|
По материалам пособия «Архив гетто».
Центр «Масуа». Израиль
Вскоре после прихода немцев в Варшаву было создано еврейское подполье, в центре которого находились политические партии и организации. Подполью недоставало опытных лидеров, покинувших оккупированный город и страну, однако сразу же после оккупации группы, состоявшие из членов молодежных движений и полити-ческих партий, начали объединяться и составлять планы действий. С течением времени наметились определенные направления этих действий. Прежде всего, прилагались немалые усилия по оказанию помощи наиболее нуждающимся. Уже на раннем этапе среди членов партий возник спор относительно того, должны ли организации ограничиться материальной помощью нуждающимся, отказавшись от политической деятельности. Понятно, что политическая деятельность в ее обычном понимании в тех условиях была невозможна, но на тайных встречах, проходивших на народных кухнях, велись открытые споры и обсуждения, анализировались политические позиции.
Мэри Берг. «Варшавское гетто». Организации молодежи.
Лидеры подпольных движений также встречаются в кафе «Гиршфельд». Тот факт, что кафе это является местом развра-та и коррупции в гетто, служит прекрасным камуфляжем для тайных встреч нелегальных бойцов. Несмотря на запрет и угрозу смертной казни, нелегальные действия осуществляются как на «арийской» стороне, так и в самом гетто.
Гетто постоянно полнилось самыми невероятными слухами. В начале 1940 г. несколько раз волнами разносилась весь о том, что Советский Союз предъявил Германии ультиматум, что сражения идут уже недалеко от Варшавы, что в войну против Гитлера вступила Италия. Весной и летом 1940 г. утверждали, что отступление англо-французов - ловушка, весьма искусный маневр, гибельный для немцев. 16 мая 1941 г. около полудня по гетто с молниеносной быстротой разнесся слух о смерти Геринга. С каждой минутой новость обрастала все более фантастическими, причудливыми подробностями. Уже говорили, что Геринг бежал и получил смертельное ранение после партсъезда, на котором якобы выявились острые разногласия в гитлеровской верхушке. Многие «замечали», что немцы выглядят подавленными, кто-то слышал разговоры о перемирии на фронтах. Люди вздохнули свободнее, уже устраивались импровизированные банкеты, некото-рые даже собрались покинуть гетто, уверенные, что теперь никто не осмелится их задержать. Горькое отрезвление, впрочем, не помешало через несколько дней возродиться надеждам — теперь в связи с полетом Гесса в Англию. Снова в гетто заговорили о разногласиях в верхах третьего рейха, об убийстве Геринга и т.п.
Много раз праздновали варшавские евреи смерть Гитлера. Пого-ловное убеждение, что власть фашистских безумцев не может быть длительной, порождало стремление как-то «пережить» гитлеровцев, не более.
В этой ситуации необходимо было начать выпуск тайных публикаций и упорные попытки завязать связи с политическими организациями зарубежья. Население получало достоверные сведения о том, что происходило на международной политической арене и на военных фронтах. В подпольных изданиях публиковались материалы по многим идейным и политическим вопросам, обсуждались различные позиции и мнения, что способствовало не только осведомленности жителей, но и пониманию ими происходящего. Вести о начале советско-германской войны ободрили жителей гетто. В скорой победе советского оружия не сомневались, немецким сводкам с фронта не верили. Популярны стали русские песни, их исполняли уличные музыканты. Бурное ликование вызвало осенью 1941 г. известие о взятии Красной Армией Ростова. По этому слу-чаю вспомнили, что «Рош-Тов» по-древнееврейски означает «доброе начало».
Поначалу немцы не проявляли интереса к подполью; еврейские агенты немцев в гетто также молчали; таким образом, до весны 1942 года подполье осуществляло довольно обширную деятельность, которая не повлекла за собой карательных мер со стороны немцев.
