселящее человеческое сердце". Прежде чем пить вино - безразлично какое: сладкое, сухое, шампанское, а также виноградный сок, - говорят благословение.
ПОСЛЕ ЕДЫ...
"ЗИМУН"
Если, как говорилось в приведенной выше цитате из Мишны, трое ели за одним столом, то есть еще один закон, относящийся к ним. Если три (или более) человека ели вместе - одновременно и в одном месте, - они обязаны совершить т.н. "зимун". Намек на "зимун" есть в начале последней песни Моше-рабейну (Дварим, гл. 32):
"Когда назову имя Г-спода - воздайте хвалу Б-гу нашему!"
То есть, один призывает воздать хвалу Всевышнему других - по крайней мере двоих. В соответствии с этим тот, кого почтили быть ведущим в чтении "Биркат гамазон", обращается к сотрапезникам:
"Господа, произнесем благословение!" -
а те отвечают :
"Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!"
Это обращение и называется на иврите зимун - "приглашение".
"БИРКАТ ГАМАЗОН"
Закончена трапеза, и теперь настает время благодарить Всевышнего за то, что Он дал нам еду. Принято читать (или чаще - петь) отрывок из книги Тегилим перед тем, как приняться за "Биркат гамазон". В будни это гл. 137:
"У рек Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион".
В субботы же, в праздники и во время трапезы по какому-либо радостному поводу (например, на свадьбе) читают гл. 126:
"Песнь на ступенях Храма: Когда возвращал Г-сподь из плена детей Сиона, мы были как во сне".
Непосредственно перед "Биркат гамазон" следует омыть руки, испачканные во время трапезы. Это омовение называется "маим ахроним" (букв. "последняя вода") - в отличие от омовения перед едой, которое называется "маим ришоним" (букв. "первая вода").
Как уже было упомянуто выше, чтение "Биркат гамазон" - заповедь, записанная в Торе. "Биркат гамазон" состоит из трех благословений, опирающихся на текст самой Торы, к которым после разрушения Второго Храма мудрецы добавили четвертое благословение -в память о погребении погибших в Бейтаре.
КАШРУТ
Как мы уже говорили, 613 заповедей Торы можно разделить на группы. Самое очевидное деление - на заповеди-предписания, которых 248, и на заповеди-запреты, их 365. Но можно поделить их и иначе: на заповеди, выражающие отношение человека ко Всевышнему, и заповеди, касающиеся отношений между людьми. Есть и еще одно деление заповедей - на хуким и мишпатим.
Хуким - это законы, которым надлежит повиноваться. не рассуждая, смысл которых слишком глубок для возможностей нашего разума. Например, запрет носить одежду, называемую шаатнез - то есть сотканную из шерстяных и льняных нитей вместе, закон о пепле "рыжей телицы" и др.
Мишпатим - это законы, смысл которых разъяснен в Торе, например, законы субботы, или те, что не требуют специального разъяснения, потому что их смысл понятен и так, например, заповедь почитания родителей или запрет убийства, разврата, воровства, о которых сказано в Десяти заповедях.
Заповеди о правильном питании, или - как это формулируют наши мудрецы - "законы о запрещенной пище", всё то, что в совокупности именуется словом кашрут, относятся к разряду хуким. И это несмотря на то, что многие из этих законов поддаются рациональному - и зачастую довольно успешному - истолкованию. Истолкования эти могут быть полезны для того, чтобы придать человеку больший душевный подъем при исполнении этих законов, однако нисколько не меняют того факта, что законы кашрута - это хуким.
РАМБАМ: СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ПОЛЕЗНО ДЛЯ ТЕЛА
Великий знаток Торы и кодификатор Галахи раби Моше бен Маймон (Рамбам), бывший также одним из наиболее выдающихся врачей своего поколения, попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходит из принципа, что всё, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а всё, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Рамбам, например, утверждает, что отсутствие чешуи на рыбе (что является признаком некашерной рыбы) - это лишь чисто внешний признак, позволяющий людям увидеть, что данная рыба непригодна в пищу. Только Всевышний, знающий все свойства Своих творений, знает, что этот вид рыбы вредит здоровью человека, и потому дал ей такой яркий признак, а рыбам, пригодным в пишу человеку, дал чешую. Рамбам доказывает, что признаки чистоты или нечистоты всех животных суть внешние признаки, созданные для нас, не знающих истинных свойств различных видов пищи. Тора, предписывая соблюдать кашрут, дает нам надежный ключ для распознавания того, что полезно, а что вредно. Следует отметить, что современная медицина признаёт, что в основах системы Рамбама есть очень много верного с медицинской точки зрения, и использует его подход.
