следующая
глава
Часть тринадцатая: Календарь.
глава 292.
Ташлих.
Книги библейских пророков редко служат
источником еврейского права. Но практика Ташлиха (на
иврите — «бросать») восходит к стиху пророка Михи
«И ты (Б-г) бросишь их грехи в глубины моря» (7:19).
На основе этих слов пророка и возник в средние века
обычай в первый день Рош-Гашана идти к реке и символически
бросать свои грехи в воду. Во многих общинах евреи
выворачивают и вытрясают карманы, очищая их от грехов
(если первый день Рош-Гашана — суббота, то церемония
откладывается на второй день). Если поблизости нет
реки,' то Ташлих совершается над любым водоемом.
В 1973 г. я встретил Рош-Гашана в еврейской общине
Токио. Евреи совершали Ташлих. Раби Марвин Токаер
рассказал, как несколько лет назад он повел их к водохранилищу.
Евреи отрясли карманы над водой и произнесли соответствующие
слова. Внезапно появились полицейские, которых вызвала
японка, заметившая, как группа хорошо одетых европейских
мужчин что-то бросала в систему водоснабжения Токио.
«Что вы бросали в воду?» — спросил полицейский.
«Ничего». — «Вы хотите сказать, что она лжет? Мы должны
выяснить, что вы туда бросали, и очистить воду!»
Раби объяснил, что они бросали в воду свои грехи.
Полицейский заглянул в словарь, но, поскольку в японском
языке нет точного аналога слову «грех», ничего не
нашел.
Раби с трудом сумел объяснить офицеру, что ничего
материального в воду не попало, и евреев отпустили.
В последние годы по причинам, не связанным с самой
этой церемонией, Ташлих стал социально значимой мицвой.
Люди каждый год приходят к одному и тому же водоему
и встречаются здесь с друзьями и знакомыми, которых
не видели с предыдущего Ташлиха. Отчасти и поэтому
(хотя сама церемония весьма торжественна) Ташлих стал
практиковаться все шире.
следующая
глава