М. М. Альтман ОТРИЦАНИЕ ХОЛОКОСТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ |
Раздел 1. Что такое отрицание Холокоста?
Отрицание Холокоста некоторые западные социологи называют одной из форм расизма, а политологи обоснованно считают это направление важным элементом современной антисемитской пропаганды.Почему же отрицателям так важно "развенчать" Холокост, объявив его "мифом"?
Истоки массового уничтожения евреев Европы - в идеологии нацизма и ее расистских корнях. Для ее защитников важно "отмыть", "очистить" нацизм от этих преступлений. Ведь именно Холокост сфокусировал в себе все ужасы фашизма, все самое отвратительное, недостойное и пагубное, что отразилось в его политике, идеологии и практике.
Вполне понятно, что именно последователи нацистской идеологии всеми возможными и невозможными способами пытались и пытаются отрицать или преуменьшить масштабы этой трагедии. Они называют себя "ревизионистами". Однако, в современной западной историографии Холокоста их справедливо обозначают термином "отрицатели", подчеркивая ненаучную основу таких утверждений.
Первые публикации, подвергающие сомнению массовое уничтожение евреев нацистами, появились в конце 40-х годов. Они не являлись специальными исследованиями по данной проблеме. Процесс становления взглядов отрицателей происходил постепенно. Вначале их тезисы не были слишком категоричны и касались, преимущественно, количества уничтоженных гитлеровцами евреев.
Одним из первых отрицателей в Европе был французский историк Поль Рассинье ( бывший социалист и анархист; в годы войны - узник Бухенвальда ). В своих работах он выразил сомнения в количестве жертв Холокоста и в том, что немцы специально убивали евреев. Рассинье предпринял попытку оправдать нацистов, высказав тезис, что в гибели евреев виновны... они сами - в лице "капо". Данный аргумент на многие годы вошел в общую схему взглядов отрицателей. Отдельная работа Рассинье была посвящена отрицанию показаний очевидцев трагедии, в которой он поставил цель выявить как можно больше противоречий в рассказах выживших, чтобы подвергнуть сомнению достоверность их сведений.("Драма европейских евреев", 1964 г.)
Рассинье стал весьма удачной фигурой для пропагандистов отрицания Холокоста. Его книги до сих пор популярны среди сторонников этого движения в других странах.(5).
В конце 50-х годов профессор английского языка Остин Дж. Эпп повторяет тезисы Рассинье о значительном преувеличении числа жертв - евреев и об отсутствии у нацистов специального плана их уничтожения. Не был оригинален Эпп и в своем оправдании целесообразности нацистского "переселения" евреев.
В 60-70-е годы, когда на Западе появляются многочисленные исследования, воспоминания, художественные произведения, фильмы по теме, значительно активизируется деятельность сторонников отрицания Холокоста. Появляется специальная "ревизионистская" литература, а вместе с ней и идеологическая основа отрицания. Одним из основателей этой идеологии в Америке считается Элмер Гарри Барнс. Его книга, вышедшая в 1966 году, называлась "Ревизионизм - ключ к миру".(6)
С середины 70-х годов в концепции отрицания Холокоста появляется новый тезис: опровержение использования газовых камер для уничтожения евреев. Одним из первых подобное мнение высказал американский профессор, преподаватель электротехники, Артур Батц. Впоследствии, утверждение о применении газовых камер только для дезинфекции, а не как средства массового убийства, станет основополагающим для всех отрицателей. В своей книге ("Мистификация ХХ века", 1977 г.). Батц обвиняет сионистов в придумывании Холокоста и отвергает доказательность всех без исключения свидетельств чудом выживших евреев. (7)
В конце 70-х начинается содержательно новый этап в отрицании Холокоста. В 1979 году в США был создан Институт пересмотра истории, основной целью которого была переоценка итогов Второй мировой войны, реабилитация Гитлера и его идеологии. С 1981г. его возглавил известный антисемит Виллис Карто.
Издание этим Институтом собственного исторического журнала помогло не только объединить отрицателей в единое движение, но и придать их деятельности форму псевдонаучности. Редактором журнала стал специалист по современной истории Европы Марк Вебер. Степень магистра не мешает Веберу крайне негативно относиться к евреям, считая их "традиционными врагами", представляющими угрозу Америке и мировой культуре.(8) Его оценки, касающиеся истории евреев, в том числе и Холокоста, отличаются явной тенденциозностью. Биография Вебера отмечена и его связями с неонацистской организацией ("Национальный союз") В.Пирса, в которой он был издателем их печатного органа. Данные приоритеты редактора журнала не могли не повлиять на его редакционную политику.