РАМБАН: СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ПОЛЕЗНО ДЛЯ ДУШИ
Однако многие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, и среди них - раби Моше бен Нахман (Рамбан) - не согласны с Рамбамом. Среди их аргументов был и такой: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, - можно ли сказать, что это действительно вредит их здоровью? Рамбан считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души. Он обращает внимание на то, что большинство птиц, запрещенных нам в пищу, - хищные птицы - орел, сокол, ястреб, а те птицы, которые нам разрешены - куры, голуби, гуси, лебеди, напротив, обладают мирным, спокойным нравом и не питаются мясом. По мнению Рамбана, мясо хищных птиц оказывает влияние на характер человека, употребляющего его в пищу, и сообщает ему те характерные отрицательные качества, которыми отличаются эти птицы.
С этой точки зрения становится понятен многократно повторяемый Торой запрет употреблять в пищу кровь: употребление в пищу крови вырабатывает в человеке привычку к жестокости, развивает в нем качества разрушителя и убийцы. Тора говорит:
"Кровь - это душа", и душе наносится вред употреблением в пищу крови."
Многие мыслители, однако, объясняют законы кашрута не с точки зрения того, причиняет ли запрещенная пища вред душе или телу, а как средство против ассимиляции народа Израиля среди прочих народов, как средство сохранения нашей исключительности и индивидуальности.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ "ЯИН НЕСЕХ"
Около двух тысяч лет назад был установлен запрет есть выпеченный неевреями хлеб и пить сделанное неевреями вино. Почему? Чтобы избежать сближения между евреями и неевреями: сначала совместные пиры, затем сотрапезники захотят породниться, и еврейских девушек будут выдавать замуж за неевреев, а евреи будут брать себе жен-неевреек. Поэтому мудрецы Торы заградили дорогу - правда, не наглухо, - ведущую к ассимиляции.
Еврею можно принимать у себя гостей-неевреев и угощать их - но лишь в том случае, если он полновластный хозяин в своем доме. Законы кашрута запрещают еврею есть в нееврейском доме и тем самым охраняют его физический и духовный миры.
Намек на эти законы содержится в Торе, в главе 20-й книги Ваикра, где говорится о сохранении ограды, отделяющей евреев от остальных народов, что находит свое выражение в особенностях еврейской кухни. Там сказано (Ваикра, 20:24-26):
"Я - Г-сподь, Б-г ваш. Который отделил вас от других народов. Так различайте чистое животное от нечистого, чистую птицу от нечистой, и не оскверняйте ваших душ животными, птицами и всем, что кишит на земле, которых Я определил вам нечистыми. И будьте святыми для Меня, ибо свят Я, Г-сподь, и отделил Я вас от народов, чтобы вы принадлежали Мне".
Излишне добавлять что-либо к этим столь однозначным словам. Нет сомнения, что соблюдение законов кашрута - мощный фактор сохранения еврейской индивидуальности и гарантия против ассимиляции. Кто знает: если бы не кашрут (и заповедь обрезания) - не разделил бы еврейский народ участи аммонитян, арамейцев, филистимлян, идумеев и ханаанеев, бесследно исчезнувших со сцены всемирной истории?
Несмотря на попытки дать какое-то рациональное объяснение законам кашрута, они - часть иррациональных декретов Творца, хуким, и именно в их исполнении по-настоящему испытывается сила веры еврея. Как говорит один из мудрецов Мишны, раби Эльазар бен Азарья:
"Не говори: я не могу есть свинину, не говори: я не могу надевать шаатнез. Но говори так: я могу делать и то и другое, - но что мне остается делать, если Всевышний запретил мне это?"
