|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
К концу эпохи Второго Храма монотеизм стал основой еврейского общества. Тора определяла повседневную жизнь каждого еврея. Обучение Торе начиналось с самого раннего возраста. Иосиф Флавий сообщает, что все еврейские дети обучались чтению и изучали историю и религиозные законы, поэтому "...еврею легче ответить на вопрос о предписаниях Торы, чем назвать свое имя".
Помимо Письменного Закона развивается и Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования спорных мест Торы. Главными носителями Устного Закона были прушим, которые пользовались наибольшим влиянием в народе. Цдуким не признавали Устный Закон и ориентировались исключительно на Письменную Тору и традиции Храмовой службы. Во времена правления Ирода авторитет цдуким неуклонно падал, а влияние мудрецов, хахамим, возрастало. Хахамим не принадлежали к сословию священников, но пользовались доверием народа; постепенно они превратились в духовных наставников и руководителей еврейского общества. Они не получали платы за свою деятельность и добывали средства к существованию ремеслом, торговлей или другими занятиями.
В эпоху правления Ирода перед евреями вновь встал вопрос выбора между эллинизацией и борьбой за сохранение народа. Как и накануне восстания Маккавеев, общество разделилось на сторонников и противников эллинизации. Многие понимали, что ассимиляция грозит народу Израиля исчезновением, но понимали и то, что им не выйти победителями в борьбе с могущественным Римом. Как открытая война с Римом, так и жизнь под властью Рима грозили народу уничтожением. Необходимо было найти другой путь. Разные течения в еврейском обществе по-разному решали для себя этот вопрос.
После смерти первосвященника Шимона ѓ а-Цадика во главе Санѓ едрина стоял его ученик Антигон из Сохо. Мудрецов возглавлял "патриарх" - наси, а главой Санѓедрина был председатель суда - ав бейт дин. Патриарх и председатель суда составляли пары (на иврите - зуѓ от). Йоси бен Иоэзер и Йоси бен Иоханан были учениками Антигона из Сохо и представителями первой пары. В одну из пяти таких пар входили Ѓилель и Шамай.
Ѓилель родился в начале I в. до н.э. в Вавилонии, в знатной семье, происходившей, по преданию, из рода Давида. Юношей он прибыл в Иерусалим, чтобы учиться в школе Шемайи и Авталиона. Там он в совершенстве изучил Устный и Письменный Закон. Вскоре его избрали членом Санѓ едрина, а затем и вождем - наси. Ѓилель стал величайшим законоучителем своего времени.
Ѓилель был кроток и миролюбив, его скромность вошла в поговорку: "Скромен как Ѓилель". Никому не удавалось его рассердить. Рассказывали, что один человек на спор собирался разгневать мудреца. Своими глупыми вопросами он мешал Ѓилелю готовиться к субботе и вел себя крайне непочтительно. Ѓилель сдержанно отвечал вопросы незнакомца несмотря на то, что был главой мудрецов и заслуживал уважительного отношения к себе.
В Талмуде рассказывается, как один язычник, желавший принять иудаизм, опасался обилия законов. Поэтому он попросил Ѓилеля в нескольких словах передать сущность еврейского учения. Ѓилель ответил ему: "Что тебе ненавистно, того не делай другому - вот сущность Торы, а остальное - пояснения. Ступай, учись".
Председателем суда и постоянным оппонентом Ѓилеля был Шамай. Он призывал к строжайшему исполнению всех заповедей и законов Торы. Принято считать, что Шамай был очень суровым и высокомерным в обращении с людьми. Но именно ему принадлежит высказывание: "Принимай каждого с выражением приветливости на лице".
Рассказывают, что однажды к нему обратился язычник: "Я готов стать евреем, если ты научишь меня всей Торе, пока я стою на одной ноге!" Шамай возмутился - разве можно так выучить Тору! Он попросту прогнал этого человека. Отмечается, что он даже замахнулся на язычника мерным шестом. Откуда этот инструмент в руках мудреца? Одни считают, что Шамай был строителем. Другие утверждают, что с помощью этой линейки он делал измерения при выполнении заповедей. ("Регель" на иврите - нога, основание, "регула" на латыни - линейка, правило.)
