|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
С восстановлением независимости Иудеи вновь остро встал вопрос о путях развития еврейского государства, его отношении к иудаизму. Мнения разошлись. В Иудее сформировались три основных движения, по-разному смотревшие на будущее еврейского народа: прушим, цдуким и ессеи.
Слово "прушим" (фарисеи) означает "обособленные", "отличающиеся". Прушим действительно выделялись глубокой религиозностью и добродетелями; они проповедовали скромность и воздержание в жизни, помогали слабым и бедным. Из их среды выходили учителя народа и толкователи закона. Прушим были преемниками хасидеев. Они считали, что религиозные законы должны управлять жизнью каждого еврея в отдельности и всего еврейского народа в целом. Прушим строго соблюдали не только писаные, но и устные законы, обычаи и правила. Развивая устное учение, они утвердили в еврейском народе некоторые законы иудаизма, которые не были достаточно ясно изложены в Торе.
Прушим считали, что душа человека не умирает вместе с телом, а продолжает жить в высших мирах. Души хороших людей там блаженствуют, а души плохих - мучаются за грехи, совершенные на земле. Таков закон высшей справедливости, установленный Богом.
Прушим напоминали евреям, что Бог избрал еврейский народ и дал ему заповеди правды и добра. Этих заповедей избранный народ должен придерживаться и не подражать обычаям других народов. Евреи должны в своей жизни отличаться от других народов, а также отдаляться от всего языческого. Естественно, что прушим последовательно боролись против всяких попыток эллинизации евреев.
Цдуким (саддукеи) возводили свое название к имени первосвященника Цадока, жившего в дни царя Давида, потомки которого возглавляли эту партию. Цдуким представляли высшие слои еврейского общества, именно они управляли Иудеей и сочувственно относились к умеренной эллинизации. Они не признавали устное учение наряду с письменной Торой. Цдуким считали, что дело обычного человека - подчиняться законам, а дело цдуким - передавать эти законы. Они отвергали веру в загробное воздаяние, так как о нем нет ясного упоминания в Торе. Во всем они держались не смысла, а буквы писаного закона. Правилом цдуким было: ничего не прибавлять и не убавлять от законов Торы. Для них еврейское учение было неизменным учением, которое нужно не развивать, а только сохранять.
Цдуким, занимавшие должности священников, часто враждовали с законоучителями из партии прушим. Между обеими партиями происходило постоянное соперничество из-за участия в государственном управлении.
Ессеи, "совершающие омовение", "врачующие" (по-арамейски "асайя"), находились в стороне от общественных и государственных дел. Они больше заботились о самосовершенствовании. Ессеи считали себя сословием святых и строго соблюдали законы телесной чистоты, обязательные только для священников. Большей частью ессеи удалялись в пустыню и там жили маленькими общинами или братствами. В эти братства допускались только мужчины. Члены ессейских общин делили все между собою поровну и жили как братья. Они занимались земледелием, питались только хлебом и овощами, не пили вина.
У каждого было только одно летнее и одно зимнее одеяние. Одежда была простая, белого цвета, и они не снимали ее, пока она не изнашивалась полностью. Ессеи не имели ни золотых, ни серебряных украшений, не имели рабов и сами не были никому рабами. Они не давали никаких клятв, даже для подтверждения истины, а лишь произносили "да" или "нет".
Обычно ессеи не вступали в брак, а для того, чтобы не прекратилось существование секты, растили сирот, которых воспитывали в духе ессейства. Хотя они с благоговением относились к Храму и посылали туда пожертвования, они никогда не приносили кровавых жертв - ни животных, ни птиц. В народе ессеи считались святыми и чудотворцами.
