ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

учебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ"


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление



Глава 18

Эрец Исраэль после поражения

Последствия войны

Война против Рима, падение Иерусалима и разрушение Храма принесли тяжелые бедствия еврейскому народу. Иерусалим не только утратил свое духовное значение, но и перестал быть экономическим центром страны. Десятки тысяч евреев погибли в боях, десятки тысяч попали в плен. Еще в начале войны евреям пришлось уйти из городов, населенных преимущественно греками. Было разрушено множество деревень и городов. Но некоторые населенные пункты, не оказавшие серьезного сопротивления римлянам, пострадали меньше других. Это были Циппори, Тверия, города Галилеи и приморья. В этих городах еврейское население составляло меньшинство. В разных частях Иудеи римские ветераны получили земельные наделы рядом с евреями. Так Рим одновременно решал и проблему вознаграждения своих солдат за службу, и проблему своей безопасности.

Значительная часть земель, принадлежавших евреям, попала в руки римлян или римского государства, а евреи превратились в арендаторов этой земли. Еврейское население было вынуждено платить обременительные налоги, самым унизительным из которых был налог в пользу Юпитера Капитолийского, который были обязаны платить даже женщины и дети. Императорским эдиктом евреи лишались общинных и религиозных прав, они становились жертвами произвола римлян. Но все же римляне не рискнули запретить евреям жить по законам Торы.

Восстание заставило римлян внести ряд изменений в систему управления страной. Теперь Иудея была объявлена обычной римской провинцией и переходила под контроль римской администрации. Раньше римские легионы размещались лишь в приграничных зонах, теперь Веспасиан разместил в Иудее постоянные оккупационные силы - десятый легион. Его главный лагерь находился на развалинах Иерусалима. В его функции входило поддержание порядка в городе. Сельскохозяйственные угодья в окрестностях Иерусалима служили для солдат "подсобным хозяйством".

После поражения восстания изменилось соотношение политических сил в еврейской общине. С разрушением Храма исчезла аристократия цдуким. Не стало зелотов с их нетерпеливым ожиданием Машиаха и постоянными призывами к уничтожению власти римлян-язычников. Тяжелые потери понесли и прушим. Они потеряли своих лучших мудрецов, учителей и учеников. Были уничтожены все ешивы, которыми так славился Иерусалим.

Рим был уверен, что силы евреев иссякли и теперь этот народ на грани полного исчезновения. Но народ Израиля выжил. Евреи Эрец Исраэль, Парфии (Вавилонии), Египта, Римской империи продолжали верить, что Иерусалим будет отстроен заново, а Храм займет свое место в религиозной жизни народа.

Талмуд рассказывает о том, что после разрушения города евреи продолжали совершать паломничество в Иерусалим и приходили к Западной стене. Здесь 9 Ава они оплакивали Храм и пытались понять причины трагедии. Некоторые обычаи, связанные с Храмом, продолжали существовать и после 70 года. Должность первосвященника исчезла, но остались отделения (смены) священнослужителей. Они продолжали играть важную роль в еврейской общественной жизни на протяжении нескольких последующих столетий. Сохранился обычай посылки даров священнослужителям. После разрушения Храма возросло влияние синагог, превратившихся в место общей молитвы евреев и изучения Торы. Постепенно центр духовной жизни Эрец Исраэль смещался в западную Иудею. Одному из ее городов суждена была великая история.

Ешива в Явне. Пути выхода из кризиса

Духовные лидеры этого поколения, раби Иоханан бен Закай, а вслед за ним раби Гамлиэль II, приложили немало усилий для возрождения религиозной жизни нации. Мудрецы укрепляли веру евреев в то, что Храм вскоре будет восстановлен. Благодаря этому образ Храма сохранился в исторической памяти еврейского народа. Но пока Храм не был отстроен, центром духовного возрождения могла стать только ешива.

К началу войны ешива в Явне была самой крупной в Эрец Исраэль, уступая первенство лишь учебным заведениям Иерусалима. Вот почему Иоханан бен Закай просил Веспасиана оставить ему именно этот город.

Своим расцветом ешива в Явне обязана именно Иоханану бен Закаю. Он создал в Явне школу, которая могла решить главную задачу - сохранение иудаизма. Сюда он пригласил многих учителей и учеников. Как только они прибыли в Явне, он основал и суд - Бейт Дин. В Явне ученые продолжали свои прежние занятия, а также руководили службой в синагоге, где собиралась община городка.

Позже Иоханан бен Закай основал здесь Санѓ едрин по образцу Иерусалимского. В нем заседал семьдесят один ученый. Санѓедрин решал все вопросы, касавшиеся Закона, изучения и верного толкования Торы. Новые судьи и учителя проходили особую подготовку и посвящение, как это было в дни Великого Санѓедрина. Эти мудрецы назывались раби, то есть "мой господин", "мой учитель".

