ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАр. Моше Ойербах, учебник "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА" |
Политические изменения
Покорение Эрец Исраэль арабами спасло еврейскую общину от уничтожения, которое планомерно осуществляла христианская Византия. На территориях, покоренных мусульманами, евреи должны были лишь платить налоги властям, и новые правители старались не притеснять их. Только строительство мечети Омара на Храмовой горе омрачало существование евреев.
Умайяды основали столицу своего халифата в Сирии, что способствовало развитию экономики и на территории Эрец Исраэль. Эпоха правления Умайядов не отличалась фанатичной приверженностью исламу, и от евреев никто не требовал отступничества от своей веры. Победа Абасидов над родом Умая в 4510 (750) году привела к тому, что центр ислама переместился в Вавилонию (Ирак). В это время западная часть территории Эрец Исраэль разделилась на две половины. Столицей Галилеи стала Тверия, являвшаяся также и духовным центром евреев Израиля, а столицей южной половины - город Рамле. Немногочисленная в то время еврейская община Иерусалима с течением времени постепенно увеличивалась и через некоторое время стала превосходить по численности общину Тверии. В Иерусалиме также обосновалась группа караимов, называвшая себя Авлей Цион (Скорбящие по Сиону).
В 4710 (950) году халифы из рода Фатимы, правившие в Северной Африке, захватили Эрец Исраэль. Фатимиды принадлежали к шиитскому крылу ислама. Как известно, шииты отрицали традиции первых халифов и считали их вероотступниками. После победы над Абасидами новые правители стали назначать на ответственные посты евреев и христиан, опасаясь исламских мудрецов, симпатизировавших сунитам. Среди мусульман вспыхнуло недовольство, и, чтобы погасить волнения, халиф Эль Хаким резко изменил политику, потребовав от евреев и христиан, занимавших важные посты, перейти в ислам. Отказавшиеся выполнить это требование отстранялись от своих должностей. Были разрушены многие синагоги и церкви, евреям и христианам разрешалось ходить по городу только в черных одеждах. Однако со смертью халифа преследования прекратились.
В 4831 (1071) году территорию Эрец Исраэль захватили турки-сельджуки, что впоследствии побудило европейцев к крестовым походам.
Традиция - ограда Торы
В эпоху амораев мудрецы Вавилонии превосходили мудрецов Эрец Исраэль в знании Талмуда. Однако в области агады превосходство было на стороне мудрецов Эрец Исраэль. Во времена гаонов широкое распространение в Эрец Исраэль получило сочинение религиозных песнопений, а также изучение традиции Танаха, во многом способствовавшей его сохранению.
Традиция Танаха (получившая название масореш) передавала точное количество букв в каждой из священных книг, что позволяло избегать ошибок при переписывании, свитков. Кроме того, передавалось правильное прочтение каждой буквы, так как ошибки в произношении зачастую могли вызвать искажение смысла. Традиция также передавала начало и конец смысловых фраз Танаха, что давало возможность понять неискаженный смысл текста. Эта традиция передавалась из поколения в поколение, начиная от Моше, получившего Тору на горе Синай, и других пророков - составителей книг Танаха. Она стала известной народу во времена Эзры и Мужей Великого Собрания и с тех пор передавалась в устной форме. Однако уже в эпоху гаонов были записаны некоторые части масорет.
Со временем возникла необходимость записать огласовки, точки, разделяющие предложения друг от друга, и знаки кантиляции в самом тексте Танаха. Знаки кантиляции определяли связь между словами предложения, а также мелодию, используемую при чтении Танаха вслух.
Система огласовок разрабатывалась мудрецами Вавилонии и Эрец Исраэль. Наиболее удачную систему огласовок, используемую и в наши дни, предложили мудрецы Тверии. В Тверии жила семья Бен Ашер, пять поколений мудрецов которой прославились своими знаниями в области огласовок. Последний из них, Аарон Бен Ашер был современником рава Айя Гаона и занимался проверкой и исправлением неточностей в рукописях Танаха, неизбежно появлявшихся при их переписывании. Рамбам (р. Моше бен Маймон), устанавливая алахические законы, полностью полагался на текст Танаха, проверенный Аароном бен Ашером.
Отношения между общинами Вавилонии и Эрец Исраэль
Несмотря на некоторые различия в обычаях общин Вавилонии и Эрец Исраэль,
евреи Святой Земли на протяжении сотен лет подчинялись авторитету вавилонских
гаонов. Во времена рава Саадии между мудрецами Вавилонии и Эрец Исраэль впервые
возник спор о главенстве. Мы уже упоминали о попытке р. Аарона бен Меира ввести
свой календарь и устанавливать алаху без учета мнений вавилонских гаонов.
В те времена на территории Эрец Исраэль существовало несколько ешив. Центральная
ешива получила название Санхедрин, а ее руководитель назывался Рош Санхедрин.
В эпоху р. Аарона бен Меира руководителя центральной ешивы стали называть
гаоном Гаон и еще пять мудрецов составляли хабуру (Дирекцию), возглавлявшую
ешиву. Значительную часть времени главная ешива располагалась в Иерусалиме,
однако в конце эпохи гаонов она стала переезжать с места на место и в результате
обосновалась в Египте.