Не изысканность вкусов и не логика являются основой законов кашрута, но воля Всевышнего, которую мы обязаны исполнять, невзирая на собственные вкусы и сиюминутные желания. Как сказано: "Слово Г-спода - чисто", и дано оно нам только для того, чтобы сделать и нас чистыми.
ДВА НАРОДА?
Когда молодые люди создают новую семью, им стоит воздвигать новый дом на законах кашрута даже в том случае, если их образ жизни не вполне соответствует Торе. Им стоит подумать о том, что большая часть еврейского народа ест только кашерную пищу, и ничего хорошего не выйдет из того, что их дом будет закрыт для них, что их сосед, родственник или друг откажутся есть в их доме! Если возникнет такая преграда между разными слоями общества, есть опасность, что с течением времени в государстве Израиль окажется два народа - так что даже с социальной точки зрения стоит сделать небольшое усилие для того, чтобы ваш дом был открыт для всех, независимо от их убеждений и образа жизни. Не разрывайте узы, скрепляющие общество!
Понятно, что человек, соблюдающий законы кашрута в своем доме, будет соблюдать их, находясь и за его пределами и даже за границей. Давайте уясним себе, что мы в состоянии преодолеть минутные порывы и устоять перед искушениями! Кашрут - это стена, охраняющая еврейский дом. Так будем же заботиться о прочности этой стены!
КАК МЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ВЕГЕТАРИАНЦАМИ?
На заре истории человечества людям категорически запрещено было есть мясо. Всевышний сказал первым людям:
"Вот, Я даю вам всю траву, сеющую семена, на лице всей земли, и все деревья, на которых растут плоды их, производящие семена, - вам это будет пищей! И всем животным земли, и всем птицам небесным, и всему, что кишит на земле, в ком есть живая душа, - всю зелень травы отдаю Я в пищу" (Брейшит, гл. 1).
И человек, и все живые существа были тогда вегетарианцами. Запрет этот оставался в силе на протяжении десяти поколений, и только после Потопа, когда Hoax с семьей вышли из ковчега, он был отменен. Всевышний сказал им:
"Ужас и трепет пред вами будут испытывать все животные земные, и все птицы небесные, и всё, чем кишит земля, и все рыбы морские - все они отданы в ваши руки. Всё живое, всё, что двигается, будет вам пищей: словно зелень травы Я отдал вам всё!"
Брейшит, гл. 9.
Ноаху и его сыновьям, родоначальникам нового человечества, разрешается есть любое существо - несмотря на то, что в повелении Всевышнего о том, что ковчег предназначен, кроме человека, также для спасения всех живых существ, делается различие между чистыми и нечистыми животными. Единственное ограничение в разрешении есть плоть - это запрет есть мясо, отрезанное от живого животного:
"Но плоти, в крови которой еще остается душа, - не ешьте!"
Это - одна из семи заповедей, обязательных для всех потомков Ноаха, всех людей, евреев и неевреев. Кроме заповеди о шхите, особом убое скота, который исключает опасность есть мясо еще живого животного, а также падаль, Тора строго различает между чистыми животными, пригодными в пищу, и нечистыми, есть которые запрещено.
"...И мяса животного, раненного зверем в поле, не ешьте, - псу бросайте его"
Шмот, гл. 22
- этот запрет относится также к тем чистым животным, организм которых поврежден настолько, что они не в состоянии жить нормально. Даже если они будут зарезаны предписанным Торой способом - их мясо есть нельзя. Из всего вышесказанного мы видим, что в принципе есть три вида запретов, касающихся мясной пищи:
- запрет есть мясо нечистых животных;
- запрет есть мясо чистых животных, умерших естественной смертью или зарезанных неправильным образом (их мясо тоже считается падалью);
- запрет есть мясо зарезанных надлежащим образом чистых животных, здоровье которых было непоправимо повреждено (такое мясо называется трейфа}.
Но это еще не всё: в туше чистого животного, зарезанного надлежащим образом, нам нельзя есть некоторые части: кровь, сало и седалищный нерв. Если удаление крови из мяса - это личная обязанность каждого, кто соблюдает законы кашрута, то удаление сала и седалищного нерва производится специалистом {менакер на иврите), получившим на то разрешение от раввина.