Другой язычник заявил Шамаю, что готов принять иудаизм, но только ради соблюдения письменного закона. Шамай отказал ему. Ѓилель же привел ученика к себе и в первый день показал ему алфавит от первой буквы до последней. На следующий день он показал ученику алфавит в обратном порядке. На вопрос, почему сегодня учитель обучает иначе, чем вчера, Ѓилель ответил, что раз ученик положился на него в том, что касается порядка букв, так пусть же он доверится учителю и в том, что касается Устной Торы.
Мудрецы занимали разные позиции и по отношению к римской власти. Ѓилель считал, что для сохранения народа достаточно, чтобы в каждом доме чтился закон и традиции. Тогда будет совершенно не важно, кто правит страной, ведь над помыслами человека никакой правитель не властен. Шамай же полагал, что до тех пор, пока Эрец Исраэль находится под властью язычников, еврейскому народу угрожает смертельная опасность.
Как бы ни отличались друг от друга Ѓилель и Шамай, оба они были блестящими знатоками и толкователями Торы, оба в точности выполняли ее предписания, оба несли людям слово Бога. Несмотря на жаркие споры, которые разгорались по поводу законов, их отношения оставались дружескими. После смерти мудрецов их ученики разделились на две религиозные партии или школы. Последователи Ѓилеля и Шамая расходились в решении многих вопросов и часто спорили друг с другом. Записи этих споров сохранил для нас Талмуд.
Отчаявшиеся дождаться улучшения своего положения евреи верили, что мир стоит на пороге "конца дней". Они верили, что скоро Бог соберет воедино своих избранников, чтобы спасти их от своего гнева, который он обрушит на остальное человечество.
О жизни и учении некоторых общин, существовавших на территории Эрец Исраэль, стало известно из свитков, совершенно случайно обнаруженных в 1947 году в пещерах Кумрана. По месту находки эти свитки стали называться кумранскими.
Из свитков мы узнаем, что кумраниты уходили в пустынные места, чтобы вести жизнь праведников вдали от грешного мира. В общине поддерживался полувоенный порядок. Имущество было общим. Люди отдавали руководству "свои знания, свой труд и свое достояние". В уставе общины не упоминается о браке и семейной жизни, но и прямого требования безбрачия там нет. Обычно в общину принимали лишь мужчин, отказавшихся от брака. Стать членом общины можно было после долгого испытания. Люди с телесными недостатками не могли стать полноправными членами общины. Верховная власть принадлежала священникам из рода Аѓ арона.
День общины начинался с молитвы, после которой все расходились на работы. Проповедуя идею очищения, кумраниты постоянно совершали омовения и носили белые одежды. Порядку подчинялись неукоснительно. Нарушителей наказывали или изгоняли из общины.
Все человечество кумраниты разделяли на сынов истины, праведности и света и на сынов беззакония и тьмы. Кумраниты верили, что в ходе сорокалетней войны сынов света против сынов тьмы Бог уничтожит сынов беззакония, а благочестивые избранники будут жить вечно. Главными идеалами общины были правдивость, скромность, послушание, любовь. Кумраниты видели в человеке прежде всего его недостатки, несовершенство, с которыми и пытались бороться. Особым почитанием пользовался учитель, знающий закон. Некоторые законы кумранитов соответствовали общепринятым еврейским законам, но другие противоречили им.
Вопросы к главе
1. Назови причины, по которым еврейский народ вновь столкнулся с опасностью ассимиляции.
2. Какие идеи отстаивали Ѓилель и Шамай?
3. В чем их сходство и различие?
4. Почему мы можем сказать, что "они делали одно дело"?
5. Сформулируй общие настроения людей той эпохи. Чем они вызваны?
6. Какие положения законов общины кумранитов противоречат иудаизму? Чем, по-твоему, это вызвано?
7. Как ты относишься к идее разделения людей на "сынов света" и "сынов тьмы"? Объясни свою позицию.
При чтении отрывка обрати внимание на то, какие препятствия приходилось преодолевать ученикам для получения знаний.
[…] Рассказывают про Ѓилеля, что он нанимался на поденную работу и, получая полдинария в день, половину отдавал привратнику академии, а другую половину тратил на пропитание своей семьи.
