ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

учебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ"


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление


Глава 1
Еврейский народ под властью греков

Завоевание Эрец Исраэль Александром Македонским

Двести лет продолжалось господство Персии в Иудее и во всей Передней Азии. Наконец, могущественное персидское государство, основанное Киром, распалось, и власть в Азии перешла к грекам. В 332 г. до н. э. Александр Македонский одержал победу над персами и подчинил себе страны, в числе которых были Сирия и Иудея.

До сих пор историки спорят о том, как происходило это завоевание. Историк Иосиф Флавий сообщает, что во время осады Тира Александр послал в Иерусалим письмо, в котором предложил евреям перейти под его власть. Евреи оказались в затруднительном положении: с одной стороны, подчинение Александру гарантировало им защиту от нашествий других завоевателей. Многие выступали за немедленное подчинение новой власти. С другой стороны, в случае поражения Александра персы могли жестоко наказать предателей. Кто мог поручиться, что победит именно Александр? После долгих споров евреи отказались подчиниться греческому завоевателю, объясняя это нежеланием нарушить присягу на верность персидскому царю.
После захвата Тира и Газы, как утверждает Иосиф Флавий, Александр поспешил в Иерусалим, чтобы наказать непокорный город. Пост первосвященника в то время занимал Шимон ѓ а-Цадик, "один из последних мужей Великого Собрания". Перед угрозой вторжения греков он совершенно растерялся от страха за свой народ, зная, что Александр очень разгневан. Все понимали, что сопротивление грозному завоевателю будет напрасным. Тогда первосвященник поручил народу молиться и надеяться только на помощь Всевышнего. Были принесены специальные жертвы, чтобы Бог защитил евреев от надвигающейся опасности. По преданию, когда первосвященник прилег отдохнуть, Бог явился ему во сне и повелел ничего не бояться, открыть и украсить ворота города, всем облачиться в белые одежды, а самому первосвященнику с праздничной процессией выйти навстречу царю.

Предание также повествует о том, что, поднимаясь на гору Цофим (Скопус), Александр издали заметил людей в белых одеждах. Среди них выделялся первосвященник. На нем была золотом затканная риза гиацинтового цвета. На голове его была чалма с золотой дощечкой, на которой было выгравировано имя Всевышнего.
Александр выступил вперед, преклонил колени перед первосвященником и первый приветствовал жителей Иерусалима. Затем, согласно преданию, Александр в сопровождении первосвященника въехал в Иерусалим и посетил Храм, где принес жертву Богу Израиля. Многие из окружения Александра были удивлены таким поведением полководца, ведь обычно покоренные народы склоняли свои головы перед ним, а не наоборот. Особенно расстраивались те, кто собирался поживиться в богатом городе, награбить золота, захватить дома и рабов.


Иудея в составе державы Александра Македонского

 
ИУДЕЯ В СОСТАВЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Присоединив Иудею к своим владениям, Александр оставил ее жителям внутреннюю свободу: он позволил им исповедовать свою религию и управляться по своим законам, как было при персидском господстве. По тогдашнему обычаю, все подвластные Александру народы помещали его статуи в своих храмах, но евреи не могли себе этого позволить. Сохранилось предание, что взамен этого они дали всем мальчикам, родившимся в течение этого года, имя Александр. Царь остался доволен и даровал евреям новые льготы. Он освободил жителей Иудеи от земельных податей в субботние годы, когда поля не обрабатывались; юношей, служивших в его войсках, он освобождал от работ по субботам.

 


Большинство исследователей считают, что рассказы о посещении Иерусалима Александром и его благосклонном отношении к евреям являются всего лишь легендами, созданными самими евреями. Отсутствуют археологические находки, подтверждающие факт прибытия армии Александра в Иерусалим. Все известные нам письменные источники, за исключением Талмуда и трудов Иосифа Флавия, также умалчивают об этом. Возможно, Флавий записал это предание лишь для того, чтобы еще больше возвеличить Иерусалим, связав его с известным греческим полководцем. Известно, что и другие народы традиционно приписывали Александру Македонскому, просвещенному полководцу, положительное отношение к ним.
Однако полностью отрицать правдоподобие этой истории мы не можем. Дальнейшие события показывают, что и в составе новых империй евреи пользовались многими привилегиями, связанными с особенностями их религии.


Еврейская община Александрии Египетской

Завоевав Египет, Александр Македонский основал на берегу Средиземного моря знаменитый торговый город Александрию Египетскую и населил его греками и евреями. Многие жители Иудеи добровольно переселялись в Александрию и пользовались там всеми гражданскими правами наравне с греками.
При следующих правителях Египта, Птолемеях, началась массовая иммиграция евреев в Александрию. Первые цари этой династии активно привлекали переселенцев, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей. Птолемеи охотно нанимали евреев на государственную и военную службу.
В Александрии евреи имели свое общинное самоуправление. Во главе общины стоял этнарх (глава народа), который "управлял народом, творил суд, заботился об исполнении обязательств и предписаний как начальник независимого города".
В городе находилась великолепная синагога. Она была так велика, что во время богослужения голос ведущего молитву не был слышен во всех ее концах. Чтобы молящиеся знали, когда отвечать "Амен", в знак этого посреди синагоги каждый раз поднималось высокое знамя.