Здесь стоит отметить, что законы о шхите и проверке туши животного на кашерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом от раввина, имеет право заниматься этим ремеслом. Последним авторитетом в разрешении вопросов, которые могут возникнуть при этом, является авторитетный раввин, обладающий дипломом, полученным им от авторитетов Торы. Такой диплом называется "смиха", в нем должно быть особо указано, что его обладатель имеет право определять закон в спорных случаях.
ЖИВОТНЫЕ ЧИСТЫЕ И НЕЧИСТЫЕ
Есть три вида живых существ, среди которых Тора различает чистых и нечистых:
- животные, живущие на суше;
- обитатели моря;
- крылатые.
Для животных, живущих на суше. Тора дает нам следующий критерий их пригодности в пищу:
"Всякое животное парнокопытное с раздвоенными копытами, жующее жвачку, вы можете есть" (Ваикра, гл. 12).
Если один из этих признаков отсутствует - то есть если копыто животного не раздвоено или животное не относится к жвачным, - мясо такого животного есть нельзя. Верблюд, даман и кролик особо отмечаются Торой в составе нечистых животных, хотя они жуют жвачку, потому что они не имеют раздвоенного копыта. Наоборот, свинья нечиста потому, что она не жвачное животное, - хотя копыто ее раздвоено. Мы видим, что все хищные звери - нечисты и запрещены нам в пищу, а среди чистых животных нам разрешены в пищу только травоядные: олень, газель и т.д.
ОБИТАТЕЛИ МОРЯ
Рыбы, которые Тора разрешает есть, отличаются тем, что имеют чешую и плавники. Фактически, можно удовлетвориться лишь первым признаком - потому что плавники есть у всех рыб. Поэтому достаточно заметить следы чешуи на куске рыбы, чтобы заключить, что мясо этой рыбы можно есть. Мясо рыб Галаха рассматривает отдельно от мяса других животных.
1. Рыба не нуждается в шхите, намек на что есть в Торе (Бемидбар, гл. II): "И овец, и коров им зарезать... Собрать все рыбы морские..." Отсюда следует, что для того, чтобы умертвить рыбу, ее достаточно вынуть из воды.
2. Запрет смеси из мяса и молока не относится к рыбе.
3. Обязательность извлечения крови из мяса не относится к рыбе.
И все-таки принято готовить рыбу в отдельной посуде, оставляя ее в "нейтральном" состоянии (парвэ) и не смешивая ни с мясом, ни с молоком, хотя есть ее можно и вместе с молочными продуктами, и вместе с мясными. Ведь если сварить рыбу в мясной кастрюле, нам придется исключить ее из молочного меню. Ложки, вилки и ножи, которые использовались, когда ели рыбу, могут быть использованы при мясной (или, соответственно, молочной) еде лишь после того, как будут чисто вымыты.
Так называемые "дары моря" - кальмары, устрицы и т.п. - Тора запрещает нам употреблять в пищу, так как они - нечистые живые существа. Тора говорит о всех водяных жителях, у которых нет чешуи и плавников, обо всей "водяной нечисти":
"Отвратительны они вам... плоти их не ешьте"
Ваикра, гл. 11.
Сардины имеют чешую, и потому пригодны нам в пищу. Однако, покупая банку сардин, законсервированных где-либо за пределами Израиля, надо обращать внимание на то, в каком масле они законсервированы. Если это оливковое масло - все в порядке, но если сардины законсервированы в масле животного происхождения, нам запрещено их есть.
ПТИЦЫ: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЯСТРЕБ ОТ ГОЛУБЯ?
Тора ничего не говорит о признаках, отличающих чистую птицу от нечистой. Вместо этого она просто перечисляет нечистых птиц по их названиям (Ваикра, гл. 11; Дварим, гл. 14). Это означает, что нечистых птиц значительно меньше, чем чистых. Какие же птицы нечисты? Это - орел, сокол, ястреб, кондор, коршун, ворон, цапля, чайка, сова, сыч, пеликан, баклан, аист, страус, удод и некоторые другие.
