ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАр. Моше Ойербах, учебник "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА" |
Часть 1 От вавилонского пленения до разрушения Второго Храма
В стане врага
Еще до разрушения Второго Храма евреи жили почти во всех частях гигантской Римской империи. В 3845 (85) году один греческий географ писал: "Трудно найти в мире такое место, где бы не было представителей этого племени". Большие еврейские общины существовали во многих городах Сирии и Малой Азии (Анатолии). Во времена Шимона бен Шетаха римскую еврейскую общину возглавлял Тодий. Римский политик и оратор Цицерон говорил, что среди его слушателей было множество евреев. В одной из своих речей он упомянул итальянских евреев, "направлявших многочисленные дары в Иерусалимский Храм".
Большинство римских евреев селились в особом квартале города и заметно отличались от прочих его жителей образом жизни. Римляне не понимали, почему евреи не участвуют вместе с ними в празднествах, посвященных местным божествам. Были также писатели, возбуждавшие ненависть народа к евреям. Все это пропитывало общество антисемитскими настроениями. И вместе с тем многих представителей римской аристократии привлекали моральные нормы иудаизма.
Война в Иудее не изменила положение евреев Римской империи, они видели в этой войне подавление восстания в одной из римских провинций. Поэтому разбросанные по безграничным просторам империи евреи могли продолжать жить по своим законам.
На пороге Великого Изгнания
"Милость совершил Г-сподь народу Израиля, рассеяв его среди всех народов".
Тысячи евреев бежали из Иудеи в другие страны во время войн, которые вели римляне,
и таким образом спаслись от занесенного над ними меча; после войн многие из
них попали в разные части Римской империи в качестве пленных, и их братья, проживавшие
там, выкупали евреев без всяких препятствий со стороны властей. Они возвращали
им свободу и облегчали устройство на новом месте, способствуя выживанию еврейского
народа в самых разных странах после разрушения Иерусалима и святого Храма.