Вступив на Иудейский престол в 135 г. до н. э., Иоханан Гиркан I столкнулся с агрессией сирийцев, не желавших примириться с потерей Иудеи. Они начали наступление на Иудею и вскоре осадили Иерусалим. Жителям города грозил голод, и Иоханану Гиркану I пришлось заключить мир и заплатить сирийскому царю Антиоху VII за Яффо и другие отвоеванные города, а также срыть укрепления Иерусалима. |
К счастью для евреев, в Сирии вновь начались раздоры и смуты. Гиркан I воспользовался этим и отказался подчиняться Сирии. Все усилия он направил на укрепление армии и границ. Он усовершенствовал военные силы и содержал, помимо иудейской армии, наемное войско. Затем Иоханан Гиркан I приступил к покорению приграничных племен, которые в случае опасности обычно переходили на сторону врагов Иудеи. Особое значение имело продвижение в сторону Идумеи, являвшейся в библейские времена частью Святой земли. Гиркан I полагал, что на территории Эрец Исраэль нельзя допускать существования языческих центров, поэтому, когда Идумея была присоединена к Иудее, ее жителей вынудили принять иудаизм. С тех пор идумеи стали частью еврейского народа, а представители идумейской знати занимали влиятельные посты в хасмонейском государстве.
Гиркан I вел военные действия в Заиорданье, опираясь на находившееся там еврейское население. Он занял значительную часть территории в Моаве; выступив в поход против самаритян (шомроним), захватил Шхем и разрушил их храм на горе Гризим. В последние годы своего царствования Иоханан Гиркан возобновил войну против городов Северной Палестины и завоевал важные эллинистические центры - Самарию (Шомрон) и Скитополь (Бейт-Шеан). В этом походе особенно отличились сыновья Гиркана I, Аристобул и Антигон.
К концу правления Гиркана I Иудея практически вернулась к границам царства Давида и Шломо; она имела свой порт в Яффо, хорошо вооруженное войско и сильные укрепления.
Военным успехам Гиркана I способствовала мудрая внешняя политика. Он поддерживал дружеские отношения с Сенатом Рима. Укрепил связи с царским двором Птолемеев в Александрии. Этому активно помогали евреи Египта, которые пользовались влиянием при царском дворе. Так же, как Ионатан и Шимон, которые поддерживали дружбу со Спартой, он укреплял дружественные связи с Пергамом и Афинами и, вероятно, с другими греческими городами.
По мере усиления Иудейского государства возрастал и блеск его столицы. Иерусалим украсился великолепными постройками. На возвышенности, к востоку от Храмовой горы, был воздвигнут роскошный царский дворец, который соединялся мостами с Храмом.
Подобно своему отцу Шимону, Гиркан был одновременно и князем, и первосвященником. Значительная доля власти принадлежала Санѓ едрину (греч. "совещание", "собрание"). Санѓ едрин, находившийся в Иерусалиме, состоял из 70 членов и одного председателя. Члены Санѓ едрина собирались в одном из помещений Храма для обсуждения государственных вопросов, издания законов и разбора важнейших судебных дел. Князь не принимал никаких важных решений без согласия Санѓ едрина.
Судебные заседания Санѓ едрина происходили публично. Члены суда сидели полукругом, чтобы все могли видеть друг друга. Два писца стояли справа и слева и записывали мнения судей. Для разбора дел необходимо было присутствие не менее 23 членов (Малый Санѓ едрин). В уголовных делах для оправдательного приговора считалось достаточным большинство даже в один голос. Для вынесения обвинительного приговора требовалось большинство в два голоса. Более всего заботились об обеспечении правды и справедливости в суде. Опрос членов о виновности начинался с младшего члена Санѓ едрина и постепенно доходил до председателя. Это делалось для того, чтобы отзывы старших и уважаемых участников заседания не повлияли на решение молодых. Сначала предоставлялось слово сторонникам оправдания, а потом уже сторонникам осуждения. Кто уже выступил за оправдание, не мог взять слово назад. Благодаря этому, в работе Санѓ едрина смертные приговоры были большой редкостью.
