|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
Противники Онии III решили воспользоваться его отъездом в Сирию и попытались захватить власть. Язон отправился к Антиоху и предложил большие деньги за то, чтобы царь назначил его первосвященником в Иерусалиме. Антиох охотно исполнил его просьбу. Так в 174 г. до н. э. была нарушена традиция наследования поста первосвященника. К тому же теперь этот пост занял человек, стремившийся к укреплению позиций эллинизма.
Язон начал вводить новые порядки: изменил на греческий лад воспитание еврейского юношества и устроил в Иерусалиме "гимнасий", где молодые люди занимались не науками, а гимнастическими упражнениями и играми. Атмосфера гимнасия была пронизана культами языческих богов. Даже священники покидали службу в Храме и принимали участие в этих играх.
Но и это казалось эллинистам недостаточным. Они не доверяли Язону, ведь он относился к роду первосвященников, носителей еврейской традиции. Спустя три года эллинисты нашли замену Язону. На пост первосвященника претендовал Менелай, который даже не принадлежал к роду Цадока. Однажды Язон поручил Менелаю отвезти ежегодную дань Антиоху. Пользуясь случаем, Менелай лестью и хитростью приобрел расположение царя и выпросил у него для себя сан первосвященника. За это он обещал платить еще большую дань. Менелай забрал из Храма драгоценные сосуды и отвез их в Антиохию. Здесь его встретил бывший первосвященник Ония III и уличил в хищении храмовых сокровищ. Тогда Менелай совершил новое злодейство: он подослал к Онии одного своего приятеля - грека, который куда-то заманил старца и убил его. Ограбление Храма и убийство первосвященника восстановило против Менелая жителей Иерусалима.
На протяжении 170-168 гг. до н. э. с новой силой разгорелась борьба за обладание территорией Эрец Исраэль. Птолемеи начали войну против Антиоха IV. По другой версии, Антиох IV, зная о планах Птолемеев, не стал дожидаться нападения, а сам вторгся в подвластные им земли. Несмотря на то, что эллинисты открыли ворота Иерусалима, Антиох IV перебил жителей города и, награбив значительное количество денег, отправился в Египет. Его войска одержали победу над армией Птолемеев, но не сумели овладеть Александрией. После короткой передышки армия Антиоха IV вновь перешла египетскую границу, и существование монархии Птолемеев оказалось под угрозой. Только вмешательство Рима спасло независимость Египта. Антиох IV был взбешен, но ему пришлось принять ультиматум римского сената и покинуть завоеванные земли.
В 168 г. до н. э., во время второго похода Антиоха IV в Египет, в Иерусалиме распространился слух о смерти царя. В городе разгорелась борьба между эллинистами и хасидеями. На время Язон сумел вернуть себе пост первосвященника. Но слухи о смерти Антиоха оказались ложными.
Озлобленный неудачей военного похода и беспорядками в Иудее, Антиох IV принял решение идти в Иерусалим, вер-нуть власть Менелаю и восстановить порядок в городе. Жители Иерусалима оказали сопротивление, но силы были неравными. Антиох ворвался в город, разграбил Храм, убил несколько тысяч жителей, а многих отправил в другие земли, чтобы продать в рабство. В городе был размещен гарнизон солдат-язычников. Менелай снова был утвержден на своем посту. Действия Антиоха IV вызвали в Иудее возмущение и гнев. Большинство евреев предпочитали теперь Птолемеев Селевкидам, а Менелай и члены семьи Товия очутились в полной изоляции среди евреев.
Антиох IV полагал, что причины непокорности евреев таятся в их приверженности законам Торы и своему Богу. Поэтому он решил провести насильственную эллинизацию, которая сделала бы евреев похожими на греков.
Новым указом Антиох IV запретил выполнение законов Торы. Евреям запрещалось отмечать праздники, собираться в синагогах. Повсеместно уничтожались свитки Торы. Каждому еврею, который нарушал запрет, совершая обряд обрезания или соблюдая субботу, грозила смертная казнь. Власти заставляли евреев есть свинину, запрещенную Торой. Второй Храм был осквернен: его назвали святилищем олимпийского Зевса и установили в нем его статую. 25 Кислева 168 г. до н. э. началось богослужение перед этим идолом. Повсюду в Иудее устанавливались статуи греческих богов и алтари, на которых приносились в жертву нечистые животные.
Каждый месяц в день рождения царя народ заставляли принимать участие в жертвоприношении языческим богам. На праздник бога виноделия греки принуждали иудеев идти в процессиях с венками из плюща на головах. Все эти торжества, как правило, завершались казнью тех, кто, нарушая волю царя, свято придерживался своей веры. Хотя эллинисты получали высокие должности и щедрые награды, большая часть народа осталась верна своим законам. За веру люди готовы были пожертвовать своей жизнью. Хасидеи продолжали учить народ, воодушевляли и укрепляли евреев в вере.
