|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
Договор между братьями сулил Иудее мир и спокойствие. Даже воинственность Аристобула II казалась не столь опасной. Главное, что впервые за последние годы пост царя и пост первосвященника занимали два разных человека. Никто не предполагал, что у Аристобула II может появиться соперник. И все же покой в Иудее был вскоре нарушен.
Наместником Идумеи во времена Александра Яная был некто Антипатр. Он был богатым и честолюбивым человеком. Сблизившись с Гирканом II, Антипатр рассчитывал стать его советником и фактическим правителем государства. После того, как слабовольный Гиркан II отказался от престола в пользу Аристобула II, Антипатр остался не у дел. Он решил пробудить в душе Гиркана II подозрительность и ненависть к брату, чтобы начать борьбу за престол. Антипатр посоветовал обратиться за помощью к соседям - аравийскому царю Арету. В оплату военных услуг он предложил отдать 12 городов Эрец Исраэль.
В 65 г. до н. э. началось наступление. Армия Гиркана II и Арета насчитывавшая 50 000 человек, ворвалась в Иерусалим. Аристобулу II со своими воинами пришлось обороняться на Храмовой горе. Осада затянулась на долгое время. Но даже во время войны в Храме постоянно приносилась обязательная жертва "тамид". Осажденные, у которых не хватало животных для жертвоприношений в Храме, вынуждены были покупать их за большие деньги у осаждавших. Ежедневно с крепостной стены Храма на веревках спускалась корзина с золотом, в обмен на которое осаждавшие посылали в Храм баранов.
Тем временем к Иудее приближались грозные войска Римской республики под предводительством Помпея. Рим уже поглотил владения Греции в Европе, захватил Северную Африку и устремился в Переднюю Азию. Бывшие земли Ассирии, Вавилонии и Персии одна за другой покорялись Риму. Под власть Рима перешла и Сирия.
Рим стремился предотвратить появление сильных независимых государств на Ближнем Востоке. Тем более, что за реками Евфрат и Тигр набирало силу Парфянское (Персидское) царство. Ключом к безопасности Египта была Эрец Исраэль. Географическое положение и экономические успехи делали ее выгодным приобретением для Рима.
В 63 г. до н. э. в Сирию прибыл сам Помпей и принял посланцев от Гиркана II, Аристобула II и народа Израиля. Каждый из братьев доказывал свое право на престол, не забывая предлагать крупные суммы денег. Посланец от народа требовал ликвидации монархии и восстановления власти первосвященников из рода Цадока. Помпей пообещал приехать в Иудею и вынести окончательное решение. На самом деле Помпей не собирался помогать ни одному из братьев; он хотел только одного - подчинить Иудею Риму.
Многие комментаторы полагали, что слова книги Дварим стали пророчеством этому времени: "Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотой и оцепенением. Ощупью будешь ходить в полдень, как ощупью ходит слепой во мраке". Трудно назвать обращение Гиркана II и Аристобула II к римским властям иначе как слепотой.
Аристобул II отправился в Иерусалим, чтобы бороться за престол, но Помпей прибыл с войсками в Иерихон и потребовал полного повиновения. Все еще надеясь на трон, Аристобул II пообещал уплатить Помпею значительную сумму денег и передать Иерусалим. Помпей согласился и направил своего помощника Габиния за деньгами. Однако сторонники Аристобула II закрыли городские ворота и отказались впустить Габиния в святой город. Узнав об этом, Помпей приказал арестовать Аристобула II, подошел к Иерусалиму и осадил его.
Сторонники Гиркана II полагали, что Помпей менее опасен, чем Аристобул II, и впустили римлян в город. Сторонники Аристобула II укрепились на Храмовой горе и защищали национальную святыню. В Йом Кипур (по другим источникам - в Субботу) Помпей предпринял решительный штурм и ворвался в крепость. На подступах к Храму завязалось настоящее сражение. В это время в Храме шло праздничное богослужение. Священники не прерывали молитвы, спокойно ожидая смерти. Помпей со страхом вошел во внутренние покои Храма, затем в Святая Святых и удивился, не увидев там ни одного изображения Бога. Сохранилось предание, по которому Помпей никому не позволил трогать священные золотые сосуды Храма, велел очистить Храм и продолжать службы.
Помпей объявил Иудею подвластной Риму, а Гиркана II этнархом и первосвященником, но не позволил ему отныне именоваться царем. Этнарх и первосвященник Иудеи полностью зависел от римского наместника. Среди прав Гиркана были сбор налогов, право судить своих подданных и ведение внутренних дел евреев в соответствии с их традициями. Эдомит Антипатр был назначен опекуном Гиркана. Аристобул II вместе с членами его семьи был увезен в Рим как пленник: "Отведет Господь тебя и твоего царя, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои".
