ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР"р. И.Телушкин |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон (см.) и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев. Например, они понимали стих книги Шмот (35:3) как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темноте. Возникающее мрачное настроение еще более усиливалось запретом выходить из дома в субботу куда-либо, помимо синагоги.
Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15 — 16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой день, чем это делают остальные евреи, и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут.
Широко практикуемые еврейские обычаи (такие, как возложение «тфилин» или запрет одновременного употребления мяса и молока) отвергаются, поскольку в Торе о них специально не сказано, а Устный Закон — не аргумент для караимов. Даже когда взгляды евреев и караимов совпадают — как, например, на право несчастливой семейной пары на развод, — возникают проблемы. Слова и формулировки караимских декретов о разводе отличаются от тех, которые приняты у всех евреев, поэтому мудрецы постановили считать все караимские разводы недействительными.
По преданию, секта караимов возникла в результате
политической борьбы внутри багдадской еврейской общины.
Еврейский экзиларх (см. гл. 88) был бездетным, но
имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх
умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать
ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его
личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха
Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе,
вскоре был брошен в тюрьму и осужден на смерть. Друг
подсказал ему, что единственный способ спастись —
это убедить халифа, что он является не противником
иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его
казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал
совету, так возникла секта караимов.
Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы
считают ее клеветой и претендуют на то, что придерживаются
истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание
лишь извратили иудаизм.
И действительно, не исключено, что караимы возникли
из остатков ранних еврейских сект (таких, как саддукеи),
со времен Второго Храма подвергавших сомнению Устную
Тору.
В первые века своего существования караимы успешно привлекали сторонников. В X в. Саадья-гаон отдал немало сил борьбе с их интерпретациями Торы и еврейского права. Если он и не преуспел в деле убеждения самих караимов, то, во всяком случае, остановил своими трудами волну перехода евреев в караимское движение. Со времен Са-адьи численность общины караимов никогда не увеличивалась, но и не исчезла до сих пор — немало для секты, которой уже двенадцать веков.
В разное время центр движения караимов помещался
в Стране Израиля, Испании, Византии, Египте. В позднем
средневековье крупные караимские общины возникли в
Литве и Крыму. В России XIX в. караимы были официально
признаны особой конфессией, на них не распространялось
дискриминационное антисемитское законодательство.
Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя,
когда Германия вторглась в Советский Союз. Один из
самых странных эпизодов Катастрофы — обращение нацистов
к трем еврейским ученым (Зелигу Калмано-вичу, Меиру
Балабану и Ицхаку Шипперу) с вопросом, считаются ли
караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов,
все трое ученых солгали, заявив о нееврейском происхождении
караимов.
Недавно еврейский ученый Даниэль Ласкер выдвинул смелую
гипотезу. Почему караимы так и не стали массовым течением?
Ведь и христианство, и реформистский иудаизм тоже
отвергают устную традицию, но обрели куда больше сторонников,
чем караимы. «Очевидная причина привлекательности
(христианства и реформистского иудаизма), — полагает
Ласкер, — в их отказе от еврейского закона как средства
спасения. Если бы Анан также поощрял освобождение
от талмудического права, не заменяя его своим собственным,
еще более строгим кодексом, он мог бы привлечь к себе
гораздо больше сторонников». Позже сами караимские
учителя пошли на изменение некоторых, наиболее строгих
предписаний, но к тому времени, заключает Ласкер,
«судьба соревнования была уже решена».
Сегодня насчитывается около десяти тысяч караимов, большинство из них живет в Израиле. Руководят ими их собственные раввины (см. «Фарисеи и саддукеи» и «Устный Закон»).
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |