ИСТОРИЯ ХАНУКИ |
После смерти Александра созданная им империя была поделена между его военачальниками. Птолемей I царствовал в Египте и распространил свое царство на Палестину и часть Сирии. Примерно через десять лет после смерти Александра он одержал большую победу около Газы, что значительно укрепило его царство. В это же время другой греческий военачальник, Селевк, также укрепил свою власть и со временем образовал династию греческих царей, царствовавших в Малой Азии и в северной части Сирии. 3448 год после с. м., точно через тысячу лет после исхода евреев из Египта и сорок лет после постройки Второго Бет-Амикдаша, знаменует собою начало новой эры греческого владычества и влияния Греции на весь мир. В еврейской жизни эта новая эра тоже отмечалась - ею определялись даты, проставляемые в важных документах, письмах и деловых бумагах. Она известна как миньян штарот (Дата контрактов), которая начала исчисляться от начала новой эры Селевкидов в указанном выше году и продолжала применяться еще долго после того, как греческое владычество уже кончилось (сейчас еврейский календарь ведет свое начало исключительно от даты сотворения мира).
Птолемей Египетский был настроен благосклонно к евреям и обходился с ними хорошо. Он был совершенно уверен в их верности ему и предоставлял им возможность участвовать в его административных делах. Некоторые евреи занимали высокие посты, и еврейским подданным доверялись ключевые позиции в царстве Птолемея.
Именно благодаря влиянию Птолемеев евреи Святой земли стали подражать греческим обычаям и культуре, и многие евреи отошли от обычаев и традиций их предков.
В своей молодости Антиох Эпифан, имя которого стало символом жестокости и кровавых притеснений, провел много лет в Риме в качестве заложника. Там он ознакомился со многими религиозными культами древней Греции, которые были обожаемы в среде римских нотаблей. Несколько лет он провел также в Афинах.
Когда его брат, царь Селевк, был убит своим казначеем, Антиох был на пути домой, потому что его племянник был прислан в Рим, чтобы заменить его в качестве заложника. Антиох поспешил в Антиохию и всеми способами коварства и жестокости, которым он научился в Риме, занял царский трон. Как только он почувствовал себя твердо на троне, он начал управлять своим народом железной рукой. Он был хорошим полководцем и доказал свои военные таланты во многих битвах, которыми он руководил лично во главе своих войск. Он показал также свои знания в искусстве и науках, распространяя греческую культуру по всем своим землям. Особую ненависть питал он к подданным своей империи - евреям. После того, как он совершил всевозможные преступления в Иерусалиме, он уничтожил все укрепления и поселил постоянный военный отряд в городской крепости, возвышавшейся над горой на которой стоял Бет-Амикдаш.
Антиох взялся за уничтожение последних остатков еврейской религии. Таким образом, он был первым в истории извергом, показавшим миру отвратительное зрелище религиозных гонений, неизвестных раньше. Ибо до этого греческая культура насаждалась мирными путями, без применения насилия. Антиох же наложил запрет под страхом смертной казни на выполнение евреями религиозных предписаний. Смерть угрожала еврею за соблюдение субботы, за чтение и обучение Торе, за собрания в молитвенных домах для совместной молитвы.
Здание Бет-Амикдаша* было официально превращено в храм высшего греческого божества Зевса, и перед святым жертвенником был установлен идол. Одновременно были воздвигнуты алтари для Олимпийских богов во всех городах и селах еврейского государства, и царские воины принуждали евреев приносить жертвы идолам. Евреи были вынуждены подражать греческим обычаям всякого рода и любым видам безнравственности.
Было запрещено не только изучать Тору, но и сами свитки Торы были уничтожены, а их владельцы, как и евреи, изучающие Тору, сжигались заживо. Родители, совершавшие обряд обрезания, также подлежали смерти, а учителя Закона Б-жьего подвергались истязаниям за попытку сохранить запрещенную еврейскую религию.
Антиох не предвидел, что его жестокие попытки искоренить еврейскую религию будут иметь как раз обратные последствия. Многие евреи, которые в обычное время были равнодушны к некоторым традициям и законам Торы и не всегда их соблюдали, теперь, перед лицом варварских попыток запретить еврейскую религию, укреплялись в своей вере. Верующие собирались тайно для молитвы и изучения Торы с риском для жизни, и многие действительно платили за это мученической смертью. Однажды, например, большая группа евреев собралась в пещере у Иерусалима для субботней молитвы. Об этом донесли сирийским властям, которые послали отряд воинов, чтобы арестовать или убить упорствующих евреев. Захваченные врасплох молящиеся даже не пытались защищаться, не желая нарушать святость субботнего дня. Одним из мучеников этого периода был Элеазар, знаменитый тогда мудрец. Его поймали в тот момент, когда он обучал еврейских детей Торе, и он бы замучен насмерть на глазах своих учеников.
Большую известность приобрела история Ханы и ее семи сыновей. Когда воины царя Антиоха окружили однажды группу евреев, заставляя их поклоняться идолу, каждых из сыновей Ханы гордо и мужественно отказался это сделать, повинуясь указаниям матери, и они все были убиты один за другим на ее глазах. Затем и сама мужественная женщина умерла во славу имени Б-жьего.
Царь Антиох издал приказ по армии, обязывая своих воинов посетить каждый еврейский город и село, воздвигать там языческие алтари, устанавливать идолов и заставлять евреев поклоняться им. Не подчиняющиеся этому приказу безоговорочно подлежали смерти.
Таким образом, воины уже обошли большую часть Святой Земли, когда они появились в маленьком городке Модиин, в нескольких милях к северу от Иерусалима. Здесь жил Маттатия, глава священнической семьи из рода Хашмонеев, и его пять сыновей - Иоханан, Шим'он, Иуда, Элеазар и Ионатан. Их сердца были полны печали при виде великой катастрофы, постигшей их народ. Хотя казалось, что борьба против численно превосходящих сил регулярной сирийской армии, обученной военному делу, дело безнадежное, они все же никогда не отчаивались.
Когда Апелл, один из сирийских надзирателей, явился в Модиин со своими воинами и начал убеждать население отказаться от своей веры и стать идолопоклонниками, Маттатия и его сыновья вышли из своих укрытий, чтобы выступить перед собравшимися.
"Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья все же останемся верующими и истинными евреями", - смело заявил старый священник Маттатия. Один из бывших там евреев выступил вперед, чтобы принести жертву Юпитеру на алтаре, воздвигнутом на базарной площади. Маттатия не смог больше удержать свой гнев. Он напал на изменника и убил его. Сыновья Маттатии, вооруженные длинными ножами, напали на Апелла и его отряд, убили многих из них и прогнали остальных, после чего они разрушили алтарь.
Этот мужественный поступок оказался поворотным пунктом в борьбе против насильников; он явил собою пример смелого сопротивления захватчикам. Первый удар был нанесен.
"Все, оставшиеся верными Б-гу, за мною!", - воскликнул Маттатия.
Маленький отважный отряд еврейских повстанцев бежал в Иудейские горы, где они попрятались в пещерах и тайно обучались военному делу. Они знали, что они должны ожидать появления царских карателей, как только царь узнает обо всем, что они сделали. Однако их число все увеличивалось вновь присоединившимися к ним евреями. Они делали вылазки под прикрытием темноты, время от времени появляясь неожиданно в городах и селах, занятых сирийскими войсками, убивая сирийцев и разрушая их языческие алтари с идолами.
Таким образом, горсточка подпольных борцов непрерывно преследовала врага, не давая ему возможности отплатить им тем же. Евреи по всей стране были ободрены этими успешными действиями сопротивления сирийцам и укреплялись в своей вере, что придет помощь от их Небесного Отца.
Когда эти переживания и большое напряжение начали сказываться на здоровье престарелого Маттатии, и он почувствовал, что конец его близок, он созвал своих сыновей и выразил им свои последние пожелания. Он призывал их объединиться в своей борьбе и не успокоиться, пока враг не будет уничтожен, Бет-Амигдаш очищен от идолов и имя Б-жье будет опять превыше всего на Святой Земле. Маттатия назначил своего сына Шим'она духовным руководителем и советником, а Иуду, наиболее отважного и героического из своих сыновей, на пост военного командира.
Смерть Маттатии горько оплакивали не только его сыновья и их маленький отважный отряд в горах, но и весь еврейский народ. Теперь тлевшая в их сердцах искорка сопротивления возгорелась в пламя восстания против сирийских угнетателей.
Третий сын Маттатии, Иуда, полностью оправдал доверие отца. Он все смелее нападал на сирийские отряды. Вскоре он мужественно встретился с небольшими вражескими отрядами в открытом бою, и после того, как он нанес им одно поражение за другим, он умело воспользовался их оружием.
Не считаясь с опасностью, Иуда всегда был в передовых линиях своих бойцов и вскоре заслужил прозвище "Маккаби" (слово, состоящее из начальных букв еврейских слов: "Ми камоха боэйлим Ашем" ("Шемот, XV:11), что означает: "Кто равен Тебе, о Б-же"; считают, что эта аббревиатура была начертана на его знамени.
Поскольку регулярные оккупационные войска на Святой Земле были, по-видимому, слишком слабы, чтобы подавить открытое восстание евреев, Антиох послал двух своих полководцев - Аполлония и Серона с частями регулярной армии из Сирии для борьбы с повстанцами.
Иуда Маккавей не хотел подвергать опасности свои отряд, поставив их лицом к лицу в открытом бою с численно превосходящим противником. Поэтому он каждую ночь водил своих отважных воинов в атаку на врага, убивая большое число сирийцев и нагоняя страх на остальных карателей.
Наконец Иуда получил секретные сведения, давшие ему возможность составить план внезапного нападения на главные силы вражеских войск. Несмотря на большое численное и качественное превосходство врага, Иуда и его последователи быстро разделались с войсками Аполлония и Серона, полностью их уничтожив. Так что и на этот раз Иуда одержал чудесную победу.