Следует подчеркнуть, что летающие насекомые тоже запрещены нам в пишу: мухи, пчелы, комары, большая часть видов саранчи и т.п. Есть один вид саранчи, который называется хагав и который нам разрешено есть. Евреи-выходцы из Йемена умеют отличать этот вид саранчи от остальных и употребляют его в пищу.
Запрет есть насекомых и прочую нечисть, то, что Тора называет терец, обязывает нас хорошо представлять их внешний вид, процесс их развития и места обитания, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожным надо быть при употреблении в пищу муки и крупы: муку следует просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Кроме несомненного вреда с точки зрения гигиены, съеденный червяк означает совершение очень серьезного нарушения законов Торы. Овощи - капусту, салат, укроп и т.п. - также необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них обычно бывает множество червячков и насекомых. Многие фрукты являются излюбленным местом обитания червей - такие, как инжир, абрикосы, -и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.
ИЗ ЧИСТОГО - ЧИСТОЕ, ИЗ НЕЧИСТОГО - НЕЧИСТОЕ
Вот общий принцип, сформулированный нашими мудрецами:
"То, что происходит от чистого, - чисто, а то, что происходит от нечистого. - нечисто".
Отсюда мы видим, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.
Характерные признаки помогают нам отличить яйца чистой птицы от яиц птицы нечистой. Первые - например куриные или голубиные яйца, - обязательно имеют разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же нечистых птиц имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые. Икру чистых рыб отличить еще легче: она всегда имеет желтовато-коричневый цвет - в отличие от нечистой икры, которая всегда черная. Поэтому ясно, что знаменитая в России "черная икра" (осетровая) - нам в пишу запрещена.
Как и в любом правиле, здесь есть исключения: это пчелиный мед. Сама пчела нам в пищу запрещена (это летающий шерец), а мед, который она создает, - чист и разрешен Торой в пищу. И все-таки и здесь нет, в сущности, исключения, совершенно выходящего из ряда вон: мед не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы (наподобие того, как молоко является продуктом жизнедеятельности организма животного), но соком цветов, лишь переработанным пчелой...
ВТОРИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В соответствии с тем же принципом ("то, что происходит от нечистого, - нечисто") следует обращать особое внимание на некоторые продукты, получаемые в результате переработки вторичных продуктов. В особенности это относится к тем продуктам, что привозятся в Израиль из-за границы: часто их делают из молока или жиров нечистых животных - например, желатин. Есть страны, в которых принято выпекать хлеб, смазывая форму свиным салом; есть сорта сыра, при производстве которых используют вещество, полученное из организма нечистого животного, а есть и такие, которые специально закладываются в кишки нечистых животных для того, чтобы придать им особый вкус; есть сорта шоколада, в состав которых входит молоко нечистых животных; при изготовлении некоторых видов мороженого, кондитерских изделий, конфет и жевательной резинки используются некашерные ингредиенты. В любом сомнительном случае следует спросить местного раввина: можно ли есть данный продукт или нет.
В Израиле импортеры обязаны указывать на упаковке продукта имя экспортера и составные части продукта. Во всех раввинатах Израиля, в отделах наблюдения за кашрутом, есть списки предприятий пищевой промышленности, имеющих теудат кашрут - документ, свидетельствующий о кашерности их изделий.
Здесь уместно заметить, что каждый раз, когда вы входите в мясной магазин, в ресторан или в гостиницу, следует проверять, есть ли у них теудат кашрут, полученный от раввината, а если есть - не истек ли срок действия этого документа и чья подпись стоит под ним. В этих вопросах следует проявлять осторожность. Подумайте: ведь если вас просят о денежном займе, вы хорошо проверите, прежде чем дать деньги, что это за человек - насколько ему можно верить. А вот относительно кашерности пиши мы часто слепо доверяем совершенно неизвестному нам человеку! Давайте относиться к вопросам кашрута по крайней мере так же серьезно, как к вопросам денежным.