Мудрецы направили свои усилия на вынесение новых таканот (предписаний) и ѓ алахот (законов), которые помогли бы евреям жить по законам Торы в новых условиях. Гибель многих мудрецов в годы Великого восстания убедила раби Иоханана бен Закая в необходимости сохранения знаний, накопленных народом за всю его историю. Талмуд рассказывает, что когда вошли мудрецы в Явне, сказали они: "Близок день, когда захочет человек услышать слова Торы, но не найдет их, захочет услышать слова мудрецов, но не обнаружит их… Начнем с Гилеля и Шамая". Так начался сбор ѓ алахот.

Именно в явненской академии проходили решающие споры о канонизации отдельных книг Танаха и закладывались основы Мишны. Из Явне осуществлялось духовное руководство еврейским населением Эрец Исраэль и диаспоры. Взоры евреев всего мира были обращены к этому небольшому городку. Еврейские общины искали здесь совета и руководства. Никто не принуждал их исполнять принятые явненской академией законы, однако евреи всего мира добровольно следовали им. Руководитель академии не имел никаких официальных титулов. Римляне не признавали раби Иоханана бен Закая, но и не мешали его деятельности.

В Явне начался новый этап объединения и систематизации теоретических основ еврейского законодательства, опирающегося на принципы Торы.

Наси раби Гамлиэль II

Когда Иоханан бен Закай оставил должность председателя Санѓ едрина, его место занял Гамлиэль II, потомок Ѓилеля. Он стал первым официально признанным наси Израиля. Наси назывался еще патриархом, поэтому период правления Санѓ едрина называется периодом патриархата.

При его участии окончательно сформировался ряд новых ритуалов и молитв, в том числе и молитва о восстановлении Храма. Было принято решение, согласно которому главы Торы и пророческих книг Танаха должны читаться в синагогах каждую субботу и в праздничные дни. Небольшие отрывки Торы читались по вторым и пятым дням недели, когда земледельцы приходили на городские рынки. До наших дней евреи всего мира следуют этому обычаю.

Были приняты окончательные решения по различным ѓ алахическим вопросам: о приоритете изучения Торы, о праве еврея нарушить все заповеди кроме трех (запрет идолопоклонства, кровопролития и кровосмешения) ради спасения жизни. При этом подчеркивалось, что в годы гонений на еврейскую религию каждый еврей должен быть готов умереть за соблюдение самого незначительного обряда, во имя "Кидуш ѓ а-Шем" - "Освящения Имени Всевышнего".

В Явне были установлены новые формы соблюдения религиозных праздников, заменившие обязательное прежде паломничество в Иерусалим. По указанию Гамлиэля II был установлен новый порядок чтения молитвы "Шмоне Эсре" ("Амида" или "Восемнадцать благословений"), в которой появилось и девятнадцатое благословение против клеветников и отступников. В Явне провозглашалось новолуние и поправки календаря.

Во времена Гамлиэля центр в Явне выполнял бо льшую часть функций Санѓ едрина времен Второго Храма. Он стал признанным авторитетом для евреев Эрец Исраэль и диаспоры. Явненский Санѓ едрин для разбора несложных случаев создал суды низшей инстанции во всех крупнейших еврейских общинах. Более сложные дела поступали на рассмотрение Высшего суда в Явне.

В этот период возобновился обычай отправлять посланцев от имени Санѓ едрина во все города Эрец Исраэль и диаспоры. Иногда в дальний путь отправлялся сам наси Гамлиэль. Посланцы преподавали в диаспоре Устный Закон, следили за жизнью общин, помогали в решении сложных вопросов. Тем самым обеспечивалось единство соблюдения ѓалахической традиции на огромных пространствах, по которым были разбросаны евреи.

Синагоги, школы и суды создавались в каждой общине. Изучение законов иудаизма происходило по всей стране. Уровень образования в Эрец Исраэль был намного выше, чем в Европе. Почти все евреи умели читать и писать.

Одним из величайших ученых, преподававших в Явне, был раби Акива. С помощью своих коллег раби Акива начал осуществление обширного проекта - классификацию множества толкований Устной традиции в области законов. Он не записывал этих решений, тогда это еще не было принято. Установленный им порядок законов получил название "Мишна раби Акивы".

Вопросы к главе

1. После чтения текста попробуй самостоятельно перечислить все заслуги и достижения явненской школы.

2. Подумай, смог бы ты предложить свое решение проблем, вставших перед еврейским народом после разрушения Второго Храма?

3. Сформулируй самое главное достижение явненской ешивы.

4. Вместе с учителем традиции подготовь рассказ об одном из мудрецов.

Исторические источники

Иосиф Флавий о судьбе жителей Иерусалима

Обрати внимание на отношение Флавия к защитникам города.

[…] Так как солдаты уже устали от резни, а между тем появлялись еще огромные массы иудеев, […] Тит отдал приказ убивать только вооруженных и сопротивляющихся, всех же других брать в плен живыми. Но вопреки приказу солдаты убивали еще стариков и слабых; только молодых, крепких и способных к труду они загнали на храмовую гору и заперли их […].