Будучи сам занят попытками подавить восстания в других частях своей империи, царь Антиох поставил во главе огромной армии своего наиболее талантливого полководца Лиссия с задачей разбить еврейских партизан, осмелившихся сражаться с его регулярными войсками. Лиссий послал более сорока тысяч человек пехота, семь тысяч человек кавалерии и большой обоз вспомогательных войск против шести тысяч воинов, возглавляемых Иудой Маккавеем. Трем опытным полководцам, Никанору, Горгиасу и Птолемею было поручено провести карательную операцию против евреев. Армия Маккавеев, теперь уже хорошо обученная и закаленная в боях, ждала их в боевой готовности. В то время как языческие армии оглушали себя перед битвой алкоголем, воины Иуды Маккавея молились и постились перед встречей с врагом. Ибо они знали, что только чудо может помочь им в этой неравной борьбе.
Как во времена пророка Шемуэля, еврейские патриоты и теперь собрались в маленьком городке Мицпе, чтобы провести день в посту и молитве за победу. После поста Иуда Маккавей обратился к своим воинам со следующими словами: будьте мужественны в бою против язычников, которые намереваются лишить нас того, что для нас дорого и свято. Куда лучше умереть в бою, чем стоять опустив руки и видеть наш народ в беде и печали и осквернение нашего Бет-Амикдаша. И да исполнится воля Б-жья!"
Ободренные и воодушевленные своими вождями, пошли еврейские воины в атаку в середине ночи и бросились на своих врагов, расположившихся лагерем в Эммаусе. Сирийские войска во главе с Никанором разбежались в панике, многие были убиты, а лагерь сожжен. Легионы Горгиаса, приблизившиеся с другой стороны, поплатились тем же. Они были полностью уничтожены маленькой, но мужественной еврейской армией, которой очень пригодились захваченные в бою трофеи бежавшего противника. Ибо евреи знали, что им нужно собрать сколько можно больше оружия и снаряжения, чтобы быть готовыми к неминуемому контрнаступлению противника.
Пришедший в ярость от постыдного поражения своих полководцев Лиссий немедленно экипировал новую, еще более крупную армию и повел ее сам против войск Иуды Маккавея, наступая на Иерусалим с Юга. Он был задержан у Бет-Цура, в нескольких милях от Хеврона, и, как и его полководцы раньше, был окончательно разбит.
Этой большой победой над главными силами сирийской армии (в 3622 году от с. м.) закончилась первая успешная фаза борьбы еврейского народа под водительством Хашмонеев против тирании Антиоха, который хотел искоренить еврейскую религию. Главные силы врага были отброшены за пределы страны, Иерусалим был освобожден, и только небольшой вражеский отряд держался еще в крепости, возвышавшейся над Иерусалимом.
Иуда Маккавей принялся за восстановление Бет-Амикдаша, который был осквернен сирийцами. При виде неслыханного святотатства в Доме Б-жьем глаза освободителей затуманились горькими слезами и сердца их преисполнились справедливым гневом. Они сразу же взялись за разрушение обнаруженных здесь многочисленных идолов. Они отставили оскверненный жертвенник и поместили его в отдельное помещение, ожидая указаний Б-жьего мудреца, как с ним поступить. Вместо него был установлен и освящен другой жертвенник. Была также установлена железная менора вместо украденной золотой.
Усиленные поиски священниками святого масла (опечатанного печатью коен-гадола*), пригодного для применения в святой меноре, привели к обнаружению только одного небольшого кувшина с маслом, который не попал в руки осквернителей Бет-Амикдаша. Этого масла хватило бы всего на одни сутки горения в лампаде. Остальное масло было все осквернено, а на то, чтобы приготовить новое святое масло для меноры в соответствии с предписанными правилами требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли лампады и вновь освятили Бет-Амикдаш благоговейной церемонией молитв, жертвоприношений и веселья. Это было в двадцать пятый день Кислева, в 3622 году от с. м.
Радость еврейского народа сопровождалась великим чудом - небольшое количество масла продолжало гореть в меноре в течение восьми дней, пока не было приготовлено новое святое масло! Это чудо показало всем, что Б-г охраняет еврейский народ, и это вселило во всех новую уверенность и мужество, дало им возможность смотреть на будущее с верой и с надеждой на Б-жью помощь. В память об этом чуде, знамении, свидетельствующем о явлении Б-жьем и Его помощи, евреи празднуют восемь дней ХАНУКИ, то есть ОСВЯЩЕНИЯ Бет-Амикдаша (от 25 Кислева до 3 Тевета), путем зажигания ханукальных огней и чтения специальных молитв. Одна из этих молитв - "Ал-Анисим" - является выражением благодарности Б-гу за Его чудеса, за помощь Хашмонеям в их героической борьбе в защиту своей веры. Ибо "в те дни в это время" иудаизм и еврейство были, конечно же, спасены от одной из величайших опасностей, когда-либо угрожавших существованию нашего народа.
Это была борьба не только "немногих против многочисленных и слабых против сильных", но и "праведников против нечестивцев", иудаизма против эллинизма, - и сила Торы победила.
Яков Изакс. "Наш народ" ,"Мерказ Линьёней Хинух", Бруклин, 1990 г.