|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
Второй Храм оставался в центре религиозной и общественной жизни евреев Иерусалима и Иудеи и был постоянным источником вдохновения для евреев диаспоры. Благодаря ему Иерусалим оставался городом, на котором наречено имя Бога (Даниил, 9:19). В "Послании Аристея" сказано, что Храм затмил собой все остальные части города. Полибий писал, что евреи - это народ, живущий вокруг Храма, который называется Иерусалим.
Главным человеком в Храме был первосвященник. Другие священнослужители помогали ему в проведении богослужений, в решении административных и финансовых вопросов. В Храме находилось различное имущество, включая деньги, золотые и серебряные предметы. В неурожайные годы именно на храмовые деньги покупались продукты для голодающих.
В отличие от многих храмов античного мира, Иерусалимский Храм не владел собственными землями, налоги с которых могли бы обогатить его казну. Богатство Храма создавалось всем народом Израиля. Тора не предписывает сбора специальных налогов на содержание Храма. Каждый еврей отдавал маасер (десятую часть своих доходов) левитам, единственной работой которых была служба в Храме.
Часто Храм получал пожертвования от богатых граждан. Евреи диаспоры также
жертвовали деньги на Храм. Известно о больших пожертвованиях еврейских общин
Вавилона и Египта. Иностранные правители Иудеи продолжили традицию поддержки
Храма на протяжении всей эллинистической эпохи. Мы познакомились с таким примером
в грамоте Антиоха III, который выделил особую денежную сумму для покрытия
расходов Храма.
Богатые люди, вдовы и сироты хранили в нем свои сбережения: благодаря своей
святости Храм являлся самым надежным местом. В этом Иерусалимский Храм напоминает
многие другие храмы античного мира, которые считались неприкосновенными даже
для царей. Нарушение неприкосновенности, тем более нанесение ущерба храмам,
считалось в античные времена одним из наиболее серьезных преступлений. Поэтому
цари и их наместники обычно старались воздерживаться от этого.
Со времен Нехемии Храм получил еще один источник доходов: теперь каждый житель Иудеи обязан был платить треть шекеля (позже - половину) в год для покрытия расходов Храма. Так обеспечивалось существование Храма и пропитание людей, которые постоянно в нем работали и не могли зарабатывать себе на жизнь другим способом.
Во главе еврейской общины Иудеи в эллинистическую эпоху находились первосвященник и герусия (совет старейшин). Пост первосвященника занимали потомки Аѓ арона, который был первосвященником после исхода из Египта.
Первосвященники занимали свой пост пожизненно. Должность первосвященника
была наследственной: она переходила от отца к старшему сыну. Первосвященник
являлся не только религиозным, но и политическим лидером еврейского народа.
В его ведении находилось управление работой Храма, надзор за проведением богослужений
и забота о городе в целом, в том числе о его водоснабжении и состоянии его
укреплений. Первосвященник являлся председателем герусии и представлял интересы
народа перед царскими властями. Он отвечал и за сбор налогов, которые предназначались
для царской казны Птолемеев или, позже, Селевкидов. Как глава еврейского народа,
первосвященник пользовался признанием у евреев и иноверцев.
Под руководством первосвященника действовал Совет старейшин - герусия (греч.)
Герусия эллинистического периода являлась продолжением органа "знатнейших
и начальствующих" персидской эпохи, о которых говорится в Книгах Ездры
и Нехемии. Членами герусии являлись священнослужители и "главы семейств"
(старейшины) Иудеи.
Одной из функций герусии было поддержание связей с властями. Эллинистические цари видели в герусии основной орган, представляющий интересы народа Иудеи. Антиох III подчеркивал в своей грамоте о правах Иерусалима роль герусии, члены которой оказали ему торжественный прием. Он также освободил их от уплаты налогов.
Другим институтом власти в Иерусалиме было народное собрание. Оно созывалось
по инициативе руководителей города, когда требовалось решить особенно важные
дела. В тексте Торы мы находим первые указания на необходимость всенародного
участия в решающих событиях истории: Всевышний собрал весь народ Израиля у
горы Синай, чтобы дать свои законы. Моше и Аѓ арон часто обращаются именно
к народному собранию. Первые цари Иудеи должны были получить согласие народа
на свое воцарение. Из письменных источников мы узнаем о народном собрании
в персидскую эпоху, во времена Ездры и Нехемии. Известно, например, что народное
собрание передало право представительства от первосвященника Онии II Иосифу,
сыну Товии. Это право позволило Иосифу вести переговоры с Птолемеями.
Собрание созывалось во дворах Храма, однако нам ничего не известно о практиковавшихся
там способах принятия решений.
Вопросы к главе
1. Из чего формировались богатства Храма?
2. Для каких нужд использовались эти богатства?
3. Помнишь ли ты историю строительства Первого и Второго Храма?
4. Какое место занимал Храм в еврейских праздниках?
5. Подготовь рассказ об основных органах управления Иудеи во времена Птолемеев
и Селевкидов.
6. Какая часть еврейского общества поддерживала связи с эллинистическим миром?
