|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
В своем завещании Ирод разделил владения между сыновьями. Иудею, Идумею и Самарию он завещал Архелаю, Галилею и Заиорданье - Ироду Антипе, Трахон, Башан и Голан - Филиппу. Узнав о завещании Ирода, евреи просили Рим об отстранении от власти его наследников и присоединении царства к провинции Сирия. Эта просьба была отклонена Римом.
После смерти Ирода Иудея вновь подняла голову. В Иерусалиме, Иерихоне, Идумее, Заиорданье и в других местах происходили кровопролитные стычки с мятежниками и претендентами на престол. В историю эти волнения вошли как "войны Варра".
Возглавил восстание Иеѓ уда бен Хизкияѓ у (Иеѓ уда Галилеянин), возможно, сын того Хизкияѓ у, который сражался с Иродом. Иеѓ уда собрал отряд сторонников и начал войну с идумеями и римлянами за освобождение Иудеи. Иосиф Флавий в угоду римлянам побоялся сообщать об истинных целях восстания, поэтому написал про Иеѓ уду, что "он стремился также к царской короне, но надеялся добиться этого почета не на основании справедливости, а от избытка гордости".
Армия восставших набирала силы. После успешного нападения на царский арсенал Иеѓ уда Галилеянин вооружил новых воинов. Варр, прославленный римский полководец, вышел с 20-тысячной армией, сжег город восставших и продал его жителей в рабство. Иеѓ уда бен Хизкияѓ у, видимо, спасся бегством.
В 6 г. н. э. Иудея перешла под прямое управление Рима. Прежде всего римский наместник Квириний решил произвести перепись населения и имущества Иудеи, чтобы определить размер налогов Риму. Еврейский народ всегда отрицательно относился ко всякой переписи населения, считая ее грехом, за который еще во времена царя Давида на страну обрушился мор. К тому же все понимали, что целью переписи было увеличение налогов с жителей Иудеи в пользу Рима.
Народное негодование использовал Иеѓ уда Галилеянин и вместе с фарисеем Цадоком организовал движение зелотов - "ревнителей". "Ревнители" существовали в Иудее и прежде; их главной целью была борьба с иноземными завоевателями и евреями-эллинистами. Зелоты призывали свой народ к немедленному восстанию против римского владычества. Они утверждали, что властелином евреев является только Всевышний, а не поклоняющийся идолам римский император и, конечно, не наместник или прокуратор, и даже не еврейский "предводитель" или царь, назначенный императором. Зелоты считали, что каждый еврей должен вспомнить о своем предназначении и строить свою жизнь по законам Торы. Не все евреи разделяли взгляды зелотов. Своих сторонников зелоты вербовали главным образом среди молодежи, которая примыкала к ним десятками тысяч. Иосиф Флавий, ярый противник зелотов, вынужден был признать истину и сказать о них: "Непобедима их любовь к свободе, и своим единственным вождем и властелином они считают Бога…"
В разгар праздника Шавуот, когда в Иерусалим прибыли десятки тысяч паломников, разразилось восстание против римского гарнизона. Римлянам пришлось скрываться за крепостными стенами. В Иудее, в Заиорданье, в Галилее народ брался за оружие. Ценой неимоверных усилий Варр подавил это восстание; около 2000 человек было распято на крестах.
Как же чувствовали себя провинции в составе Римской республики? Прочитаем Цицерона:
"Все провинции скорбят, все свободные народы громко возмущаются, все царства протестуют против нашей жестокости и алчности; от океана до океана не найдется такого места, сколь бы отдаленным или глубоко запрятанным оно ни было, которое не испытало бы на себе нашей жадности и нашей несправедливости".
Картина мрачная, но похоже, что римский оратор сгустил краски. В другом своем выступлении он обвиняет наместников в излишней жалости к народам провинций, из-за чего, по мнению оратора, римские граждане теряют огромные деньги. В описываемое время Рим обращался с провинциями достаточно мягко. Риму нужны были мир, стабильность и налоги. Во имя этого провинциям делались значительные уступки. Некоторые налоги отменялись, другие сокращались, традиционно уважались местные языки, религии и обычаи, допускалась свобода слова в пределах, не затрагивающих верховную власть. Местные законы, если они не противоречили интересам Рима, сохраняли свою силу. Условия, на которых Иудея стала провинцией Рима, кажутся выгодными и вполне приемлемыми.
О первых наместниках мы знаем немного. Даже Иосиф Флавий ограничивается лишь перечислением императоров или деятелей Иудеи, которые правили в это время. Первым на должность наместника был назначен Копоний, 6-9 гг. н. э. Если "Ворота Копония", которые вели на Храмовую гору, названы его именем, то мы можем предположить, что отношение евреев к нему было вполне благожелательным. Копония сменили Марк Амбивий, 9-12 гг. н. э., и Анний Руф, 12-15 гг. н. э., о которых не известно ничего, кроме дат их правления.