В начале правления Иоханана Гиркана среди членов Санѓ едрина большинство составляли прушим, которые приобрели большое влияние в государственных делах. Это сильно беспокоило цдуким. Они стали уверять князя, что прушим не довольны его правлением. Действительно, не все нравилось прушим в деятельности Гиркана I. Они критиковали его за то, что он занимал пост первосвященника, на что имели право только наследники Шимона ѓ а-Цадика. Кроме того, постоянные военные походы не позволяли Гиркану I достойно выполнять функции первосвященника.
В конце концов, Гиркан I полностью перешел на сторону цдуким. Он удалил прушим с важнейших должностей и передал эти должности цдуким, что возбудило недовольство в народе.
После 30-летнего правления Иоханан Гиркан I умер в 104 г. до н. э. Он оставил пятерых сыновей, из которых наиболее известными были Иеѓ уда Аристобул, Антигон и Александр Янай.
Перед смертью Иоханан Гиркан I распорядился о судьбе престола: Аристобул должен был стать первосвященником, а его мать - Шломцион (Саломея Александра), жена Гиркана I - правительницей Иудеи.
Вопросы к главе
1. Составь рассказ о правлении Иоханана Гиркана.
2. Насколько законным представляется тебе факт обращения идумеев в иудаизм?
3. Что позволяло Гиркану I успешно расширять свои владения?
4. Чем похожи, а чем различались взгляды прушим и цдуким?
При чтении отрывка обрати внимание на соотношение сил сторон.
[…] Между тем Антиох все еще никак не мог забыть того, что причинил ему Шимон, и потому вторгся в Иудею […] Разграбив страну, он запер Гиркана в его столице. Окружив [столицу] семью отрядами войска, он, однако, ничего не мог с ней поделать, как вследствие высоты стен, так и доблести осажденных, несмотря на полный недостаток у них воды. От этого иерусалимцев избавил сильный проливной дождь, заливший всю местность […]. Но так как с северной стороны города было место, где стена являлась доступной, он распорядился выстроить тут сто трехэтажных осадных башен и поместил на каждой из них по отряду солдат. Кроме того, он делал ежедневные нападения на город и велел вырыть глубокий и широкий двойной ров и тем крайне стеснил жителей города. Последние, в свою очередь, предпринимали частые вылазки и наносили врагам значительный вред […].
Иосиф Флавий
Иудейские древности, кн. 13, 8:2.
1. Что помогало защитникам города отражать атаки сирийцев?
При чтении отрывка обрати внимание на отношение Антиоха VII к традициям своих противников.
[…] Затем, когда Гиркан обратился к Антиоху с просьбой назначить семидневное перемирие вследствие наступления праздника (Суккот), Антиох, движимый уважением к Предвечному, не только охотно согласился на перемирие, но даже послал в город драгоценные жертвенные дары, именно быков с вызолоченными рогами и серебряные и золотые чаши, полные благовонных курений. Это жертвоприношение стража, стоявшая у ворот, приняла от жертвователей и доставила в святилище. Антиох же в то же самое время устроил войску угощение, чем сильно отличался от Антиоха Эпифана, который по взятии города стал закалывать на жертвеннике свиней, осквернил Храм жиром этих животных и тем надругался над установлениями иудеев и их древним благочестием. Вследствие этого народ и восстал на него и стал его непримиримым врагом, тогда как этого Антиоха все прозвали "Благочестивым" за его высокое богопочитание. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 13, 8:2.
1. Чем ты можешь объяснить такое уважение сирийца к обычаям еврейского народа?
2. Как, по-твоему, сам автор относится к Антиоху VII?
3. Для какого войска устроил угощение сирийский царь? Докажи свое мнение.
4. В чем, по-твоему, глубокий символический смысл жертвоприношений Антиоха VII именно в Суккот?
Прочитай отрывок. Сравни военные успехи сторон и их роль в принятии условий мира.
