|
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАучебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ" |
=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление
Когда умер Птолемей IV, сирийский царь Антиох III Великий из рода Селевкидов, снова задумал отнять Иудею у Египта. На этот раз ему удалось достичь цели. Евреи, раздраженные жестоким правлением Птолемея IV, поддержали действия сирийского царя: они доставляли продовольствие сирийским войскам, прогнали египетский гарнизон из Иерусалима и облегчили Антиоху завоевание страны.
После продолжительной войны Иудея перешла под власть Селевкидов и стала провинцией сирийского государства в 201 г. до н. э. В результате этого евреи Вавилонии оказались с евреями Эрец Исраэль в границах одной империи, что упрощало их связи друг с другом.
Судя по законам Антиоха III, которые сохранил для нас Иосиф Флавий, новый правитель хорошо относился к евреям. Он позволил им управляться по собственным законам под руководством первосвященника и Санѓедрина. Часть законов касалась особого статуса Иерусалима и Храма. Начался ремонт стен Иерусалима, пострадавших в ходе последней войны. Из государственной казны ежегодно выделялись средства на нужды Храма Были уменьшены размеры податей с Иудеи. Но под властью Селевкидов евреи оказались перед новой опасностью.
Одной из целей восточного похода Александра была эллинизация покоренных стран. Полководец полагал, что, познакомившись с достижениями греческой цивилизации, народы откажутся от своих традиций и станут во всем подражать греческим завоевателям. Процесс эллинизации в Иудее начался при Птолемеях. Но тогда он шел медленно и незаметно. В Эрец Исраэль прибывали греки из различных районов метрополии, селились и основывали свои собственные города. Они обычно располагались вдоль берега Средиземного моря, в Идумее и Восточном Заиорданье. Это были Акко (Птолемаида), Дар (Дор), Яффо, Ашкелон, Газа, Гадера, Филадельфия.
При Селевкидах влияние греческой религии и культуры на еврейское общество заметно усилилось. Для ведения переговоров с царской администрацией и командирами армии следовало в совершенстве знать греческий язык. Познакомившись с достижениями эллинского мира еврейская знать все больше стремилась быть похожей на своих греческих властителей. Из самых знатных жителей Иерусалима постепенно формировалась эллинизированная элита.
Простые жители Эрец Исраэль также втягивались в процесс эллинизации. Они знакомились с греческой культурой в приморских городах, в соседних странах. Многие евреи, проживавшие за пределами Иудеи, находились в смешанной среде. Они восприняли греческую культуру, забыли родной язык, но продолжали поддерживать тесные связи со своими соплеменниками в Иудее и оказывали на них значительное влияние. Так сформировалась часть населения, которых часто называли евреями-эллинистами.
Против эллинизации выступали хасидеи (благочестивые). Хасидеи были пламенными ревнителями еврейской веры и строго исполняли законы Торы. Они не позволяли себе никакого общения с язычниками и запрещали светское образование. Часто хасидеи впадали в крайность, отвергая даже лучшие достижения греческой культуры.
Во главе хасидеев стоял первосвященник Ония III, а его родной брат Иеѓ ошуа стоял во главе эллинистов. Иеѓ ошуа даже свое имя изменил на греческий лад и стал называться Язоном. Он задумал отобрать сан первосвященника у своего брата и ввести в Иудее новые, греческие порядки. В начале 170-х гг. до н. э. эллинисты стали господствующей силой в Иерусалиме.
Селевкиды, правившие Иудеей, переживали трудные времена. В войне с Римом Антиох III потерпел поражение. По условиям мирного договора, который был подписан в 188 г. до н. э., Селевкиды не только утратили важные территории в Малой Азии, но и обязались выплатить Риму контрибуцию в 15 000 талантов серебра. Испытывая большую нехватку денег, Антиох III попытался ограбить языческий храм, но жители города убили царя и его спутников.