"ЯИН НЕСЕХ"
На протяжении своей долгой истории еврейский народ, даже живя в своей собственной стране, не раз подвергался угрозе уничтожения - физического и духовного. Бывали времена, когда ассимиляция куда более успешно уничтожала евреев духовно, чем их самые злые враги - физически. Иудаизм, чрезвычайно чувствительный к духовной опасности, установил множество законов, цель которых - избежать или по крайней мере уменьшить опасность ассимиляции. Один из таких законов - запрет пить вино, сделанное неевреями. Такое вино называется "яин несех", "вино для совершения возлияния" - потому что оно использовалось для совершения возлияний идолам на посвященных им жертвенниках. Как было уже упомянуто в начале этой главы, мудрецы запретили нам пить вино неевреев, чтобы воспрепятствовать заключению смешанных браков. По словам мудрецов, вино обладает необычайной силой, сближающей тех, кто находится далеко друг от друга, и оно способно сблизить евреев и неевреев, которые собираются на совместный пир.
Запрет пить "яин несех" касается только тех напитков, которые приготовлены нееврейскими руками из винограда. Но, кроме того, если нееврей прикоснулся рукой к совершенно кашерному вину, оно становится запретным.
Итак, еврею нельзя пить вино (какой бы то ни было марки), виноградный сок, шампанское, коньяк, бренди - если они изготовлены неевреями. Однако напитки, приготовленные не из винограда, - виски, шерри, водку, различные ликеры, джин, ром, пиво - пить разрешается (но, разумеется, не в Песах).
ПОСУДА В ВОДАХ "МИКВЭ"
Прежде чем пользоваться металлической посудой (из алюминия, серебра, меди и т.д.), купленной у нееврея, следует окунуть ее в воду "миквэ" - специального водоема, устроенного в соответствии с предписаниями Торы, - или, в крайнем случае, в воду источника. То же самое касается посуды из стекла или из "пайрекса" и "дюралекса" - если она предназначается для использования на обеденном столе. Перед тем как погрузить вещь в воду "миквэ", произносят благословение:
"Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам окунать посуду в "миквэ"!" Если купленная у нееврея посуда не новая, а уже бывшая в употреблении, то прежде чем окунать ее в "миквэ", следует ее откашеровать: раскалив на огне (если она предназначена для приготовления пищи на огне) или окунув в воду, кипящую большими пузырями (если это посуда, используемая для еды, или ножи, вилки, ложки). Те, кто окунает в воду "миквэ" также посуду, сделанную из пластмассы, фарфора и т.д., не должны произносить благословение.
ЗАПРЕТ КРОВИ
В нескольких местах Тора повторяет этот запрет:
"Только крепись, чтобы не у потреблять в пищу кровь, ибо кровь - это душа: так не ешь душу вместе с плотью. Не употребляй ее в пишу - на землю выливай ее, словно воду"
Дварим, гл. 12.
Тора предписывает засыпать вылитую на землю кровь птицы или дикого животного (чистого, разумеется). Это - заповедь Торы, и при ее совершении произносят благословение "...и повелевший нам засыпать кровь прахом". Эта заповедь не относится к крови домашних животных.
Чтобы подчеркнуть важность запрета есть кровь, укажем, что если в курином яйце найдена капелька крови, яйцо есть нельзя. Есть точка зрения, что кровь нельзя есть питому, что в Храме она составляла неотъемлемую часть жертвоприношений - подобно тому, как нельзя есть жир, который сжигался в Храме на жертвеннике. Однако, хотя капелька крови в яйце не имеет никакого отношения к храмовому служению, есть ее нельзя.
Хозяйка, готовящая тесто для пирога, сделает правильно, если не будет разбивать и выливать яйца прямо в тесто: не исключено, что кровь окажется как раз в последнем яйце, и тогда всё тесто станет негодным в пищу. Следует сначала вылить яйцо в прозрачный стакан и - если окажется, что в нем крови нет, - лишь тогда вылить его в тесто.
КАШЕРОВАНИЕ МЯСА
Чтобы помочь нам избежать опасности есть мясо вместе с кровью, Галаха предписывает два способа кашерования мяса: просолка его или жарка на огне.