[…] Благодаря такой любезности Антиоха и убедившись в благочестии его, Гиркан отправил к нему посольство с просьбой оставить иудеям их прежнее государственное устройство. Антиох не внял совету приближенных своих, требовавших полного искоренения иудейского народа за его отчуждение от прочих народов, и окончательно отверг его. Повинуясь голосу благочестия и желая во всем следовать последнему, он ответил посланным, что готов прекратить войну, если осажденные выдадут оружие, предоставят ему право взимания дани с Яффо и других соседних с Иудеей городов и, кроме того, примут к себе его гарнизон. Иудеи согласились на все его условия, но отказались принять к себе гарнизон, указывая на ритуальное запрещение общения с иноземцами. Вместо принятия гарнизона они выдали заложников и пятьсот талантов серебра. […] Вместе с тем Антиох велел срыть городские укрепления.
На этих условиях Антиох снял осаду и удалился. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 13, 8:3.
1. Как ты думаешь, почему Антиох VII не прислушался к совету своих приближенных?
2. О каких "соседних с Иудеей городах" могла идти речь?
3. Почему Антиох VII принял условия иудеев?
Прочитай отрывок.
[…] рассказывается о совершенно исключительном явлении, имевшем место по отношению к первосвященнику Гиркану, именно каким образом с ним говорил Предвечный. Дело в том, что в тот самый день, в который сыновья его сразились [с сирийцами], сам первосвященник приносил в Храме жертву Богу. Тут он услышал голос, возвестивший ему, что его сыновья только что одержали победу […]. Выйдя из Храма, Гиркан сообщил об этом народу, и известие это вполне оправдалось. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 13, 9:4-5.
1. Как, по-твоему, относится Иосиф Флавий к личности первосвященника?
Назови причину конфликта.
[…] Между тем удачи Гиркана и его сыновей возбудили к нему зависть со стороны иудеев. Особенно нерасположены к нему были фарисеи […]. Эти фарисеи пользуются таким авторитетом в глазах народа, что им безусловно верят, хоть бы они говорили против царя или первосвященника. Учеником их был некогда Гиркан и пользовался с их стороны большим расположением. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 13, 9:4-5.
1. Что, по мнению Иосифа Флавия, стало причиной конфликта между Иохананом Гирканом и фарисеями?
2. Согласен ли ты с мнением Иосифа Флавия?
Обрати внимание на отличие этого отрывка от предыдущего.
[…] Однажды Гиркан пригласил их к себе на пир и принял их весьма радушно. Когда же увидел, как они довольны, то стал говорить им, что они знают, насколько он старается быть праведным и делать только угодное Богу и им. При этом он просил их, если они заметят за ним какие бы то ни было ошибки или уклонения от пути истины, направить его обратно на этот путь и наставить. На это присутствующие громко засвидетельствовали Гиркану, что он человек праведный, он же порадовался их похвалам. Один только из гостей […] человек дурного нрава и придирчивый, сказал: "Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен сложить с себя сан первосвященника и удовлетвориться положением правителя народа. […] Мы слышали от стариков, что ты родился в то время, когда мать твоя находилась в плену у Антиоха Эпифана". […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 13, 9:4-5.
1. Как ты думаешь, свое ли мнение высказывает историк в этом отрывке?
2. Как сам автор относится к фарисеям? Свой вывод подтверди словами из текста.
В Талмуде рассказ о конфликте Гиркана с фарисеями выглядит несколько иначе. По мнению его составителей, пир был созван Гирканом с определенной целью. Сравни приведенные отрывки.
[…] Однажды, когда старый Гиркан праздновал одну из побед, его приближенный, саддукей, сказал правителю: "Фарисеи злоумышляют против тебя". Гиркан потребовал от присутствующих, чтобы они сказали откровенно, согрешил ли он когда-нибудь против Торы. […]
И последняя фраза выглядит в Талмуде немного иначе:
"Если ты хочешь быть праведным, то довольствуйся венцом монарха и верни сан первосвященника [законным] наследникам Аѓарона".
Вавилонский Талмуд
Трактат Сота.
1. Как изменяется смысл описываемых событий у Флавия и в Талмуде?
2. Против чего, на самом деле, выступали фарисеи?