В подполье гетто действовали, в сущности, все политические партии, существовавшие на политической арене еврейской общины до войны. Особенно выделялись среди них члены «Бунда» и «Поалей Цион смоль», которые в довоенный период поддерживали между собой тесные отношения не только на основе общей политической и общественной деятельности. Эти связи помогли обеим партиям проявить стойкость в условиях подполья. Важную роль в жизни Варшавского гетто сыграло начинание, возникшее хотя и не по прямой инициативе политических организаций, однако базировавшееся на работе общественных деятелей и на помощи подпольных органов. Это был архив «Онег Шабат».
Важную роль в деятельности подполья, в особенности на более поздних этапах - после массовой депортации, во время приготовлений к восстанию и в дни восстания, сыграли еврейские молодежные организации и их лидеры. Сионистские молодежные организации, в том числе организации халуцев, являлись движущей силой среди молодежных организаций. Во время войны и существования гетто постепенно совершилась перемена в деятельности молодежных организаций и в той роли, которую они играли в жизни общины. Движения молодежи проявили способность к адаптации в тяжелых условиях и значительную активность в своих действиях. В гетто собралась группа лидеров молодежных движений, среди которых были Мордехай Анилевич, Ицхак Цукерман, Цивья Любеткин, Иосиф Каплан, Исраэль Геллер и другие. Благодаря развитому общественному чутью и своему авторитету в общине, эти люди от роли руководителей молодежных группировок перешли к роли подпольных лидеров общины.
Молодежные движения действовали не только в масштабе Варшавского гетто. Группа лидеров, образовавшаяся в Варшаве, направляла деятельность молодежных ячеек и филиалов во всех прочих гетто и в населенных пунктах оккупированной фашистами страны.
Такая деятельность стала возможна благодаря организации подпольной сети связных. Связные, скрывавшие свои настоящие имена, в особенности девушки, осуществляли связь между разными гетто, оторванными друг от друга. До этапа, на котором началось исполнение «окончательного решения» о массовом уничтожении евреев, не было принципиальной разницы между партиями и моло-дежными движениями в подполье. Молодежь была более активна, проявляла большую отвагу в осуществлении различных операций, но в сущности не представ-ляла собой альтернативы политическому подполью или Юденрату; она подчинялась руководству партий, которые считались наиболее авторитетным органом в подполье.
Все подполье сходилось на том, что следует употребить все силы на поддержание физического существования жителей гетто. Молодежные движения также придер-живались этого мнения, считая, однако, что недостаточно поддерживать лишь стремление выжить, - молодежь подчеркивала важность аспекта духовности и высокого уровня самосознания в условиях гетто и считала заботу о духовном уровне молодежи своей задачей.
С началом массового уничтожения евреев и поступлением сведений о массовом убийстве в Понарах и в других местах жители гетто ясно поняли, что немцы приступили к глобальному уничтожению еврейского народа и что нет иного выхода, кроме сопротивления и борьбы, даже если этот путь не принесет спасения. В марте 1942 года было проведено собрание глав общины в Варшаве, на котором Ицхак Цукерман, выступивший от имени молодежных движений, пытался убедить присутствовавших в том, что необходимо создать одну общую организацию самозащиты. Предложение это было отвергнуто. Часть присутствовавших отказались поверить в мрачную картину того, что их ожидает, которую обрисовали молодые люди, а лидеры «Бунда» заявили, что они не могут признать отдельную еврейскую организацию по самозащите и что они выступают за борьбу, основой которой является классовое единство поляков и евреев. После этого собрания был создан «антифашистский блок», инициаторами которого были коммунисты. В него входили евреи, придерживавшиеся левых взглядов. Этот блок, созданный в марте-апреле 1942 года, включал в себя военный орган из 500 человек. План ухода в лес не был приведен в исполнение: требуемое оружие не было получено. Незадолго до намеченного срока ухода в лес, в мае 1942 года, произошел срыв: коммунисты - лидеры «блока» были арестованы, и он прекратил свое существование.