|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
После смерти Иеѓ уды иудейское войско избрало своим вождем Ионатана. Ионатан и Шимон собрали вокруг себя остатки бойцов и были вынуждены вернуться к прежней тактике партизанской войны. Сирийцы понимали, что, несмотря на военную победу, до окончательного подавления восстания было еще очень далеко. Они бросали все новые и новые силы на непокоренную Иудею. Пока сил восставших было слишком мало, Ионатан скрывался со своими воинами в пустыне у Мертвого моря. Спустя некоторое время он вновь овладел большинством сельских районов и маленьких городов Иудеи. Собрав значительное войско, Ионатан и Шимон стали все чаще беспокоить сирийцев. Утомленные этими стычками сирийцы заключили перемирие и перестали вмешиваться во внутренние дела Иудеи.
Со 157 года до н. э. в стране воцарилось спокойствие. В самой Сирии вспыхнула борьба за царскую власть. Дело дошло до того, что Деметрий обратился к Ионатану с просьбой о помощи. Но еще более старался соперник Деметрия - Александр, который в 152 г. до н. э. предложил Ионатану пост первосвященника и вручил в подарок пурпурную мантию с золотой короной Иудеи. Александр не только назначил Ионатана первосвященником и главой Иудеи, но и возвел его в звание "друга царя".
Следующие сирийские цари поневоле должны были признавать представителей рода Хасмонеев законными правителями Иудеи, что, однако, еще не означало признания полной независимости Иудеи. Сирия не хотела мириться с потерей своих территорий, но и бороться с Иудеей уже не могла.
Хасмонеи располагали немалыми боевыми силами. Эрец Исраэль была заселена массой земледельцев, которые за годы борьбы превратились в отличных воинов. Пока столкновения происходили на территории, населенной евреями, перевес был на стороне Хасмонеев. Во времена Ионатана и Шимона еврейские войска овладели передовой военной техникой. Военачальники Хасмонеев были в состоянии производить вылазки из гористых пределов небольшой иудейской территории и успешно сопротивляться войскам Селевкидов вдали от своих баз. При Ионатане еврейская армия дошла до Дамаска и временно заняла столицу селевкидского царства Антиохию.
Серьезное влияние на ход освободительной борьбы оказывала поддержка иностранных держав. В ослаблении Селевкии была заинтересована Римская республика. Еще до смерти Иеѓуды Макаби римский сенат заключил союз с иудеями. Политика Ионатана Хашмоная отвечала интересам египетского царя Птолемея VI. В первые годы восстания союзниками Хасмонеев также были набатейцы.
Вскоре Ионатану удалось присоединить к Иудее три области на юге Самарии с преобладающим еврейским населением. Это было одним из наиболее значительных достижений дома Хасмонеев.
Теперь Ионатан мог приступить к укреплению Иерусалима и других стратегических центров, продолжая наращивать мощь своей армии. Он возобновил союз с Римом и установил дружественные отношения со Спартой. Непрерывные смуты и борьба за власть окончательно ослабили Сирию. Ионатан решил, что настало время совсем уничтожить сирийское владычество.
О планах Ионатана стало известно сирийскому полководцу. Трифон, мечтавший о троне, рассматривал укрепление Иудеи как угрозу своей власти. Зная, что в открытом бою он не сможет победить Ионатана, он решил уничтожить противника хитростью. Трифон заманил Ионатана с небольшим числом воинов в город Акко. Там все солдаты были перебиты, а Ионатан взят в плен.
Трифон не ожидал, что и под руководством Шимона Иудея окажет решительное сопротивление его войскам. Он был вынужден отступить и в отместку казнил Ионатана, выместив на нем свою досаду.
Шимон, последний из братьев-Хасмонеев, довел до конца дело освобождения Иудеи от сирийского владычества. Имея сильное и хорошо вооруженное войско, он постепенно вытеснил из укрепленных городов Иудеи оставшиеся там сирийские отряды. Находившийся в Акре сирийский отряд оказался в полной изоляции и окружении. Голод заставил сирийцев сдаться.
23 Ияра 142 г. до н. э. состоялось торжественное вступление в Акру. Сирийские цари, видя безуспешность своих мероприятий, отказались от ежегодной дани с Иудеи. Иудея сделалась свободным государством.
