ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАр. Моше Ойербах, учебник "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА" |
Не отойдет скипетр от Йеуды
Должность рэйш галута являлась не только политической, но и отчасти религиозной. Он должен был происходить из царского рода Давида, наследование поста руководителя галута было ограниченным. Мудрецы и руководители сшив могли избирать на этот пост любого члена семьи рэйш галута, даже если тот не был сыном последнего главы евреев Вавилонии. Торжественная церемония инаугурации нового рэйш галута проходила в центральной синагоге в первый шабат после выборов.
В синагоге устанавливали возвышение, которое украшали дорогими тканями. На утренней молитве рэйш галута и руководители ешив стояли отдельно, отгороженные от остальных прихожан занавесами. После молитвы новый рэйш галута усаживался в специальное кресло, стоящее на возвышении и руководители ешив должны были поклониться ему. Глава сурской ешивы садился справа от рэйш галута, а слева было приготовлено место для руководителя ешивы из Пумбедиты. Кантор синагоги становился напротив сцены и благословлял нового лидера, а группа юношей отвечала амен после каждого благословения. После этого рэйш галута толковал недельный раздел Торы. Если он не был достаточно подготовлен, то руководитель сурской ешивы делал это от его имени. В текст кадиша, читаемого вслед за толкованием, добавляли специальную вставку в честь рэйш галута. Затем снова произносились благословения рэйш галута, руководителей ешив и стран, посылавших пожертвования ешивам Вавилонии. Потом начиналось чтение Торы и рэйш галута вызывали к чтению третьим. После афтары хазан со свитком Торы в руках еще раз благословлял нового главу. По завершении мусафа рэйш галута отправлялся домой в сопровождении евреев, поющих хвалебные гимны в честь своего руководителя.
Такой почет был вызван тем, что рэйш галута считали преемником царей из Дома Давида. Не всегда этот пост занимали люди, достойные уважения. Бывали руководители, притеснявшие не только народ, но и членов своей семьи. Они недостаточно уважали мудрецов и, используя свою политическую силу, вмешивались в дела ешив, что привело к постепенному снижению престижа рэйш галута.
Истинные лидеры
Настоящими руководителями евреев Вавилонии и других стран рассеяния являлись главы ешив Суры и Пумбедиты - духовных центров еврейского народа. Они сохраняли Талмуд - наследство амораев. Днем и ночью мудрецы трудились над правкой текстов рукописей Талмуда, над объяснением сложных и непонятных мест. Руководствуясь Талмудом, они устанавливали алаху по всем возникающим в жизни конкретным вопросам.
Мудрецы стран рассеяния - Персии, Аравии, Испании и Италии -посылали в Вавилонию возникавшие у них вопросы. Со всего мира в Суру и Пумбедиту приезжали евреи, чтобы постичь мудрость Талмуда. Эти ешивы были подобны Санхедрину, заседавшему в Иерусалиме и передававшему Тору всему еврейскому народу.
Ходшей Акала
Лишь небольшая часть мудрецов посвящала все свое время учению в ешиве. Большинство же совмещали занятия Торой с ремеслом, торговлей или работой на земле, как это было в эпоху амораев. Только в элуле и адаре все собирались в ешиве для интенсивной учебы. Эти месяцы назывались ходшей акала. В конце их руководитель ешивы объявлял, какой трактат будет изучаться во время следующей сессии. Когда мудрецы снова собирались вместе, они еще раз внимательно изучали этот трактат под руководством гаона и его помощников.
На таких заседаниях мудрецы располагались, придерживаясь определенной иерархии, которая, по-видимому, сохранялась еще со времен амораев. В первом ряду сидели десять самых известных мудрецов, семеро из которых были рэшей кала - помощники гаона. За ними располагались еще шестьдесят мудрецов. Эти семьдесят мудрецов назывались хохмей ешива (мудрецы ешивы), а иногда их называли Санхед-рин. За ними сидели ученики. Первые три недели гаон и его помощники давали уроки по изучаемому трактату, а в течение последней недели вспыхивали жаркие дискуссии, в которых участвовали и мудрецы, и ученики. Во время таких дискуссий обсуждались и вопросы, присланные в ешиву из стран рассеяния в течение прошедшего полугодия. После завершения обсуждения гаон отдавал распоряжение записать итоги дискуссии.
Алахические трактаты
Во времена первых поколений гаонов для того, чтобы на ответить на какой-нибудь алахический вопрос, необходимо было изучить весь Талмуд. Например, если возникала проблема, связанна шабатом, то ее решение могло находиться не только в трактате Шабат, но и в других трактатах. Для правильного установления алахи необходимо было дать верную трактовку всего Талмуда. Только немногие мудрецы могли знать наизусть Талмуд и быстро и правильно принимать алахические решения. Возникла потребность в книгах, содержащих уже обсуждавши и четко установленные решения. Первая такая книга называлась Алахот псукот (Установленная алаха). Ее автором был р. Йеудай -один из мудрецов Пумбедиты, в 4517 (757) г назначенный руководителем ешивы в Суре. Через 150 лет Шимон Кейра составил другую книгу по алахе - Алахот гдолот. В эпоху р. Йеудая была также написана книга Шеилтот, составленная как комментарий к недельным разделам Торы. Автор этой книги, р. Аха из Шабхи, наряду с агадическими толкованиями приводил и алаху.
Примерно в 4630 С870) году еврейские общины Испании обратились к р. Амраму
- гаону из Суры - с просьбой о составлении для них молитвенника. Этот молитвенник
получил название Сидур р. Амрама Гаона.