Во главе сирийской монархии встал Селевк IV, который правил со 187 по 175 год до н. э. Финансовое положение страны оставалось очень тяжелым. Именно в это время царю донесли о несметных богатствах, которые хранились в Храме Иерусалима. Он немедленно отправил своего главного ми-нистра Гелиодора выяснить, так ли это, и конфисковать имущество Храма. Напрасно первосвященник Ония III убеждал Гелиодора в том, что денег в Храме мало и собраны они вдовами и сиротами. Гелиодор отвечал, что должен выполнить царский приказ. Но что-то помешало ему. Народная молва гласит, что Гелиодор, переступив порог Храма, увидел высокого всадника на коне, сопровождаемого двумя юношами чудной красоты. Конь ударил Гелиодора копытами, а юноши хлестали его бичами. Еле живой от испуга, вышел Гелиодор из Храма и вскоре удалился в Сирию. Назревал конфликт. Чтобы уладить его, Ония отправился в Антиохию. Там он узнал о смерти Селевка. На престол взошел Антиох IV.
Вопросы к главе
1. Какие изменения произошли в Иудее после ее вхождения в состав государства
Селевкидов?
2. Попробуй кратко объяснить, что такое "эллинизация".
3. Опиши позицию эллинистов и хасидеев.
4. Как правители Селевкии относились к сокровищам языческих храмов?
5. К следующему уроку узнай у учителя традиции о празднике Ханука.
При чтении этого отрывка обрати внимание, на что, в первую очередь, Антиох III выделил средства.
[…] Лишь только я вступил в страну иудеев, последние приняли нас дружественно,
при вступлении нашем в их город оказали нам блестящий прием, выйдя к нам навстречу
со всеми старейшинами, в изобилии доставили нам припасов для солдат и для
слонов и помогли нам изгнать египетский гарнизон из крепости.
Поэтому и мы решили воздать им за это, восстановить их сильно пострадавший
от беспрерывных войн город и дать возможность множеству рассеянных повсюду
евреев вернуться в него и вновь поселиться здесь.
Ввиду этого мы для начала решили дать им за их благочестие все необходимое
для жертвоприношений, именно жертвенных животных, вина, масла и курения, всего
на сумму двадцати тысяч драхм, шесть священных артаб [1 артаба - примерно
40 литров], для пшеничной муки, сообразно их обычаю, одну тысячу четыреста
шестьдесят мер [1 мера - примерно 60 литров] пшеницы и триста семьдесят пять
мер соли. Я желаю, чтобы все это по точному моему приказу было выдано им,
равно как повелеваю закончить дело постройки Храма, портиков вокруг последнего
и всего, что бы потребовалось еще построить. Потерянный для этого строительный
материал пусть будет доставлен из пределов самой Иудеи, от других народов
и из Ливана, и притом без взимания какой бы то ни было пошлины. То же самое
касается и всего прочего, что могло бы способствовать украшению Храма. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 3:4.
1. Как ты считаешь, почему работе Храма и восстановлению Иерусалима Антиох III уделил особое внимание?
Подумай, на какую часть населения Иудеи не распространяются законы, о которых рассказывается в отрывке.
[…] Пусть все, принадлежащие иудейскому народу, управляются по собственным
своим законам; пусть совет старейшин, священнослужители, ученые при Храме
и певчие будут освобождены от подушной, казенной и всякой другой подати. А
для того, чтобы город успел скорее отстроиться, я освобождаю настоящих его
жителей, равно как всех тех, кто вздумал поселиться в нем [в ближайшее время],
от всех повинностей в течение трех лет. Равным образом и впредь мы освобождаем
их от третьей части всех налогов, пока жители не оправятся от понесенных ими
убытков. Всех же лиц, которые были уведены из этого города в рабство, мы этим
указом отпускаем вместе с их потомством на свободу, повелевая вместе с тем
вернуть им их имущество. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 3:4.
1. Какие цели преследовал Антиох III, идя на уступки жителям Иерусалима?
Назови причины, по которым Антиоху III пришлось подробно описывать правила посещения Храма и Иерусалима.
[…] Ни одному иноземцу не позволено вступать в то отделение святилища, которое
закрыто и для иудеев, исключая тех из последних, которые посвящены на это
и которым это разрешается местными законами. [...]