В наказание за сопротивление стены Иерусалима были разрушены. Город лишился защиты от внешней опасности и символа независимости. Территория Иудеи была существенно сокращена, были потеряны многие города.
Так в 63 г. до н. э. прекратило свое существование независимое государство Хасмонеев. После почти столетней независимости Иудея вновь попала под власть иноземцев.
Реформы Помпея сделали Иудею полузависимой страной. Она еще не была окончательно превращена в провинцию, однако римский наместник в Сирии зорко следил за правителями Иудеи.
Около десяти лет со дня интервенции Помпея прошли в относительном спокойствии; римляне старались не вмешиваться во внутренние дела евреев без особой надобности. Иудея и Иерусалим находились под управлением Гиркана II и его советника Антипатра, послушно выполнявших волю римлян. Началось активное заселение и укрепление греческих городов в Эрец Исраэль. Эти города получили независимость и были опорой Рима на подчиненной территории. Но евреи продолжали бороться за независимость. Сторонники Хасмонеев поднимали все новые восстания. Но силы были неравными. Каждый раз римляне жестоко подавляли любую попытку сопротивления.
В 57 г. до н. э. наместником Сирии был назначен Габиний. Он решил окончательно сломить еврейское сопротивление, разделив Иудею на пять областей, "синедрий". В этом проявился известный принцип римской политики "разделяй и властвуй". Новые области были равноправны между собой, в результате чего Иерусалим должен был превратиться из национальной столицы страны в столицу маленькой области.
Новое несчастье постигло Иерусалим в 54 г. до н. э., когда наместником Сирии стал Красс. Он готовился к походу против парфян и для финансирования своих военных расходов ограбил сокровищницу Храма.
Поступок Красса возмутил многих евреев. Сообщение о поражении римлян в войне с парфянами и о смерти Красса в 53 г. до н. э. было воспринято евреями как проявление Божественной воли. Вновь вспыхнуло восстание против ненавистных римлян и их помощников - Гиркана II и Антипатра. Новая попытка мятежа, как и все предыдущие, была жестоко подавлена римскими властями.
Вопросы к главе
1. Перечисли причины, по которым Иудея утратила свою независимость.
2. Как характеризует Помпея его отношение к Храму?
3. Какую политику проводили римляне на захваченной территории?
Обрати внимание на характеристики, которые дает автор героям своего повествования. Насколько они совпадают с твоими представлениями?
[…] И вот Антипатр [был недоволен] захватом власти Аристобулом и, боясь, как бы ему самому не пострадать вследствие ненависти к нему Аристобула, тайно собрал к себе наиболее влиятельных и знатных иудеев на совещание, причем выставил им на вид, что совершенно невозможно спокойно взирать на то, что Аристобул беззаконно захватил власть, лишив ее своего старшего и вследствие этого старшинства гораздо более правоспособного брата. Точно такие же речи он постоянно твердил и Гиркану и указывал ему при этом на то, что он подвергает свою жизнь опасности, если не оградит себя бегством. "Дело в том, - говорил он, - что друзья Аристобула не пропускают ни одного случая, чтобы не советовать ему умертвить брата, так как только в таком случае он сможет прочно укрепить за собой власть". Однако Гиркан не придавал веры этим речам, потому что он по природе был честным человеком и по своей порядочности нелегко склонялся на сторону клеветы. Кроме того, его бездеятельность и умственная вялость вызывала во всех представление о нем как о человеке слабом и немужественном, тогда как Аристобул был как раз обратного нрава, человеком предприимчивым и смышленым.
И вот когда Антипатр увидел, что Гиркан не склоняется на его речи, он не пропускал ни единого дня без того, чтобы не наговорить ему на брата и не убеждать его в том, что Аристобул собирается его умертвить. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 1:3-4.
1. Какими методами Антипатр добивался возвращения царского титула Гиркану II?
2. Какие характеристики дает автор героям своего повествования?
3. В чем, по-твоему, главная трагедия этого конфликта?
При чтении отрывка обрати внимание на поведение священников во время осады Иерусалима.
[…] Во время осады Гирканом Иерусалима, где царствовал его брат Аристобул, священники ежегодно спускали с городской стены сосуд с динарами, взамен чего получали от осаждавших животное для жертвы тамид.
Состоявший при Гиркане некий старец, приверженец эллинской мудрости, сказал осаждавшим так: "Пока в Храме продолжают совершать жертвоприношения, Иерусалим не будет предан в руки ваши".
