Введение
История нацистской Германии неотделима от нацистского мировоззрения. Холокост вытекал из нацистской идеологии, ясно выраженной в книге Адольфа Гитлера «Майн кампф». Гитлер и его партия никогда не скрывали ни своего принципиально расистского взгляда на человечество, ни своего отвращения к демократическому обществу и его ценностям. Для нацистов не было ничего выше расы. Человеческая личность не имела никакой ценности, служила всего лишь винтиком в машине расистского государства. Эта идеология стала насаждаться сразу после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 г.
Расистские идеи пустили глубокие корни в сознании многих европейцев задолго до прихода нацистов к власти. Еще в XVII веке европейские философы рассуждали о расовой неоднородности человечества. В 1854 г. французский дипломат Артур де Гобино опубликовал нашумевшую книгу о «неравенстве человеческих рас», где утверждал, что так назывваемая арийская раса выше всех остальных. Однако, предупреждал он, ей угрожает смешение с менее «породистыми» неарийцами. В те времена, когда европейский национализм и империализм начинали играть все более заметную роль во внутренней и внешней политике, такие идеи оказались весьма кстати.
Вдохновленные теорией естественного отбора Чарльза Дарвина, которую нередко сводили к «выживанию наиболее приспособленных», западные теоретики стали применять эти биологические идеи к человеческому об-ществу. Так называемый социальный дарвинизм утверж-дал, что «сильные» имеют право руководить «слабыми» и даже покорять их. Еще один «мыслитель», англичанин немецкого происхождения Х.С. Чемберлен, опубликовал в 1899 г. свои представления о том, что «арийская раса» во главе с германцами призвана спасти христианско-европейскую цивилизацию от врага — «иудаизма».
Евреи жили в Европе с древних времен. Хотя Иисуса убили римляне, церковь еще в раннее средневековье возложила на евреев вину за его смерть и осудила их за нежелание принять Иисуса как Мессию. Эти обвинения делали положение евреев все более тяжелым. В течение нескольких веков время от времени случались вспышки преследований и массовые расправы (погромы) над евреями. После Французской революции 1789 г., провозгласившей идеи демократии, положение евреев стало улучшаться. Так называемая еврейская эмансипация в XIX веке во многом сделала их равноправными гражданами европейского общества. Но в конце XIX века как бы в ответ на эмансипацию Европу захлестнула новая волна антисемитизма. Ненависть к евреям стала не только религиозной, но и политической. В периоды духовной, экономической и политической нестабильности антисемиты обвиняли евреев в несоразмерно большом влиянии на общество. Против евреев выдвигались обвинения в тайных планах «мирового господства».
Наука того времени все больше попадала под влияние идей социального дарвинизма, наиболее полно выразившихся в так называемой «евгенике», или «расовой гигиене». Создатели этой теории утверждали,что обществу угрожают неполноценные гены «слабых». Чтобы сохранить и улучшить «здоровье» народа, необходимо помешать «слабым генам» распространяться. Под влиянием идей «евгеники» в первой половине XX века сотни тысяч людей (в основном женщин) в Европе и США были подвергнуты стерилизации. Первая мировая война продемонстрировала миру, что индустриально развитые страны способны на планомерное уничтожение людей в массовом масштабе. Многие из первых членов нацистской партии были ветеранами вой-ны и испытали эту катастрофу на себе. Поражение Германии, в котором обвинили меньшинство населения страны — немецких евреев, вызывало жажду реванша. Нацисты утверждали, что спасение и возрождение Германии возможно лишь на основе принципов «расовой биологии», «евгеники» и антисемитизма, используемых в политике. Своей целью они объявляли построение «расово чистого», однородного общества, в котором признаются «естественные» различия между людьми. Одним из воплощений такого подхода стали так называемые Нюрнбергские законы 1935 г., направленные на отделение евреев, а впоследствии и цыган от остального общества. Полными гражданскими правами могли пользоваться только «лица немецкой или родственной им крови». Юристы, которые готовили эти законы, считали, что «учениям о всеобщем равенстве - национал-социализм противопоставляет трудное, но необходимое осознание основополагающих различий между народами...».
Все это создавало необходимые идеологические предпосылки для Холокоста, психологически и технически облегчало задачи нацистов. Преследования и геноцид в Европе в период с 1933 по 1945 годы стали результатом гитлеровского правления и нацистской идеологии.