Шимон стремился придать своему правлению законные формы и закрепить наследственные права династии Хасмонеев. Народное собрание признало его преемником Ионатана. Однако Шимон не довольствовался этим актом. В 140 г. до н. э. он созвал в Иерусалиме Великое Собрание, "Кнессет ѓ а-Гдола", которое утвердило его в качестве главы народа (этнарха), первосвященника и главнокомандующего. Это назначение было наследственным и должно было передаваться его потомкам - "до того, как явится истинный пророк". На Шимона была возложена ответственность за богослужение и содержание Храма. Все договоры Иудеи с другими государствами составлялись от его имени. Постановления Великого Собрания заложили основы государственного строя Иудеи под властью рода Хасмонеев.
После многолетних войн и смут для Иудеи наступила пора свободного и мирного развития под властью еврейских князей. Шимон заботился об улучшении внутренней жизни евреев. Он восстановил порядок и безопасность в разоренной войнами стране, старался поднять земледелие и торговлю. В ближайшем к Иерусалиму приморском городе Яффо, отнятом у сирийцев, он построил большую гавань.
Сирия с досадой смотрела на усиление Иудеи и потребовала либо вернуть город Яффо и крепость Акру, либо заплатить деньги за утрату важного порта и уничтожить укрепления Иерусалима. Шимон отказался выполнить требования Сирии. В ответ в Иудею были направлены войска, но в 137 г. до н. э. у Яффо они были разбиты сыновьями Шимона, Иохананом и Иеѓ удой.
Однако даже уступающая в военном отношении Сирия не отказалась от борьбы. Она сменила тактику, и на роскошном пиру в Иерихоне Шимон и два его сына были убиты. Узнав о случившемся, Иоханан срочно прибыл в Иерусалим. Здесь народ провозгласил его князем.
Вопросы к главе
1. Подготовь рассказ о борьбе братьев Шимона и Ионатана за независимость Иудеи.
2. Какие условия способствовали победе евреев в борьбе с Селевкидами?
3. Назови должности, которые получил Шимон от Великого Собрания.
4. Что, по-твоему, в решениях Великого Собрания противоречило традициям народа?
Еще раз посмотри описание этих событий в тексте главы, чтобы сравнить его с описанием в отрывке.
[…] 39. Между тем Трифон домогался сделаться царем Азии и возложить на себя венец и поднять руку на царя Антиоха,
40. но опасался, как бы не воспрепятствовал ему Ионатан и не начал против него войны; поэтому искал случая, чтобы взять Ионатана и убить, и, поднявшись, пошел в Бейт Шеан.
41. И вышел Ионатан навстречу ему с сорока тысячами избранных мужей, готовых к битве, и пришел в Бейт Шеан.
42. Когда Трифон увидел, что Ионатан идет с многочисленным войском, то побоялся поднять на него руки.
43. И принял его с честью, и представил его всем друзьям своим, дал ему подарки, приказал войскам своим повиноваться ему, как себе самому.
44. Потом сказал Ионатану: для чего ты утруждаешь весь этот народ, когда не предстоит нам войны?
45. Итак, отпусти их теперь в дома их, а для себя избери немногих мужей, которые были бы с тобою, и пойдем со мною в Птолемаиду [Акко], и я передам ее тебе и другие крепости и остальные войска и всех, заведующих сборами, и потом возвращусь; ибо для этого я и нахожусь здесь.
46. И поверил ему Ионатан, и сделал так, как он сказал, и отпустил войска, и они отправились в землю Иудейскую;
47. с собою же оставил три тысячи мужей, из которых две тысячи оставил в Галилее, тысяча же отправилась с ним.
48. Но как скоро вошел Ионатан в Птолемаиду [Акко], птолемаидяне заперли ворота и схватили его, и всех вошедших с ним убили мечом.
49. Тогда Трифон послал войско и конницу в Галилею и на великую равнину, чтобы истребить всех бывших с Ионатаном.
50. Но они, услышав, что Ионатан схвачен и погиб […], ободрили друг друга и вышли густым строем, готовые сразиться.
51. И увидели преследующие [солдаты Трифона], что дело идет о жизни, и возвратились назад.
52. А они [воины Ионатана] все благополучно пришли в землю Иудейскую и оплакивали Ионатана и бывших с ним, и были в большом страхе, и весь Израиль плакал горьким плачем.
53. Тогда все окрестные народы искали истребить их, ибо говорили: теперь нет у них начальника и поборника; итак, будем теперь воевать против них и истребим из среды людей память их. […]
Книга Маккавеев I, 13:39-53.
1. Почему Трифон не решился встретиться с Ионатаном в открытом бою?
2. Как ты считаешь, почему Ионатан поверил Трифону?
3. Чем ты можешь объяснить предательство жителей Акко?
4. Как повели себя воины Ионатана после гибели своего предводителя?
5. Как характеризуют Ионатана 52 и 53 стихи?
При чтении отрывка выдели заслуги дома Хасмонеев перед еврейским народом.