На следующий день, когда от священников был получен сосуд с динарами, осаждавшие привязали к спущенной веревке свинью. Когда свинья была поднята до середины стены, она вцепилась копытцами в стену - и в эту минуту задрожала Святая Земля […]. И тогда же было постановлено: "Проклят тот, кто разводит свиней, и проклят тот, кто обучает сына мудрости эллинской". […]
Вавилонский Талмуд
Трактат Сота, 49.
1. От чего, по-твоему, "задрожала Святая Земля"?
2. Как ты понимаешь постановление, выведенное из этого эпизода?
При чтении отрывка обрати внимание на то, каким образом римлянам удалось ворваться в город.
[…] Помпей, между тем, на заре расположился лагерем вблизи северной части святилища там, где его легче всего можно было бы взять. Впрочем, и здесь вздымались огромные башни, и был проведен ров по ту сторону глубокого ущелья. Сторона, направленная к городу, представляла из себя крутой обрыв после того, как был разрушен мост, около которого расположился Помпей. Вал, насыпаемый римлянами, медленно подвигался вперед, причем римлянам приходилось вырубать окрестные леса. После того, как вал достиг достаточной высоты, и глубокий ров был более или менее засыпан, Помпей придвинул привезенные из Тира осадные орудия и снаряды и, поместив их [на валу], стал осыпать святилище градом камней. Если бы закон наш не повелевал нам не работать по субботним дням, то вал не достиг бы своей высоты, потому что этому воспрепятствовали бы осажденные; дело в том, что закон разрешает отражать наступление и нападение, но не позволяет препятствовать какому-либо другому предприятию неприятелей.
Когда римляне заметили это, то они по субботам перестали обстреливать иудеев или вступать с ними в бой, но насыпали валы и сооружали башни, либо придвигали осадные орудия, чтобы на следующий день иметь их под рукой в полной исправности. В сколь высокой мере у нас развито Богопочитание и соблюдение законов, видно из того, что священнослужителей не удерживал от отправления своих обязанностей страх перед осадой, но что они ежедневно, дважды, рано утром и около девятого часа, приносили свои жертвы на алтаре и не прекращали этих своих жертвоприношений даже в тех случаях, когда в деле защиты Храма иудеи терпели какую-нибудь неудачу. Так, например, когда город был взят в день поста третьего месяца […] в то время, как враги ворвались в Храм и стали избивать всех там находившихся, священнослужители, тем не менее, не прерывали своего священнодействия, и их не могли принудить к бегству ни страх за свою жизнь, ни множество убитых уже товарищей, потому что они были убеждены, что лучше подвергнуться своей участи, оставаясь у жертвенников, чем нарушить предписания законов. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 4:3.
1. В своих произведениях Иосиф Флавий, как еврей, стремился достойно описывать историю и традиции своего народа. Но, как римский подданный, он был вынужден осторожно отзываться и о римлянах. Проследи обе эти тенденции в приведенном отрывке.
2. Попробуй определить дату захвата Иерусалима.
Красс был четвертым неевреем, вошедшим в Святая Святых Храма. Вспомни, как развивались события в предыдущих ситуациях. Обрати внимание на поведение первосвященника Элазара.
[…] Собираясь в поход против парфян, Красс явился в Иудею. Тут он похитил храмовые деньги, оставшиеся от Помпея (на сумму двух тысяч талантов), а также имел дерзость утащить из Храма всю золотую утварь (на сумму восьми тысяч талантов).
При этом он присвоил себе также перекладину из чистого золота, весом в триста мин […]. Эту перекладину передал ему священнослужитель Элазар, на обязанности которого лежала охрана сокровищ Храма, и сделал он это не из гнусности (напротив, это был человек почтенный и праведный), но потому, что видел, как Красс собирается захватить все золото Храма. Так как Элазару было поручено охранять также завесы Храма, которые были удивительной красоты и очень ценны, то он, опасаясь за все храмовые сокровища, решился отдать Крассу золотую перекладину вместо всех остальных ценностей, причем [он] взял с Красса клятвенное уверение, что тот не тронет ничего более, но удовлетворится этим подарком стоимостью во много десятков тысяч. Золотая перекладина была вделана внутрь деревянной перекладины; об этом известно было лишь одному Элазару, тогда как все прочие ничего о том не знали. Между тем Красс взял эту перекладину, как будто бы действительно не имел в виду взять еще что-нибудь, но затем вопреки своей клятве похитил из Храма решительно все золото. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 7:1.
1. Проанализируй поведение Элазара, пытавшегося сохранить богатства Храма.