ЗАМАЧИВАНИЕ МЯСА
Прежде всего надо хорошенько промыть кусок мяса, смыв кровь с его поверхности. Затем мясо замачивают в воде комнатной температуры на протяжении получаса - для того, чтобы размягчить его и облегчить вытягивание крови солью. Поэтому для замачивания мяса не годится ни слишком холодная вода, ни слишком горячая - ибо в этих случаях кровь сворачивается, и ее извлечь из мяса уже невозможно.
ПРОСОЛКА
После того, как мясо пробыло в воде полчаса, его надо снова промыть. Хорошо также оставить его на некоторое время, чтобы оно чуть-чуть просохло, однако подчеркнем: мясо должно остаться влажным, чтобы соль могла прилипнуть к нему. Потом мясо солят со всех шести сторон солью среднего помола - не слишком крупного (потому что соль тогда не прилипнет к мясу как следует), но и не слишком мелкого (как столовая соль - потому что она вместо того, чтобы вытягивать из мяса кровь, впитается в нее сама).
Чтобы облегчить стекание крови, во время просолки куски мяса следует положить на наклонную плоскость - на деревянную доску или, еще лучше, на решетку (через отверстия которой кровь легко будет стекать в раковину умывальника или в специально для этой цели отведенную посуду).
Мясо должно находиться под солью целый час. Когда просаливают птицу, следует обратить особое внимание на положение тушки: ее нельзя класть на спинку, потому что тогда кровь, вытекающая из мяса, будет скапливаться внутри: тушку следует положить разрезом вниз.
Перед просолкой необходимо извлечь из мяса сухожилия и отсечь когти на ногах птицы - также для облегчения оттока крови. Кости тоже должны быть просолены (хотя в них нет крови), поэтому их следует положить выше кусков мяса - для того, чтобы кровь, вытекающая из мяса, не впиталась в кости. Яйца, найденные внутри курицы, также следует просолить - подобно костям. Отметим, что в отличие от яиц, снесенных курицей, эти яйца считаются пищей мясной, и их нельзя есть вместе с молочными продуктами.
Когда у хозяйки мало времени (например, в канун субботы зимой, когда день короток, а неожиданно пришли гости, которые останутся на субботу), разрешается сократить срок замачивания и просолки мяса до одной трети: до десяти минут на замачивание и до двадцати минут на просолку.
ПРОМЫВАНИЕ МЯСА
После просолки мясо следует трижды промыть, чтобы удалить с его поверхности соль и кровь. Лишь после этого мясо становится кашерным и его можно готовить.
ПРОЖАРИВАНИЕ НА ОГНЕ
Мясо, которое трое суток подряд после шхиты пролежало без кашерования, уже не может быть просолено, чтобы извлечь кровь, скопившуюся внутри него. Единственный выход - прожарить его над огнем.
ПЕЧЕНЬ
Печень животного или птицы настолько пропитана кровью, что соль не может ее вытянуть. Поэтому печень можно откашеровать лишь одним способом: хорошенько прожарив на огне. При прожаривании печень нужно слегка посолить.
Следует выделить особую решетку для прожаривания печени, специальное приспособление для просолки мяса и отдельную посуду для его замачивания, которые не будут использоваться ни для какой иной цели.
МЯСО С МОЛОКОМ
Три раза Тора говорит о том, что нельзя готовить мясо вместе с молоком, в книгах Шмот (гл. 23 и 24) и Дварим (гл. 14):
"Не вари козленка в молоке его матери".
Троекратное повторение означает три запрета:
1. готовить на огне мясо вместе с молоком;
2. есть такую смесь;
как бы то ни было использовать такую смесь.
Почему в каждом из этих мест Торы сказано именно "не вари?" Ведь второй и третий запрет касаются совсем другого?! Сказано это для того, чтобы исключить возможность неправильного понимания слов Торы. Ведь в свитке Торы нет знаков, указывающих на гласные звуки, и слово, состоящее из букв "хет", "ламед", "бейт", можно было бы прочитать вместо халев имо ("молоко его матери") - хелев имо ("жир его матери"). Однако глагол "варить" употребляется только для обозначения приготовления пищи в чем-то жидком, и поэтому если сказано "не вари" - понятно, что речь идет именно о молоке.
