ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАр. Моше Ойербах, учебник "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА" |
Часть 1 От вавилонского пленения до разрушения Второго Храма
Маккавеи
Когда над народом Израиля сгустились тучи и враг хотел уничтожить его духовно и физически, Всевышний послал евреям избавление в лице рода Хашмонеев. Прислужники Антиоха в сопровождении солдат прибыли в городок Модиин, недалеко от Иерусалима, чтобы собрать налоги и заставить его жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый священнослужитель Матитьяу из рода Хашмонеев. Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву греческим богам, тот с достоинством ответил: "Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами". Один из местных евреев приблизился к жертвеннику и хотел было принести на нем жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на сирийского офицера и его солдат, убили их и разрушили жертвенник.
Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и своими сторонниками, свято соблюдавшими заповеди Торы, ушел из Модиина в пустыню. Так же, как Матитьяу, поступили многие евреи в других городах страны.
В один из шабатов солдаты напали на группу евреев в тысячу человек, скрывавшуюся в пещере. Эти люди не подчинились приказу Антиоха, запрещающему исповедовать веру отцов. Посланцы Антиоха убили их всех: мужчин, женщин и детей. Матитьяу и его сторонники поняли, что нигде они не ограждены от смертельной опасности, и у них только одна дорога: восстать против угнетателей и бороться за свободу. В Иудейские горы к Хашмонеям стали стекаться верные Торе евреи. В горах формировались еврейские отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники, построенные по приказу Антиоха, и нападая на сирийских солдат.
Когда престарелый Матитьяу почувствовал приближение смерти, он созвал своих сыновей и завещал им преданно служить Всевышнему, подчиняясь старшему брату Шимону. Военноеже руководство отрядами он поручил своему мужественному сыну Иеуде. Со временем Йеуду прозвали Макаби (Маккавей), а его последователей - мак-кавеями. Рассказывают, что на знаменах Маккавеев были вышиты начальные буквы стиха "Ми камоха беэлим АШЕМ! - Какая сила сравнится с тобою, АШЕМ!" (Некоторые считают, что макаби означает "молот". Имеется в виду, что Йеуда был силен, как молот.)
Первая война
Царь Антиох послал полководца Аполония подавить восстание Маккавеев. Но Г-сподь наделил удивительным мужеством Йеуду, и тот, несмотря на численное превосходство врагов, напал на них, убил самого полководца и взял себе его меч. Исправить неудачу Аполония должен был военачальник Серон, но и он потерпел поражение.
Только теперь сирийский царь понял, что сможет победить восставших лишь с помощью огромной армии. И он послал в Иудею двух самых видных полководцев - Никанора и Горгия - во главе сорокатысячной армии. Победа такой огромной армии казалась бесспорной. Йеуда и его братья воскликнули: "Будем же сражаться за наши души и наш святой Храм!" К повстанцам в крепость, где пророк Шмуэль незадолго до войны с филистимлянами молился Б-гу, стекался народ. Подобно своему великому предку маккавеи самозабвенно молились Всевышнему, прося Его о защите. Затем Йеуда и его воины выступили против врага в районе города Эммауса; начался жестокий бой, закончившийся и на этот раз победой Маккавеев. Армии Никанора и Горгия были разбиты, и солдаты в панике разбежались. Однако для евреев опасность еще не миновала. Хотя царь Антиох был далеко, занимаясь решением проблем на востоке своего царства, замещавший его полководец Лисий во главе большой армии прибыл в Иудею и вступил в сражение с Маккавеями около Бейт Цура. И вновь маккавеи одержали победу. С огромным трудом Лисию удалось собрать остатки своего войска и вернуться в Антиохию.
Ханукальное чудо
Теперь дороги Иудеи были свободны, и евреи повернули на Иерусалим. Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе - святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник и освятили святой Храм 25 кислева 3596 года (164 год до н.э.), через три года после того, как он был осквернен сирийцами.
Огромный золотой семисвечник, стоявший в Храме, был украден варварами. Вместо
него маккавеи изготовили железную менору. Когда захотели ее зажечь, не оказалось
чистого масла, евреи нашли только маленький кувшинчик с печатью первосвященника
Йоханана и убедились в том, что идолопоклонники не осквернили его. Масла в этом
кувшинчике должно было хватить только на один день, но произошло чудо: масло
горело восемь дней, пока не приготовили новое чистое масло. Это чудо убедило
евреев в том, что Шехина (Б-жественное Присутствие) не покинула Храм. В память
об этом чуде, ниспосланном Б-гом через Хашмонеев, наши мудрецы постановили каждый
год, начиная с 25 кислева, праздновать Хануку в течение восьми дней, зажигая
огни и восхваляя Создателя.