|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
В маленьком городке Модиин, недалеко от Иерусалима, жил престарелый священник Матитьяѓ у из рода Хашмонаим (Хасмонеев). У него было пять сыновей: Иоханан, Шимон, Иеѓуда, Элеазар и Ионатан. Вся семья отличалась глубоким благочестием и любовью к родине. Однажды в Модиин прибыли сирийские чиновники, воздвигли языческий алтарь и стали принуждать жителей участвовать в языческом богослужении, согласно указу Антиоха IV. Некоторые подчинились требованиям чиновников, но основная часть населения решительно воспротивилась. Тогда сирийцы обратились к Матитьяѓу, как самому авторитетному лицу города, приглашая его принять участие в языческом богослужении. Матитьяѓ у гордо отвечал:
"Пускай все народы, находящиеся в подвластных царю областях, послушны ему, изменяя даже религии своих предков, - но я, мои сыновья и братья будем поступать согласно заветам наших предков. Мы не будем отступать от нашей веры ни вправо, ни влево!"
Когда же вслед за этими словами старика на городской площади выступил один еврей-изменник и приготовился принести жертву на языческом алтаре, Матитьяѓ у не смог сдержать своего негодования; он бросился на предателя и убил его. Затем он вместе со своими сыновьями и горсткой смельчаков напал на главного царского чиновника Апелеса и убил его, а языческий алтарь в Модиине разрушил. Так, в 167 г. до н. э. началось открытое неповиновение сирийским властям.
Матитьяѓ у обратился к евреям с призывом:
"Кто стоит за Бога и Его святое учение, пусть идет за мною!"
Первыми на этот призыв ответили хасидеи. Они совершали набеги из своих укрытий на отряды сирийцев, врывались в города и деревни, убивали там евреев-отступников, разрушали языческие храмы и жертвенники. Хасидеи собирали народ в синагогах и воодушевляли их чтением Торы и книг Пророков.
Вскоре Матитьяѓ у Хашмонай умер. Перед смертью он завещал сыновьям продолжать священную борьбу с врагами веры и родины.
Тогда из сыновей выдвинулся храбрый Иеѓуда, получивший прозвище Макаби (Маккавей). Одни связывают это слово с несокрушимой силой героя и переводят его с иврита как "молот". Другие считают, что оно сложилось из первых букв призыва Матитьяѓу ко всем евреям. Действительно, Иеѓуда отличался воинственным духом и горел желанием освободить Эрец Исраэль от иноземного господства. Он возглавил еврейских храбрецов и вступил в открытую борьбу с сирийцами. Сирийский наместник в Палестине Аполлоний двинулся из Шомрона (Самарии) с войсками, чтобы подавить восстание. Иеѓ уда пошел навстречу неприятелю и нанес ему сокрушительное поражение. Сам Аполлоний погиб в этом бою. Предание повествует о том, что его меч теперь постоянно был на поясе Иеѓ уды, как первый военный трофей храбреца. Еврейская рука разила врагов греческим оружием. Другой сирийский военачальник решил исправить ошибки Аполлония, но и он был разбит у Бейт Хорона. Вся Иудея поднялась на борьбу.
Известия о восстании в Иудее и о первых поражениях эллинистов привели Антиоха IV в ярость. Теперь он понимал, что ему противостоит серьезная сила. Он выбрал самых лучших полководцев, Никанора и Горгия, снарядил огромную армию, приказал разрушить мятежный Иерусалим, истребить или изгнать всех его жителей и населить страну другими народами. Сирийцы были так уверены в своей победе, что привели с собою богатых купцов, чтобы продать им в рабство евреев, захваченных в плен в ходе сражений.
Страх охватил население. Народ собирался в Мицпе, где в это время находился Иеѓ уда со своим войском. Здесь было устроено торжественное богослужение. Народ молил Бога о помощи, а Иеѓ уда воодушевлял солдат на великий подвиг. Он предложил всем сомневающимся и робким покинуть армию, при этом не обвиняя их в трусости. Всего у Иеѓ уды было около 6000 человек. Силы сирийцев значительно превосходили его армию. Никанор и Горгий решили разделить свою армию на две части, окружить иудейский отряд с двух сторон и уничтожить его. Об этом узнал Иеѓ уда и быстро двинулся навстречу неприятелю.
Евреи бросились на отряд Никанора и разгромили его при городе Эммаус в 165 г. до н. э. На помощь Никанору спешил Горгий. Увидев, что первая группа разбита, сирийцы не смогли оказать сопротивления и поспешно отступили, оставив евреям лагерь с большим количеством оружия и денег, припасенных для покупки рабов. Иудея ликовала.
Иеѓуда одержал одну из важнейших побед над армией Селевкидов. После этого войско Иеѓ уды стало быстро пополняться добровольцами.