Однажды случилось так, что Ѓилель остался без заработка, и привратник не впустил его в академию. Тогда он взобрался на кровлю и, держась в полувисячем положении, припал лицом к решетчатому просвету, чтобы услышать слово Бога из уст законоучителей Шемаи и Авталиона. Случилось это, как рассказывают, в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал его. Когда стало рассветать, Шемая сказал Авталиону: "Брат Авталион! Всегда в это время светало, а сегодня темно. Настолько ли облачно сегодня?" Взглянули наверх и видят человеческий облик в просвете. Взошли на кровлю и нашли Ѓилеля покрытым слоем снега в три локтя толщиною. Очистив его от снега, умыли, умастили елеем и усадили у очага. "Этот, - сказали Шемая и Авталион, - заслуживает того, чтобы ради него и субботний покой нарушить". […]
Вавилонский Талмуд
Трактат Иома, 35.
Талмуд добавляет, что с тех пор Ѓилель мог посещать академию бесплатно.
1. Что в этом отрывке кажется тебе преувеличением? Зачем, по-твоему, это сделано?
2. Узнай у учителя традиции законы Субботы, связанные с "пикуах нефеш".
Узнай у учителя традиции, как обычно готовятся к встрече субботы
Сказали:
- Кто сумеет разозлить Ѓилеля, получит четыреста монет! Решил один из них: "Разозлю его сегодня!". А дело было накануне субботы. Пошел этот человек к его дому и, проходя мимо дверей, закричал:
- Кто тут Ѓилель? Кто тут Ѓилель?
Облачился Ѓилель, вышел к нему навстречу и спросил:
- В чем дело, сын мой?
- Есть у меня вопрос.
- Спрашивай, сын мой, спрашивай.
- Почему у вавилонян головы круглые?
- Хороший вопрос, сын мой. Потому что нет у них толковых повитух.
Удивился спорщик, подождал немного, вернулся и снова закричал:
- Кто тут Ѓилель? Кто Ѓилель?
Облачился Ѓилель, вышел к нему и спросил:
- В чем дело, сын мой?
- Есть у меня вопрос.
- Спрашивай, сын мой, спрашивай!
- Почему у жителей Африки широкие стопы?
- Хороший вопрос, сын мой. Потому что живут они среди болот.
- Есть у меня еще много вопросов, но боюсь, как бы не разозлился ты.
Поправил Ѓилель одежду, сел поудобнее перед ним и сказал:
- Все вопросы, какие только есть у тебя, задавай!
Вавилонский Талмуд
Трактат Шабат, 31а.
1. Чем отличается поведение Ѓилеля от поведения прохожего?
2. Как, по-твоему, относятся герои рассказа к собеседнику? Докажи свое мнение отрывками из текста.
3. Узнай у учителя традиции, чем закончился их разговор.
Прочитай еще один пример разногласий между Ѓилелем и Шамаем.
В те времена было принято петь перед невестой, восхваляя ее красоту и скромность. Ученики спросили Шамая: "Что, если невеста некрасива, разве и тогда следует называть ее прекрасной?" "Нет, - ответил Шамай, - нужно говорить так, как есть".
Ѓилель придерживался другого мнения: "Жених радуется своему счастью, зачем же нам портить ему радость? Поэтому в день свадьбы нужно восхвалять и радовать невесту".
Знатоки Торы приняли точку зрения Ѓилеля и с тех пор каждой невесте поют хвалу. […]
Вавилонский Талмуд
Трактат Ктубот, 17а
1. К чему призывают мудрецы, объясняя закон о восхвалении невесты?
2. Чья позиция тебе кажется правильной? Объясни свое мнение.
Прочитай и сравни изречения двух мудрецов
Любимыми изречениями Ѓилеля были:
- Люби мир и водворяй его везде, люби людей и приближай их к Закону Божьему.
- Если не я за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то что я значу?
- Кто старается прославить свое имя, тот теряет свое имя; кто не приобретает новых познаний, теряет и прежние.
- Не суди человека прежде, чем поставишь себя на его место.
Шамай любил повторять:
- Встречай каждого человека радушно.
- Говори мало, делай много.
- Выдели себе постоянное время для изучения Торы.
Мишна
Трактат Авот, гл. 2
1. Сравни высказывания мудрецов. В чем сходства, а в чем различия в их
позиции?