Никто не смеет ввозить в город мясо лошадиное или свинину, или диких или домашних
ослов, кошек, лисиц, зайцев и вообще всех запрещенных иудеям животных. Воспрещается
ввозить в город шкуры таких животных и держать их в городе; лишь издревле
употреблявшиеся для жертвоприношения животные, которые необходимы при богослужении,
могут находиться в пределах города. Всякий же нарушивший какое-нибудь из этих
постановлений, подвергается штрафу в три тысячи драхм серебром в пользу священнослужителей.
[…]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 3:4.
1. Можно ли на основе этого документа судить об отношении Антиоха к Иудее?
2. Чем ты можешь объяснить такое отношение?
Прочитай отрывок и ответь на вопросы после него.
[…] Пришел один эллин к мудрецу и спросил его:
- Что лучше, создание Бога или создание человека? - представляя себе, что
мудрец, как человек религиозный, обязательно ответит, что создание Бога лучше.
- Я знаю, о чем ты спрашиваешь, - ответил мудрец, - ты говоришь о заповеди
обрезания: если человек создан Богом таким, как он создан, зачем его портить?
Зачем что-то прибавлять или отнимать? Но я тебя тоже спрошу - что ты предпочитаешь
есть: зерна пшеницы или выпеченный хлеб? Человек добавляет качественно новые
элементы к уже существующему мирозданию в соответствии со своей целенаправленностью.
[…]
Вавилонский Талмуд
Трактат Незикин, 50
При чтении отрывка обрати внимание на поведение Гелиодора.
[…] 2. Бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными
дарами,
3. так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные
для жертвенного служения. […]
8. Гелиодор тотчас отправился в путь, под предлогом обозрения городов Келе-Сирии
и Финикии, а на самом деле для того, чтобы исполнить волю царя.
9. Прибыв же в Иерусалим и [будучи] дружелюбно принят первосвященником города,
он сообщил ему о сделанном указании и объявил за чем пришел, притом спрашивал:
действительно ли все это так?
10. Хотя первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество
вдов и сирот,
11. и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого,
12. обижать же положившихся на святость места, на уважение и неприкосновенность
Храма, чтимого во всей вселенной, никак не следует.
13. Но Гелиодор, имея царский приказ, решительно говорил, что это должно быть
взято в царское казнохранилище.
14. Назначив день, он вошел, чтобы сделать осмотр этого, и произошло немалое
волнение в городе.
15. Священники в священных одеждах, повергшись пред жертвенником, взывали
на небо, чтобы Тот, Который дал закон о вверяемом святилищу имуществе, в целости
сохранил его вверившим.
16. Кто смотрел на лицо первосвященника, испытывал душевное потрясение; ибо
взгляд его и изменившийся цвет лица обличал в нем душевное смущение.
17. Его объял ужас и дрожание тела, из чего явна была смотревшим скорбь его
сердца.
18. Иные семьями выбегали из домов на всенародное моление, ибо предстояло
священному месту испытать поругание;
19. женщины, опоясавши грудь вретищами, толпами ходили по улицам; уединенные
девы иные бежали к воротам, другие - на стены, а иные смотрели из окон,
20. все же, простирая к небу руки, молились.
21. Трогательно было, как народ толпами бросался ниц, а сильно смущенный первосвященник
стоял в ожидании.
22. Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим.
23. А Гелиодор исполнял предположенное.
24. Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов
и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним,
бывши поражены страхом силы Божьей, пришли в изнеможение и ужас,
25. ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом:
быстро несясь, он поразил Гелиодора передними копытами, а сидевший на нем,
казалось, имел золотое всеоружие.
26. Явились ему еще и другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом,
благолепно одетые, которые, ставши с той и с другой стороны, непрерывно бичевали
его, налагая ему многие раны.
27. Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли
его и положили на носилки.
28. Того, который с большою свитой и телохранителями только что вошел в означенную
сокровищницу, вынесли как беспомощного, ясно познавши всемогущество Бога.
[…]
Книга Маккавеев II, 3:8-28
1. Чем ты можешь объяснить действия Гелиодора?
2. Насколько поведение Гелиодора соответствовало законам Антиоха III в отношении
Иудеи?
3. Как евреи реагировали на действия Гелиодора?
4. Как автор относится к описываемым событиям?
5. Отметь художественные приемы, которые использует автор при описании событий.