Сирийцы были настолько напуганы победами Иеѓуды, что в обмен на мир они готовы были простить всех участников восстания и разрешить евреям свободно исповедовать свою религию. Но лидером государства сирийцы провозгласили ненавистного евреям первосвященника Менелая. Сирийские власти отказывались признать Иеѓ уду Макаби и не желали вступать с ним в переговоры. Иеѓуда решил довести борьбу до окончательной победы; используя военное превосходство, он направил все силы на освобождение Иерусалима. Город был освобожден в месяце Кислев, в 164 г. до н. э., вскоре после смерти Антиоха IV. Только в Акре продолжал оказывать сопротивление сирийский гарнизон и часть эллинистов. |
Направив часть войска на штурм Акры, Иеѓуда взялся за очищение Храма. 25 Кислева 163 г. до н. э. Храм был очищен и освящен. В память об этом событии евреи всего мира празднуют Хануку. С освобождением Иерусалима и возобновлением богослужений в Храме были достигнуты цели восстания в религиозной сфере. Но сирийские власти не могли примириться с потерей Иудеи.
В 163 г. до н. э. на сирийский престол вступил сын Антиоха IV Эпифана, Антиох V Эвпатор, но государством от его имени управляли многочисленные чиновники. Один из них, Лизий, готовился к новому походу на Иудею. Он отправился туда с юным царем во главе стотысячного войска. В лагере Лизия находилось 32 боевых слона.
Их появление изменило тактику ведения боя. Это были своеобразные "танковые бригады" древности. Шкуры слонов были покрыты броней. На спине возвышалась башня для стрелков-лучников, которые уничтожали противника в радиусе 200-300 метров. Слоны подминали под себя пеших, а конные солдаты не могли с ними справиться. Да и что можно было предпринять? Слоновую шкуру не проткнешь ни копьем, ни стрелой. Единственным уязвимым местом слона был живот.
Иеѓ уда вышел навстречу войскам противника, но после упорного сражения вынужден был отступить к Иерусалиму. В этом бою героически погиб брат Иеѓуды - Элеазар. Увидев роскошно украшенного слона, он решил, что его наездником является сам Антиох V. Храбрый воин бросился с копьем в гущу сражавшихся, приблизился к слону и поразил животное. Слон рухнул на юношу. Элеазар погиб, а царь остался жив, так как слоном управлял обычный воин. И все же подвиг Элеазара навсегда сохранился в памяти еврейского народа.
Лизий подступил к городу и осадил Храмовую гору, на которой закрепились Иеѓ уда и его сторонники. Складывалось впечатление, что судьба Иудеи предрешена. Однако борьба за престол Селевкидов, разгоревшаяся в Антиохии, заставила Лизия пойти на соглашение с повстанцами и вернуться в свою столицу.
В соответствии с заключенным соглашением, была подтверждена религиозная свобода евреев и повстанцы официально получили право на управление Храмом, который фактически уже находился в их руках. Евреи обязывались признавать верховную власть Сирии и срыть укрепления Храмовой горы. Менелай, находившийся все это время в лагере сирийцев, был лишен своего сана. Вскоре, по словам летописца, он впал в немилость при дворе и был казнен по приказу Антиоха V или Лизия.
Но уже через год власть в Антиохии снова поменялась. Деметрий, другой сын Антиоха IV, захватил престол. Он отказался признать победу евреев и послал новую армию, которая так стремительно приблизилась к Иерусалиму, что Маккавеи не успели хорошо подготовиться. У Иеѓ уды было всего 3000 воинов против двадцатитысячного отряда Деметрия. Многие предлагали отступить и собрать силы, но Иеѓуда рвался в бой:
"Если пришла нам пора умереть, то умрем мужественно за наших братьев, но не наложим пятна на нашу честь!"
Из всего отряда только 800 человек поддержали Иеѓуду. Горстка храбрецов приняла бой у Гадассы. Исход боя был предрешен. В этом бою, в 160 г. до н. э., погиб и сам Иеѓ уда.
Вопросы к главе
1. Опиши жизнь евреев во времена гонений Антиоха IV.
2. Как ты думаешь, почему призыв Матитьяѓ у встретил отклик у большинства евреев Эрец Исраэль?
3. Что завещал Матитьяѓ у своим сыновьям?
4. Какие версии происхождения имени Макаби тебе известны?
5. Подготовь рассказ о военных успехах Иеѓ уды Макаби.
6. Каких результатов добились восставшие под руководством Иеѓ уды?
7. Какое значение для восставших имело освобождение Иерусалима и очищение Храма?
Внимательно прочитай отрывок.
[…] "Я, дети мои, теперь собираюсь в путь, всем нам судьбой предначертанный. Оставляю вам свои убеждения и прошу вас не изменять им, но быть добрыми их охранителями. Помните о всегдашнем стремлении отца и воспитателя вашего спасти от гибели издревле установленные обычаи и поддерживать грозящее погибнуть древнее государственное устройство наше. Не входите в общение с теми, кто либо добровольно, либо по принуждению изменил ему, но являйте себя достойными меня сыновьями, которые, несмотря на господство всяческого насилия и принуждения, были бы в случае необходимости готовы даже умереть за свои законы. Помните при этом, что Господь Бог, видя вас такими, не забудет о вас, но, радуясь вашей стойкости, вернет вам все следуемое и возвратит вам свободу, пользуясь которой вы спокойно и без страха сможете жить по своим обычаям. Хоть тела наши смертны и бренны, однако они достигают бессмертия благодаря воспоминанию о наших деяниях. Я желал бы, чтобы вы прониклись этим сознанием, стремились бы к такой славе и, не задумываясь пожертвовать за это даже жизнью своею, искали бы осуществления величайших идеалов. На первом же плане увещеваю вас жить в согласии друг с другом и охотно признавать друг у друга имеющиеся у каждого из вас преимущества, чтобы каждый мог приносить другим пользу этими качествами. Признавайте брата своего Шимона за его выдающиеся умственные способности отцом своим и слушайтесь его советов; Иеѓуду Макаби же, за его храбрость и силу, сделайте начальником вашего войска; он отомстит за народ свой и отразит врагов. Привлекайте также к себе всех праведных и благочестивых и укрепляйте свое могущество". […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 6:3.