Вопросы к главе
1. Что тебе известно о жизни Иудеи под властью персов?
2. Что тебе известно о восточном походе Александра Македонского?
3. Почему требование Александра подчиниться новой власти вызвало споры в еврейском обществе?
4. Подумай, как евреи могли выйти из создавшегося положения. Какое решение кажется тебе наиболее безопасным?
5. Почему приход Александра в Иерусалим мы не можем назвать достоверным историческим фактом?
6. Какое место занимает Египет в истории еврейского народа?
7. Узнай из курса Всеобщей истории о судьбе державы Александра Македонского.

Исторические источники

Описание Эрец Исраэль у римского историка
Корнелия Тацита

При чтении отрывка обрати внимание на смешение исторических и мифических образов. Используй карту на стр. 9.

[…] Страна их [евреев] простирается на восток до границ Аравии, на юг - до Египта, на запад - до земель, где живут финикийцы и до моря, на север от нее широко раскинулась Сирия. Люди здесь крепки телом и выносливы в труде. Дожди редки, плодоносная земля родит то же, что у нас, а сверх того произрастают там пальмы и бальзамовое дерево. Пальмы высоки и прекрасны, бальзамовое дерево невзрачно на вид. Когда какая-нибудь ветка его вздуется, ее нельзя вырезать железом, ибо древесные жилы цепенеют от страха; взрезать их можно лишь острым камнем или черепком; из них вытекает жидкость, и ею врачи лечат больных. Самая высокая гора - Ливан; дивно сказать: снег лежит на ней густым плотным слоем, даже когда царит страшная жара; тут начинается река Иордан, Ливан питает ее своими снегами. Иордан не вливается в море, а проходит нетронутым через одно озеро, через другое и лишь в третьем остается навсегда. Озеро, в которое впадает Иордан, огромно, почти как море, вода же его неприятнее на вкус, чем морская; из озера поднимаются тяжелые пары, что несут людям, живущим по берегам, чуму. Ветер не волнует гладь озера, рыбы не живут в нем, и плавающие птицы не приближаются к нему; воды неподвижны, словно покрыты твердой коркой, на них держится любой предмет, ни опытный пловец, ни новичок, едва умеющий плавать, не тонут в озере. В определенное время года озеро извергает из глубин своих смолу; люди ее вылавливают, наученные в этом деле, как и в других полезных ремеслах, опытом.
Неподалеку от тех мест расстилаются равнины, которые, как говорят, были некогда плодородны и покрыты многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем. Рассказывают, что остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы навеки обуглилась и не может плодоносить. […]
Корнелий Тацит
История, кн. 5, гл. 6-7.

1. Что больше всего в природе Эрец Исраэль поразило римского историка?
2. Как ты думаешь, посещал ли Тацит Эрец Исраэль? Докажи свое предположение.
3. О каких разрушенных городах рассказывает Тацит?


Ответ Александра Пармениону

При чтении отрывка выдели главную причину "странного" поведения Александра.

"[…] Я поклонился не человеку этому, но тому Богу, в качестве первосвященника которого он занимает столь почетную должность. Этого [старца] мне уже раз привелось видеть в таком убранстве во сне […], и, когда я обдумывал про себя, как овладеть мне Азией, именно он посоветовал мне не медлить, […]. При этом он обещал мне лично быть руководителем моего похода и предоставить мне власть над персами. С тех пор мне никогда не приходилось видеть никого в таком облачении. Ныне же, увидав этого человека, я вспомнил свое ночное видение и связанное с ним предвещание и потому уверен, что я по Божьему велению предпринял свой поход, что сумею победить Дария и сокрушить могущество персов и что все мои предприятия увенчаются успехом. […]"
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 11, 8:5.

1. Насколько убедительными кажутся тебе объяснения Александра?
2. Может ли этот отрывок служить доказательством исторической достоверности описываемого сюжета?


Александр Македонский в Храме

При чтении этого отрывка обрати внимание на отношение Александра к покоренному народу и его религии.

[…] Сказав это Пармениону и взяв первосвященника за правую руку, царь в сопутствии священников пошел к городу. Тут он вошёл в Храм, принес, по указанию первосвященника, жертву Предвечному и оказал при этом первосвященнику и прочим евреям полное почтение. Когда же ему была показана книга Даниила, где сказано, что один из греков сокрушит власть персов, Александр был вполне уверен, что это предсказание касается его самого. В великой радости отпустил он народ по домам, а на следующий день вновь собрал его и предложил требовать каких угодно даров. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 11, 8:5.
1. Что в поведении Александра кажется тебе удивительным? Почему?


Положение Иудеи в составе империи Александра Македонского

При чтении отрывка обрати внимание на льготы, которые Александр Македонский предоставил покоренной Иудее.

[…] Когда же первосвященник спросил разрешения сохранить им старые свои законы и освобождения на седьмой год от платежа податей, царь охотно согласился на это. Равным образом в ответ на просьбу разрешить также вавилонским […] евреям пользоваться прежними законами он охотно обещал им исполнить все их просьбы. Когда же затем он сам обратился к народу с предложением принять в ряды своих войск всех, кто того захочет, причем им будет предоставлено право не изменять своих древних обычаев, но жить, не нарушая оных, многим очень понравилось это, и они согласились участвовать в его походах. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 11, 8:5.

1. Почему первосвященник просил освободить страну от сбора налогов в седьмой год? Что тебе известно о шмите?
2. Как ты думаешь, о каких обычаях еврейского народа говорится в конце этого отрывка?



=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление

Hosted by uCoz