Тогда Антиох IV распорядился о дополнительных карательных мерах. В Иудею были посланы войска под командованием Аполлония. Он застал евреев врасплох: притворился миротворцем, а затем напал на город в субботу и перебил множество жителей. Городские стены были повреждены. Для размещения сирийского гарнизона была построена крепость Акра. С тех пор Акра служила надежной опорой эллинистов во главе с Менелаем и чужеземцев, поселившихся в Эрец Исраэль. Иерусалим постепенно превращался в обычный элли-нистический город.
Больше полугода продолжались зверства сирийцев в Иудее. Казалось, что жестокие враги готовили еврейскому народу окончательную гибель. Когда бедствия народа достигли высшей степени, среди иудеев появились мужественные люди, которые решили вступить в открытую борьбу с врагом и освободить свою родину от рабства.
Вопросы к главе
1. Зачем Ония III отправился в Антиохию?
2. Как шел процесс эллинизации Иудеи при Птолемеях?
3. Почему эллинисты с недоверием относились к Язону?
4. Назначения Язона и Менелая на пост первосвященника были одинаково противозаконными. Какое из этих назначений кажется тебе более опасным?
5. Почему гонения Антиоха IV были направлены в первую очередь против выполнения законов Торы?
6. Кто из жителей Эрец Исраэль, на твой взгляд, поддержал указы Антиоха?
Сравни историю, описанную в этом отрывке с историей из следующего отрывка.
[…] 7. Но когда умер Селевк, и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Язон, брат Онии,
18. обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов.
19. Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей […].
10. Когда царь дал согласие, и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к эллинским нравам. […]
16. За то постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями;
17. ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. […]
Книга Маккавеев II, 4:7-17.
1. Как Язон добился поста первосвященника?
2. На что намекает автор книги в 16 и 17 стихах?
При чтении отрывка обрати внимание на дополнительные сведения, которых нет в тексте главы.
[…] 23. По прошествии трех лет Язон послал Менелая, […] чтоб он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах.
24. Он же, представившись царю и польстив его власти, [добился] себе священноначалия, надбавив триста талантов серебра против Язона.
25. Получив от царя приказания, он возвратился, не принесши с собою ничего достойного первосвященника, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя.
26. Так Язон, обманувший своего брата, сам был обманут другим, и как изгнанник удалился в страну Аммонитскую.
27. Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования,
28. ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваны царем [в Антиохию]. […]
30. В то время […]
31. […] царь поспешно отправился [из Антиохии], чтобы привести дела в порядок, оставив вместо себя Андроника, одного из почетных сановников.
32. Тогда Менелай, думая воспользоваться благоприятным случаем, похитил из храма некоторые золотые сосуды и подарил Андронику, а другие продал в Тире и окрестных городах.
33. Верно дознав о том, Ония изобличил его и удалился в безопасное место - Дафну, лежащую при Антиохии.
34. Посему Менелай, улучив наедине Андроника, просил его убить Онию; и он пришел к Онии и, коварно уверив его, дав руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища и тотчас убил, не устыдившись правды. […]
Книга Маккавеев II, 4:23-34.
1. Определи на основе 1 и 2 отрывков, какие преступления совершили Язон и Менелай.
2. Как автор книги относится к Язону и Менелаю? Приведи подтверждения из текста.
3. К какой партии, по-твоему, относился Ония? Аргументируй свое предположение.
Мы уже говорили о том, что книги Маккавев не являются надежными источниками. Попытайся отделить в этом отрывке исторические факты от художественного вымысла автора.
[…] 20. После поражения Египта Антиох […] пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением;
21. вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его,
22. и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал.
23. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал.
24. И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью.
25. Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его.
26. Стенали начальники и старейшины, изнемогали девы и юноши, и изменилась красота женская.
27. Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби.
28. Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Яакова облекся стыдом. […]
Книга Маккавеев I, 1:20-28.
1. Как автор книги передает свое отношение к трагедии народа?
При чтении отрывка обрати внимание на то, какие цели провозгласил царь и какой ценой он добивался их достижения.
[…] 41. Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом,
42. и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.
43. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.
44. Царь послал через вестника грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для всей земли,
45. и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияния в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками,
46. и оскверняли святилище и святых,
47. чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиное мясо и скотов нечистых,
48. и оставляли сыновей своих необрезанными и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью,
49. для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления.
50. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.
51. Согласно этому писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе.
52. И собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон, - и совершили зло в земле;
53. и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его.
54. В пятнадцатый день Кислева, в 145 году [168 г. до н.э.], устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг поставили жертвенники,
55. и перед дверьми домов и на улицах совершали курения,
56. и книги закона, какие находили, разрывали и сжигали огнем;
57. у кого находили книги завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти.
58. С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города.
59. И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвенники, который был над алтарем,
60. они по данному повелению убивали жен, обрезавших детей своих,
61. […] Дома их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
62. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого,
63. и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святого завета, - и умирали.
64. И был весьма великий гнев над Израилем. […]
Книга Маккавеев 1, 1:41-64.
1. Какую участь готовил Антиох всему еврейскому народу?
2. Чья позиция, хасидеев или эллинистов, тебе ближе?
3. Узнай у учителя традиции историю Ханы и ее сыновей.