А почему сказано именно о "козленке в молоке его матери"? Чтобы дать нам пример того, что встречается часто, - а уж мы должны сами распространить этот запрет на другие случаи.
ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩЕНО ЕСТЬ МЯСО ВМЕСТЕ С МОЛОКОМ?
Нет у нас объяснения смысла этого запрета, который относится к разряду хуким - декретов Творца Вселенной. Именно по этой причине - иррациональности этого запрета - иудаизм предписывает соблюдать многочисленные предосторожности, чтобы не преступить этот запрет. Поэтому у нас обязательно должны быть два комплекта посуды, отличные один от другого, - один для молочной пищи, другой для мясной. Это касается кастрюль, тарелок, столовых приборов, скатертей, которыми покрывают стол, кухонных полотенец (которые должны быть разного цвета), если можно - на кухне стоит устроить две раковины: одну для мытья молочной посуды, другую - для мытья мясной.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО ВЫЖИДАТЬ ПОСЛЕ МЯСНОЙ ЕДЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕСТЬ МОЛОЧНУЮ?
Если мы ели мясо, то для того, чтобы есть молочную пищу, надо ждать определенное время, чтобы мясо переварилось. Мудрецы оценили продолжительность этого времени в шесть часов. Мудрецы Ашкеназа (Франции и Германии) разрешили сократить это время до трех часов. Согласно Талмуду, мы обязаны придерживаться того обычая, какой принят нашими предками. Однако после молочной еды (которая переваривается гораздо быстрее) принято выжидать всего полчаса, а затем можно есть мясную пищу. Также принято прополаскивать рот между молочной и мясной пищей. Из этого правила есть исключение: после твердого сыра, время переваривания которого так же велико, как время переваривания мяса, следует выжидать шесть часов (или, по обычаю мудрецов Ашкеназа, три часа).
Как было сказано выше, рыба - пища "нейтральная" (парвэ), однако мудрецы Торы предостерегают от того, чтобы есть рыбу вместе с мясом, так как это вредно для здоровья. Поэтому после рыбы мы прополаскиваем рот и моем руки перед тем, как есть мясо.
Кроме комплектов мясной и молочной посуды в еврейском доме есть также посуда, в которой варится и подается на стол "нейтральная" пища, которую можно есть как с молочной пищей, так и с мясной. Например, стеклянная посуда не впитывает в себя ничего из той пищи, что варится в ней, и потому пригодна для любого меню. Однако изготовляемая во Франции посуда "пайрекс" и "дюралекс", которая на вид неотличима от стеклянной посуды, имеет иной статус, и ее нельзя употреблять в качестве "нейтральной" посуды. Но подчеркнем, что овощной суп или компот (которые сами по себе - парвэ), приготовленные в молочной посуде, могут быть поданы на стол только вместе с молочной едой, а приготовленные в мясной посуде - только вместе с мясной едой.
Кстати, когда вы покупаете суповой порошок, следует обращать внимание, не входят ли в его состав мясные ингредиенты - хотя сам суп может быть овощным или грибным, и т. п.
Законы, относящиеся к смеси мяса с молоком, весьма сложны, а вопросы, часто возникающие в связи с этим, многочисленны. Род посуды, вид пищи, количество мясного и молочного, смешавшиеся вместе, температура пищи и многие другие данные - всё это имеет огромное значение для вынесения правильного решения. Поэтому для разрешения возникающих вопросов следует обращаться только к авторитетному раввину: он найдет правильное решение.
ЗАПРЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕСИ МОЛОЧНОГО И МЯСНОГО
Мы уже упомянули, что запрет "не вари козленка в молоке его матери" заключает в себе также запрет каким бы то ни было образом использовать смесь молочного и мясного. Этим отличается смесь молочного и мясного от, скажем, падали или пгрейфы, которые можно скормить животным или продать нееврею. Однако смесь молочного и мясного запрещено скармливать животным или продавать нееврею и даже дарить ему (потому что в этом случае он будет чувствовать себя обязанным вам).