Чем это было вызвано?
Обрати внимание на то, что особенно удивляет Гекатея в Храме.
[…] У иудеев есть множество крепостей и селений по всей стране, и только
один укрепленный город, […] в котором живут около 120 000 человек, называют
его Гиеросолимами.
Там, почти в центре города, есть каменная обводная стена […] с двумя воротами.
Внутри - четырехугольный жертвенник, сложенный из необтесанных грубых камней
[…]. Рядом с ним большое здание, где стоят жертвенник и светильник; и тот
и другой из золота, весом в два таланта.
Огонь жертвенника и светильника не гаснет ни днем, ни ночью. Там нет статуй
и вообще приношений, совсем нет никаких растений, например, священных рощ
или чего-то подобного. Днем и ночью там находятся священники, совершая очистительные
обряды и никогда не прикасаясь в храме к вину […]
Иосиф Флавий
Против Апиона, I, 197-199.
1. Почему убранство Храма и поведение священников так удивили Гекатея?
Сравни описание Храма у Аристея с описанием в предыдущем отрывке.
[…] В городе выстроен замечательный Храм и три [высокие] стены […], толщиной
и длиной подходящие размерам здания Храма. Все эти сооружения выглядят чрезвычайно
красивыми и величественными.
Можно видеть, что, начиная с ворот и кончая косяками дверей, не жалели денег
на их постройку.
А занавесь в Храме двигалась при дуновении ветра в ее складках от нижнего
ее конца и до верхнего. Столь приятно было это зрелище, что нелегко было оторвать
взгляд от него.
И здание жертвенника под стать этому месту и жертвам, которые пожирает там
огонь, и паломникам, приходящим туда. Под стать красоте этого места и священнослужители,
которые закутаны с ног до головы в одежды из виссона. […]
Послание Аристея, 84-87.
1. Какими словами автор описывает свое восхищение увиденным?
Во время чтения отрывка определи, как относится автор к описываемым событиям.
[…] Нет работы, которая бы превосходила работу священнослужителей по красоте,
скорости и безмолвию. Все они работают с большим усердием и желанием, и каждый
стремится выполнить все свои обязанности. Трудятся они без перерыва: один
над деревьями, другой над маслом, третий над мукой, четвертый над благовониями.
[…]
И царит там полная тишина, будто нет там ни единой души, хотя и около семисот
человек служат там и приносят огромное число жертв, однако дело свое они делают
с почтением, достойным великого Бога.
Огромное удивление охватило нас при виде […] [первосвященника] за работой,
роскоши его одеяния, красоты платья, которое он носил, и бывших на нем драгоценных
камней. Золотые колокольчики, висевшие вокруг его плаща, издавали особые в
своем роде звуки, а на каждом из них - великолепные гранаты различных цветов,
а вокруг них - цветы.
И был он перепоясан поясом, красивым и великолепным, сотканным из тканей самых
прекрасных цветов. На груди носил он эфод, а в нем двенадцать различных камней
в золотой оправе, на которых написаны были имена всех глав колен, и каждый
из них сверкает своим особым цветом, и вид их не описать словами.
А голова его увенчана особым головным убором, а на нем - невиданный тюрбан,
на котором, на уровне бровей, золотой царский венец. На венце этом святые
буквы имени всемогущего Господа.
И, действительно, он достоин всего этого в своей работе. Вид всего этого внушает
людям страх и почтение, и кажется [человеку], что попал он в другой мир. Уверен
я, что всякого человека, который приблизился к описанной мной картине, охватывает
неописуемые изумление и восторг пред святостью всего этого. […]
Послание Аристея, 92-99.
1. Чем удивил автора внешний вид первосвященника?
2. Как описана работа священников в Храме?
Обрати внимание на художественные образы, к которым прибегает автор, описывая великолепие первосвященника.
[…] 5. Как величественен он был среди народа, при выходе из завесы Храма!
6. Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях;
7. как солнце, сияющее над Храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая на величественных
облаках;
8. как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь Ливана
в летние дни;
9. как огонь с ладаном в кадильнице,
10. как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями;
11. как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис.
12. Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное
украшение, то при восхождении к святому жертвеннику освещал блеском окружность
святилища.
13. Также, когда он принимал жертвенные части из рук священников, стоя у огня
жертвенника,
14. вокруг него был венец братьев, как отрасли кедра на Ливане, и они окружали
его как финиковые ветви,
15. и все сыны Аѓарона, в славе своей, и приношение Господу в руках их пред
всем собранием Израиля.
16. В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю,
17. он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее винограда кровь и
выливал ее к подножию жертвенника для благоухания Богу.
18. Тогда сыны Аѓароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий
голос в напоминание перед Всевышним.
19. Тогда весь народ вместе спешил падать лицом на землю, чтобы поклониться
Господу своему, Богу;
20. а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в просторном Храме раздавалось
сладостное пение. […]
Бен Сира, 50:5-20.
1. Какие образы использует автор при описании первосвященника и его окружения?