[…] другу своему Фронтону [Тит] поручил решить участь каждого из них по заслугам. Последний казнил мятежников и разбойников, […] и выделил самых высоких и красивейших юношей для триумфа. Из оставшейся массы Тит отправил тех, которые были старше семнадцати лет, в египетские рудники, а большую часть раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей; не достигшие же семнадцатилетнего возраста были проданы [в рабство]. В те дни, когда Фронтон решал участь пленников, 11 000 умерло от голода; одни вследствие того, что стражники из ненависти не давали им есть, а другие потому, что сами отказывались от предложенной им пищи. […]

Иосиф Флавий
Иудейская война. Кн. 6, 9:2.

1. На что указывает жестокость, которую римляне проявляли по отношению к побежденным?

2. Какая судьба ожидала евреев, попавших в плен?

Талмуд о посещении Иерусалима мудрецами

При чтении отрывка обрати внимание на отношение раби Акивы к трагедии Храма.

[…] Однажды отправились они в Иерусалим. Когда они поднялись на гору Цофим, то разорвали свои одежды. Пришли на Храмовую гору и увидели, что лисица выходит из Святая Святых Храма. Начали они плакать, а раби Акива смеется. Сказали ему: "Акива, всегда ты нас удивляешь. Мы плачем, а ты смеешься". "А почему вы плачете?" - спросил их Акива. Ответили они ему: "Как же нам не плакать о месте, про которое сказано: ""А если приступит [к нему] кто посторонний, предан будет смерти" (Бемидбар, 1:51), ведь лисица выходит из него! Ибо о нас сказано "от сего-то и изнывает сердце наше... от того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней" (Плач Ирмияѓ у, 5:17-18)". Сказал им Акива: "Так ведь поэтому я и смеялся. Ведь сказано: "И взял я себе верных свидетелей: Урию священника и Зхарию, сына Варахии" (Исайя, 8:2). Что сказал Урия? "...Сион будет вспахан как поле, и Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома сего - лесистым холмом" (Ирмияѓу, 26:18). А что сказал Зхария? "...опять старцы и старицы будут сидеть на улицах Иерусалима, каждый с посохом в руке от множества дней... И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его" (Зхария, 8:4-5). Сказано "и взял я верных свидетелей". А поэтому, если исполнятся слова Урии, то исполнятся и слова Зхарии. А если не исполнятся слова Урии, то не исполнятся и слова Зхарии. Вот я и радуюсь, что свершились слова Урии, потому что свершатся и слова Зхарии". Так сказали ему [остальные]: "Акива, ты утешил нас". […]

Вавилонский Талмуд
Трактат Макот.

1. В чем, по-твоему, проявилась мудрость раби Акивы?

Талмуд о виновниках разрушения Храма

Объясни смысл следующего отрывка.

"Тит, не думай, что ты разрушил Храм. Ты разрушил только камни и бревна. Храм был разрушен до тебя, и не тобой, а евреями. Когда от Храма осталось лишь здание, оно попало к тебе в руки, и ты сделал свое. Не в твоих силах было разрушить Храм. Храм мог разрушить только тот, кто его построил". […]

Трактат Эха Раба.

1. Какой Храм был разрушен задолго до Тита?

2. Каким образом евреи разрушили этот Храм?

Талмуд о новых условиях жизни еврея

Вспомни, какие заповеди были связаны с Храмом.

[…] К раби Иоханану Бен Закаю обратился раби Иеѓошуа бен Хананья: "Каким путем теперь можно искупить грех без жертвоприношений в Храме?" Ответил раби Иоханан: "Ведь у нас иное искупление - гмилут хасадим [воздаяние добром]. Ведь сказано: "Я желал благодеяния [хесед], а не жертвы"". […]

Авот д-раби Натан.

1. Постарайся узнать, кем и по какому поводу были произнесены последние слова. Как ты понимаешь это пожелание?

2. Почему заповедь "гмилут хасадим" могла искупить грехи человека?

Раби Иеѓошуа бен Хананья беседует с императором

Повтори отрывок 1 к главе 5. Сравни его сюжет с сюжетом следующего отрывка.

[…]. Сказал император раби Иеѓошуа: "Я хочу видеть вашего Бога". Сказал ему [раби]: "Не можешь ты Его увидеть". И так как император заупрямился и требовал выполнить его повеление, раби Иеѓошуа бен Хананья пошел с ним и поставил его против солнца, изо всей силы палящего в тот месяц Тамуз, самый жаркий месяц лета. Сказал ему: "Взгляни на него". Ответил [император]: "Не могу". Сказал ему раби Иеѓошуа: "Если на солнце, являющееся одним из его служителей, ты не можешь даже взглянуть, то на Божественное присутствие тем более не сможешь. […]

Иерусалимский Талмуд
Трактат Хулин.

1. Какой проблеме посвящены оба этих отрывка?

2. Почему раби Иеѓ ошуа бен Хананья не стал подробно рассказывать императору о Боге Израиля?



=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление

Hosted by uCoz