|
По материалам пособия «Архив гетто».
Центр «Масуа». Израиль
Среди не соблюдавшихся запретов был запрет о собраниях больше десяти человек - даже в частных домах. Некоторое время действовал однозначный запрет на совершение общей молитвы.
Мэри Берг. «Варшавское гетто».
Строжайше запрещено выпускать газеты вне нацистской цен-зуры, петь национальные песни, проводить религиозные за-нятия в школах, ходить по аллеям, ездить по железной дороге, иметь радиоприемники, патефоны и телефоны, - короче говоря, нам запрещено жить! И все-таки мы живем, живем наперекор нацистам, живем в ожидании того дня, когда власть поработителей будет свергнута.
Несмотря на это запрещение, евреи собирались в будние дни в частных домах для совершения молитвы, а в праздники молитву возносили огромные массы людей. Весной 1941 года запрещение молитвы было отменено, и синагоги открылись вновь. В Варшавском гетто запрещена была также учеба в школах. Глава юденрата Черняков обращался к немецким властям с просьбой разрешить открытие школ. В 1941 году было дано разрешение открыть учебный год в нескольких классах начальных школ. Этот единственный «нормальный» учебный год, прошедший в Варшавском гетто, начался в октябре 1941 года. В конце учебного года в гетто занимались 6.700 учеников в девятнадцати школах, принадлежавших различным направлениям в области образования, которые действовали в еврейской общине Варшавы до войны. Главная воспитательная работа совершалась подпольно. В гетто в частных домах тайно действовали десятки, а может быть, и сотни классов различного уровня. В период запрещения работы обычных школ в гетто юденрату были разрешены занятия в профессиональных школах сети «ОРТ».
Действовали различные курсы по искусству, архитектуре и графике, которые работали под видом обычных профессиональных курсов. К культурной сфере жизни можно отнести мероприятия, осуществлявшиеся по инициативе подпольных организаций. Например, «Икар» (Идише Культур Организацие), тайная организация, созданная в гетто, поставила своей целью укрепление культуры на идиш. В ней состояли активисты Иммануэль Рингельблюм и Менахем Линдер. Организация проводила литературные вечера и симпозиумы в честь юбилеев известных еврейских писателей. В другой организации, под названием «Ткума», также действовавшей подпольно, собирались любители языка иврит и творчества на иврите. В гетто тайно работали библиотеки, выдававшие запрещенные для чтения книги. В репертуар симфонического оркестра, состоявшего из 80 музыкантов, входили многие произведения великих немецких композиторов. Затем поступило распоряжение не исполнять произведения нееврейских композиторов. В гетто продолжали свое творчество известные писатели и поэты, такие, как Ицхак Каценельсон, Исраэль Штерн, Шая Перла, Гилель Цейтлин, Перец Опучанский и Кальман Лис. Выступали также театральные труппы, в которые входили евреи, бывшие прежде известными актерами польской сцены, такие, как Михаэль Зенич, и те, кто приобрел известность, выступая в еврейском театре, например Зигмунд Турков и Диана Блюменфельд. Спектакли, которые ставились в гетто, лишь частично строились на серьезном драматургическом репертуаре: посетителями зрительных залов в гетто были, в основном, нувориши, разбогатевшие в условиях гетто и требовавшие дешевых развлечений.
Мэри Берг. «Варшавское гетто»
20 апреля 1941 года В репертуар театра «Фомина» входят оперетты и даже спектакли на актуальные темы. В последнее время шел спектакль «Барон Кимель», а также программа, состоявшая главным образом из куплетов и отрывков, остро высмеивавших и безжалостно критиковавших Юденрат - еврейское прави-тельство в гетто и его «министров». Несмотря на то что эта критика и насмешка, направленная против кое-кого из чиновников Комитета общины, была заслуженной, все же нередко я чувствовала, что труппа весьма преувеличивает и ведет себя нечестно, в особенности когда критика касалась Совета общины и ее президента, Чернякова.