1. К чему призывает Матитьяѓ у своих сыновей?
2. Какие качества он приписывает Шимону и Иеѓ уде?
Обрати внимание на то, как воины готовились к решающему сражению.
[…] 42. Увидел Иеѓуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его.
43. И говорил каждый ближнему своему: восславим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню.
44. И собрался сонм, чтоб быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления.
45. Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Яакова, и не слышно стало свирели и цитры.
46. Итак они собирались и пошли в Мицпе напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Мицпе.
47. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои и разодрали одежды свои.
48. Раскрыли книгу закона, из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов,
49. и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали, исполнивших дни свои,
50. и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их?
51. Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и унижении.
52. И вот, собрались против нас язычники, чтоб истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас.
53. Как можем мы устоять пред лицом их, если Ты не поможешь нам?
54. И вострубили трубами и воскликнули громким голосом.
55. После сего Иеѓуда поставил вождей для народа - тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятоначальников и десятоначальников.
56. И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом.
57. Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Эммауса.
58. И сказал Иеѓуда; опояшьтесь, и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу.
59. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни.
60. А как будет воля на небе, так да сотворит! […]
Книга Маккавеев I, 3:42-60.
1. Что, по словам автора книги, заставило Иеѓ уду взяться за оружие?
2. На что рассчитывали евреи в борьбе с язычниками?
3. Как была организована армия Иеѓ уды Макаби?
Прочитай отрывок. Обрати внимание на значение Храма в военной политике Хасмонеев.
[…] 36. Иеѓуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище.
37. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.
38. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены.
39. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы,
40. и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу.
41. Тогда отрядил Иеѓуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище.
42. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона.
43. Они очистили святилище, и оскверненные камни вынесли в нечистое место.
44. Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним.
45. И пришла им добрая мысль разрушить его, чтоб он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его. И разрушили они жертвенник;
46. и камни сложили на горе Храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них;
47. взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему;
48. потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы;
49. устроили новую священную утварь и внесли в храм семисвечник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу;
50. и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники, и осветили храм;
51. и положили на трапезу хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли.
52. В двадцать пятый день девятого месяца - это месяц Кислев - сто сорок восьмого года [163 г. до н. э.] , встали весьма рано
53. и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.
54. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, пирами, гуслями и кимвалами.
55. И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо помогавшему им.
56. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
57. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери.
58. И была великая радость в народе и отвращено было поношение язычников.
59. И установил Иеѓуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Кислева. […]
Книга Маккавеев I, 4:36-59.
1. Какими словами автор книги передает трагедию оскверненного Храма?
2. Как автор книги передает отношение народа к очищению Храма?
3. С какими проблемами столкнулись воины Иеѓ уды во время очищения Храма?
Сравни данные этого отрывка с тем, что тебе уже известно о празднике.
[…] После стольких поражений, уже нанесенных полководцам царя Антиоха, Иеѓуда собрал своих людей и сообщил им, что после такого множества дарованных иудеям от Предвечного побед, следует вернуться в Иерусалим, подвергнуть Храм ритуальному очищению и принести установленные жертвы. Когда же он со своими воинами прибыл в Иерусалим, и нашел Храм пустым, ворота его сожженными и целые деревья, выросшие сами по себе в Храме вследствие его заброшенности, он и все люди его начали плакать; так они были потрясены видом Храма. Затем Иеѓуда выбрал нескольких воинов и приказал им изгнать гарнизон крепости, пока он сам займется очищением святилища. По тщательном очищении последнего он снабдил Храм новой утварью, светильником, столом и алтарем, сооруженным из золота, заготовил новые завесы на двери и навесил также новые створы дверей. Разрушив старый жертвенник, Иеѓуда воздвиг новый из различных камней, которых не коснулось железо.
И вот на двадцать пятое число месяца Кислева […] иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлеба предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения. […]
Иеѓуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней, причем не забыл ни одного рода удовольствий; богатые и блестящие жертвоприношения дали ему возможность обильно угостить народ, который песнями и псалмами прославлял Предвечного и увеселял самого себя. Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем праздника света, вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 9:6-7.
1. Чем объяснял Иеѓуда необходимость очищения Храма?
2. Как ты думаешь, почему у Иосифа Флавия ничего не сказано о ханукальном
чуде?