Последующие наместники оставались на своем посту дольше, что должно было предотвратить разграбление провинций. Идея увеличения сроков наместничества принадлежала римскому императору Тиберию, 14-37 гг. Из этого мы можем сделать вывод, что императоры Рима знали об ограблении наместниками вверенных им территорий. Наместник Иудеи Валерий Грат, 15-26 гг. н. э., сместил трех первосвященников. Четвертый, назначенный им первосвященник, Иосиф Каиафа, оставался на своем посту в течение долгого времени, с 18 по 37 гг. н. э.
Резкое ухудшение в отношениях между римскими властями и евреями наступило в период пребывания на посту наместника Понтия Пилата, 26-36 гг. н. э. Когда Пилат приказал внести в Иерусалим знамена римских легионов, на которых был изображен император, и попытался конфисковать имущество Храма, Иудея вновь оказалась на пороге восстания. Египетский еврей Филон Александрийский сообщает, что представители знати послали протест императору Тиберию, который распорядился перенести знамена в Кейсарию. Жестокая политика Пилата заставила наместника Сирии Вителлия сместить его с должности и отправить для императорского суда в Рим. В это время Тиберий умирает, и след Пилата теряется.
Понимая, что обстановка накалилась, Вителлий сам отправился в Иудею, чтобы умиротворить ее жителей. Он был хорошо принят в Иерусалиме. В знак благодарности Вителлий отменил налог на продажу фруктов, отстранил первосвященника Каиафу, который символизировал период правления Пилата, а на его место назначил одного из выдающихся представителей еврейского общества Ионатана, сына Хонии. Во время своего второго визита в Иерусалим он принес жертву в Храме. Вителлий также назначил наместником Иудеи Марцелла, 36-37 гг. н. э., а вслед за ним Марула, 37-41 гг. н. э., правление которого завершилось с воцарением на престоле Иудеи царя Агриппы.
Во времена Гая Калигулы, правившего Римом с 37 по 41 гг., Иудея вновь была готова взяться за оружие. Причиной послужила политика нового императора, после первых лет своего правления потребовавшего, чтобы его почитали как бога.
Во все концы Римской империи направлялись статуи, изображающие нового бога. В большинстве провинций обожествление человека проходило гладко - к сонму местных богов добавлялся еще один бог. Но для Иудеи ситуация оказалась катастрофической. Монотеизм евреев не допускал даже мысли о подобном действии. Отношения с Римом особенно обострились после инцидента в Явне в 40 г. н. э. Язычники города поспешили основать жертвенник в честь Калигулы. Проживавшие в Явне евреи без промедления разрушили его. Их поведение вызвало ярость императора, который, в качестве наказания, приказал: "Установить огромную позолоченную статую, невиданную по своему великолепию, в храме главного города [Иерусалима] вместо кирпичного жертвенника в Явне, назло им [евреям]".
Исполнение данного решения император поручил новому наместнику Сирии Петронию. Последний опасался восстания евреев, однако не мог ослушаться приказа Калигулы. Он поручил мастерам из Сидона сделать статую, а сам отправился в Акко во главе двух легионов. Тысячи евреев прибыли к Петронию, чтобы просить его отменить распоряжение Калигулы.
Петроний, представляя последствия установления статуи, осмелился отправить Калигуле письмо, в котором попросил императора отменить приказ или хотя бы отложить его исполнение. Агриппа I, внук Ирода и Мирьям, друг Калигулы, рискуя своим положением, обратился к императору с подобной просьбой. Мы не знаем, чьих доводов послушался император, но установку статуи в Храме он отменил. Или, возможно, отложил до лучших времен. Филон Александрийский полагал, что это решение было временным. По другой версии, Калигула вовсе не отменял приказа. Петроний, сколько было возможно, тянул время, пока из Рима не пришло сообщение о смерти Калигулы. Для иудеев это было еще одним свидетельством присутствия Всевышнего.
Но даже смерть Калигулы не принесла мира. Евреи окончательно убедились в непрочности своего положения в составе Римской империи.
Вопросы к главе
1. Как пережила Иудея потерю своей независимости?
2. Почему народ не спешил вступать в ряды армии зелотов?
3. Как, по-твоему, относился Рим к своим провинциям? Аргументируй свои предположения.
4. Чему научили евреев события 37 г.?
Обрати внимание на отношение Флавия к Квиринию и Иеѓ уде.
[…] Хотя иудеи при первых слухах о переписи с самого начала были возмущены этим, но в конце концов оставили всякую мысль о сопротивлении благодаря увещеваниям первосвященника [...] Они наконец беспрепятственно допустили расценку своего имущества. Однако некий Галилеянин Иеѓуда из города Гамалы, вместе с фарисеем Цадоком стал побуждать народ к оказанию сопротивления, говоря, что допущение переписи поведет лишь к рабству. Они побуждали народ отстаивать свою свободу. […]
Народ с восторгом внимал этим речам, и, таким образом, предприятие получило еще более рискованный характер. Не было большего бедствия для нашего простонародья, как то, какое уготовили ему вышеназванные люди. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 18, 1:1.
