ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАр. Моше Ойербах, учебник "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА" |
Часть 1 От вавилонского пленения до разрушения Второго Храма
Начало раскола
Птолемей решил предпринять новые шаги против Иудеи и обратился к Антиоху Седьмому с просьбой поддержать его борьбу. Сирийский царь во главе огромной армии выступил в поход и окружил Иерусалим. Жители города мужественно сопротивлялись. Это отчаянное сопротивление вынудило Антиоха Седьмого переменить тактику и принять предложение Гиркана о перемирии. Сирийский царь потребовал передать ему прибрежные города и выплачивать ежегодный налог. Так Иудея снова оказалась под властью Сирии.
Но это иго продолжалось недолго, так как в царстве Селевкидов вспыхнули раздоры, и, воспользовавшись этими внутренними распрями, Гиркан сумел не только освободить всю Иудею, но и расширить ее границы. Он покорил самаритян, разрушил их святилище на горе Геризим и включил Шомрон в состав Иудеи. Потом он предпринял новый поход, победил живших в Негеве эдомитян и обратил их в иудаизм. Насильственный гиюр эдомитян, противоречащий законам Торы, принес большие несчастья еврейскому народу и, в конечном итоге, привел к разрушению Святого Храма.
Йоханан Гиркан продолжал войны, не только защищая народ Израиля и Тору, но и для того, чтобы расширить границы своего государства путем покорения соседних народов. Многие были недовольны политикой нового правителя. Вновь начали поднимать головы цадуким. Они вместе с эллинистами образовали единый фронт против последователей Торы, хранивших святость и чистоту еврейского народа. Именно в это время народ разделился на два противоположных лагеря - перушим и цадуким.
Перушим и цадуким
Перушим (фарисеи) называла себя часть народа, соблюдавшая заповеди и хранившая верность Письменной и Устной Торе, а также всем установлениям мудрецов предыдущих поколений. Перушим изо дня в день тщательно выполняли все предписания, касающиеся ритуальной чистоты. Большинство же простого народа соблюдало законы очищения только перед входом в святой Храм, в частности, во время трех ежегодных посещений Иерусалима - в Лесах, Шавуот и Суккот.
В противоположность перушим цадуким отрицали Б-жественное происхождение Устной Торы, проложив тем самым дорогу многочисленным "новациям", которые причинили огромный вред еврейскому народу. На собственном историческом опыте мы убедились, что все попытки отрицания Устной Торы приводят к отрыву от еврейского бытия и к ассимиляции в течение двух-трех поколений. Неудивительно поэтому, что цадуким объединились с эллинизированными евреями и противопоставили себя миру Торы. Их политическое влияние было очень сильным и временами именно они представляли интересы Иудеи в Риме.
Цадуким по-своему интерпретировали Тору, понимая буквально многие ее указания. Они отрицали вознаграждение после смерти, воскресение мертвых и другие принципы, о которых Письменная Тора говорит лишь намеком. Естественно также, что цадуким не признавали установлении мудрецов и, находясь у власти, стремились изменить порядок ведения службы в Храме.
Не верь самому себе
Углублению раскола между перушим и цадуким способствовала позиция, занимаемая духовным руководителем еврейского народа Йохананом Гирканом. В начале своего правления он выполнял все заповеди Торы, но ведомые им войны, его планы увеличения территории государства не нашли поддержки у еврейских мудрецов, идущих путями Торы. Поэтому Гиркан отдалился от них и сблизился с цадуким, которые надеялись с его помощью прийти к власти.
В 3656 году (104 год до н.э.) Йоханан Гиркан умер. Ему удалось значительно
расширить границы Иудейского государства, но, сбившись с пути, проложенного
первыми Хашмонеями, которые посвятили свою жизнь борьбе за Тору и выполнению
ее заповедей, он совершил непоправимый грех. Поэтому его победы обернулись настоящим
несчастьем для еврейского народа.