[…] 25. Когда услышал об этом народ, то сказал: какую благодарность воздадим мы Шимону и сыновьям его?
26. Ибо он твердо стоял и братья его и дом отца его, и отразили врагов Израиля, и доставили ему свободу.
27. […] "В восемнадцатый день Элула сто семьдесят второго года - это был третий год при первосвященнике Шимоне -
28. в Сарамели, в великом собрании священников и народа и князей народных и старейшин страны, объявлено нам:
29. так как много раз бывали войны в этой стране, то Шимон, сын Матитьяѓу, […] и братья его, подвергая себя опасности, противостояли врагам народа своего, чтобы сохранить святилище его и закон, и великою славою прославили народ свой.
30. Ионатан собрал народ свой и сделался первосвященником его, но он присоединился к народу своему.
31. Когда же враги их вознамерились войти в страну их, чтобы разорить страну их и простереть руки на святилище их,
32. тогда восстал Шимон и воевал за народ свой и издержал много собственных денег, снабжая храбрых мужей народа своего оружием и давая им жалованье.
33. Он укрепил города Иудеи […], где прежде находились оружия неприятелей, и поставил там стражу из иудеев.
34. Также укрепил Яффо при море […], в которой прежде обитали враги, и поселил там иудеев, снабдив эти места всем, что нужно было к восстановлению их.
35. И видел народ деяния Шимона и славу, какую старался он доставить народу своему, и поставил его своим начальником и первосвященником за то, что все это сделал он, и за справедливость и верность, которую он хранил к племени своему, всячески стараясь возвысить народ свой.
36. Во дни его руками его успешно изгнаны из страны язычники и занимавшие город Давида в Иерусалиме, которые, устроив себе крепость, выходили из нее и оскверняли все вокруг святилища и много вредили святыне.
37. Он поселил в ней иудеев и укрепил ее для безопасности страны и города и возвысил стены Иерусалима. […]
41. […] Иудеи и священники согласились, чтобы Шимон был у них начальником и первосвященником навек, пока не восстанет Пророк верный,
42. чтобы он был у них военачальником и имел попечение о святых и поставлял их над работами, их и над областью, и над оружиями, и над крепостями,
43. чтобы имел попечение о святилище и все слушались его, чтобы все договоры в стране писались на его имя и чтобы он одевался в порфиру и носил золотые украшения.
44. И никому из народа и священников да не будет позволено отменить что-либо из сего или противоречить словам его, или без него созывать собрание в стране и одеваться в порфиру и носить золотую пряжку.
45. А кто сделает что-нибудь против сего или отменит что из сего, будет повинен". […]
Книга Маккавеев I, 14:25-45.
1. За что народ готов был оказать доверие дому Хасмонеев?
2. Перечисли участников Великого собрания.
3. Прочитай еще раз 41 стих. Чем ты можешь объяснить замечание о времени Пророка?
Обрати внимание на то, как автор описывает жизнь евреев во времена правления Шимона.
[…] 4. И покоилась земля Иудейская во все дни Шимона; он старался о благе народа своего, и нравилась им власть и слава его во все дни.
5. И ко всей своей славе, он взял еще Яффо для пристани и открыл вход островам морским,
6. и распространил пределы народа своего, и овладел тою страною. […]
8. Иудеи спокойно возделывали землю свою, и земля давала произведения свои и дерева в полях - плод свой.
9. Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных, и юноши облекались в пышные и воинские одежды.
10. Городам доставлял он съестные припасы и делал их местами укрепленными, так что славное имя его произносилось до конца земли.
11. Он восстановил мир в стране, и радовался Израиль великою радостью.
12. И сидел каждый под виноградом своим и под смоковницею своею, и никто не страшил их.
13. И не осталось никого на земле, кто воевал бы против них, и цари смирились в те дни.
14. Он подкреплял всех бедных в народе своем, требовал исполнения закона и истреблял всякого беззаконника и злодея,
15. украсил святилище и умножил священную утварь.
16. Когда дошел слух до Рима и до Спарты, что Ионатан умер, они весьма опечалились.
17. Когда же услышали, что Шимон, брат его, сделался вместо него первосвященником и господствует над страною и находящимися в ней городами,
18. то написали к нему на медных досках, чтобы возобновить с ним дружбу и союз, заключенный ими с братьями его Иеѓудою и Ионатаном. […]
Книга Маккавеев I, 14:4-18.
1. Какими делами прославился Шимон как первосвященник и глава государства?
2. Какое значение для Иудеи имела дружба с Римом и Спартой?
3. Какие опасности могла таить в себе эта дружба?