1. Как ты думаешь, почему Иосиф Флавий ничего не пишет о традиционном отношении евреев к переписи населения?
При чтении отрывка обрати внимание на то, как Флавий относится к зелотам.
[…] Непобедима их любовь к свободе, и своим единственным вождем и властелином они считают Бога. Не колеблясь, они идут навстречу смерти, их не страшат страдания родственников и друзей, но ни за что не признают они власть человека над ними. Так как их упорство хорошо известно всем, то я не нахожу нужным распространяться об этом. Ведь нет у меня основания опасаться, что мои слова не вызовут должного доверия; наоборот, мне кажется, что у меня недостает слов, чтобы как следует описать их способность переносить муки. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 18, 1:6.
1. Чем, по-твоему, вызвано такое отношение Флавия к противникам Рима?
Флавий знал об отставке Пилата в 37 году. При чтении обрати внимание на то, как это отразилось на описании деятельности наместника Иудеи.
[…] Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Цезареи в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью. Когда узнали об этом, […] умоляли претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора […].
Затем Пилат соорудил водопровод в Иерусалиме. На это он употребил деньги святилища. […] Однако население воспротивилось этому, и много десятков тысяч иудеев собрались около рабочих, занятых сооружением водопровода, и стало громко требовать, чтобы наместник отменил свой план. Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами. Последний распорядился переодеть значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем, и велел им окружить толпу со всех сторон. Но так как она продолжала поносить его, то он подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинками, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и невинных людей. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 18, 3:1-2.
1. Как можно охарактеризовать деятельность Пилата на посту прокуратора Иудеи?
Постарайся узнать о людях, чьи имена упоминает Флавий в этом отрывке.
[…] Тем временем между александрийскими иудеями и жившими в том же городе греками произошла распря, результатом которой было то, что к императору Гаю явились депутации из трех выборных с той и с другой стороны. В числе представителей александрийских граждан находился также некий Апион, который возводил на иудеев тяжкие обвинения и, между прочим, утверждал, что они отказываются почитать императора. Все-де подданные Римской империи, говорил Апион, воздвигают в честь Гая алтари и храмы и всюду почитают его как бога; одни только иудеи считают позорным воздвигать в честь его статуи и клясться его именем. На эти гнусные и тяжкие обвинения, которыми Апион, естественно, рассчитывал восстановить Гая против иудеев, готовился возражать главный представитель иудейской депутации, Филон, человек, пользовавшийся широкой известностью […] и большой знаток философии. Но Гай не разрешил этого Филону и приказал ему удалиться. При этом император был так озлоблен, что, очевидно, замышлял что-то ужасное против иудеев. […]
Разгневанный тем, что одни иудеи так презирают его, Гай послал в Сирию легата Петрония, преемника Вителлия. Он приказал ему с сильной ратью вторгнуться в Иудею и, если иудеи добровольно уступят, воздвигнуть в храме Господнем его статую, если же они окажут сопротивление, сделать это с оружием в руках. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 18, 8:1-2.
1. Что можно сказать о личности Гая Калигулы на примере этого отрывка?
2. Каким образом Апион пытался настроить римского императора против евреев?
При чтении отрывка обрати внимание на способы борьбы, которые избрали иудеи.
[…] Видя из этих слов непоколебимость иудеев и что ему [Петронию] без боя не удастся исполнить приказание Гая и воздвигнуть его статую лишь ценой страшной резни, Петроний решил в обществе своих приближенных и слуг отправиться в Тверию, чтобы ознакомиться с настроением тамошних иудеев. Сознавая всю опасность войны с римлянами, но считая гораздо более опасным и преступным нарушать законы, огромные толпы иудеев и здесь встретили Петрония […]. Они умоляли его не доводить их до такой крайности и не осквернять города постановкой статуи. "Итак, - воскликнул Петроний, - вы желаете воевать с императором, не принимая во внимание его боевой готовности и своего собственного бессилия?" Иудеи отвечали: "Мы вовсе не желаем войны; мы охотнее умрем, чем нарушим законы". При этом они бросались на землю и открывали шеи, готовясь принять смертельные удары. Так поступали они в течение сорока дней. При этом они окончательно запустили свои занятия земледелием, несмотря на то, что было время посева. Они выказывали большую стойкость и полную готовность скорее умереть, чем допустить постановку статуи. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 18, 8:3.
1. Как ты думаешь, почему в этом отрывке ни слова не сказано о возможности организации восстания?
2. В каких сюжетах Танаха встречается сорокадневное ожидание? Узнай у
учителя традиции о символике сорока дней.