Став международным центром современного "ревизионизма", Институт организовывал ежегодные конференции, на которые съезжались представители неонацистских и откровенно расистских ( Ку-клус-клан и т.п. ) организаций со всего мира.
Активная деятельность Института по пропаганде отрицания Холокоста способствовала расширению круга его сторонников в разных странах. На рубеже 70-80-х годов эта тема заняла ведущее место в исследованиях и публикациях "ревизионистского" толка по сравнению со всеми другими темами истории Второй мировой войны.
В 80-е годы идеология отрицания Холокоста активно распространяется в Канаде. Некоторые из представителей этого движения стали известны в результате судебных процессов над ними. Один из них - Эрнст Цюндель*, одержимый идеей "освободить немецкий народ от чувства вины за Холокост", член неонацистской группы. Суд над ним состоялся в 1983 году после выхода книги " Неужели шесть миллионов действительно умерли? "; в которой он уменьшил цифру уничтоженных евреев до 300 тысяч и обвинил Израиль в придумывании Холокоста. Первоначально он был приговорен к 15 месяцам тюрьмы, а через 5 лет состоялся повторный судебный процесс, вынесший более лояльное решение - 9 месяцев тюремного заключения.
В ходе этого процесса общественность узнала о Фреде Лейхтере, который по заданию Цюнделя представил на суде так называемый "Отчет о газовых камерах" . Отрицатели очень расчитывали, что этот документ положит "конец мифу о газовых камерах".Однако, судья отверг методологию Лейхтера как "большую спекуляцию". При попытке суда установить степень компетентности Лейхтера в математике, физике, химии оказалось, что он имеет самые поверхностные знания в этих областях. У него также не оказалось диплома инженера. В результате, судья отказал Лейхтеру в разрешении
*В английской транскрипции Зандель, хотя в ряде изданий его фамилию переводят как Зюндель или Зундель
свидетельствовать о воздействии циклона "В" на людей, так как Лейхтер не был ни токсикологом, ни химиком и никогда не работал с газом.(9)
Сведения из "Отчета Лейхтера", несмотря на их непризнание судом, продолжают цитироваться во всех ревизионистских изданиях.
Более десяти лет школьный учитель Джеймс Кигстра пропагандировал "ревизионистские" взгляды на Холокост своим ученикам. В 1985 году его судили за нарушение канадского законодательства, запрещающего распространение ненависти. В 1992 Кигстра был вторично осужден по той же статье.
Получив отпор профессиональных историков и проиграв ряд судебных процессов , отрицатели нацелились на студенческую молодежь и университетские газеты. Специальная организация ("Комитет открытых дебатов по вопросам Холокоста") с 1988 года целенаправленно занималась пропагандой своих взглядов среди студенчества. В рамках этой программы ветеран отрицания Холокоста в США Брэдли Смит подготовил трактат, который был опубликован в 15 университетских газетах. Однако 30 университетов сочли этот документ порочной пропагандой.
В Европе наиболее популярными среди отрицателей стали английский писатель и историк Дэвид Ирвинг и бывший профессор французской литературы в Лионском университете Роберт Фориссон.
Д.Ирвинг называет себя "умеренным фашистом" и в своих книгах старается преуменьшить преступления Гитлера и всячески оправдать его перед историей. Одним из первых он выдвинул тезис о том, что Гитлер не знал о политике геноцида евреев, а вину за их убийства возложил на его ближайших соратников ("Война Гитлера",1977г.).(10)
Пользуясь своей популярностью, Ирвинг играет роль публичного пропагандиста идеологии отрицания Холокоста. Он позволяет себе провокационные заявления, расистские и антисемитские высказывания, эпатажное поведение и другие действия, оскорбляющие честь и достоинство не только евреев, но и всех граждан. Именно этот аспект его лекций и выступлений, преимущественно перед молодежной аудиторией, несет в себе опасность девальвации демократических и нравственных основ современного общества. Достаточно активны его действия по распространению и пропаганде "Отчета Лейхтера". В 1989 году Ирвинг не только впервые опубликовал этот отчет в Великобритании, но и отправил его членам парламента.
Фориссон, один из активнейших сторонников "исторического ревизионизма", сосредоточил свое внимание на опровержении существования газовых камер и применении Циклона - "В" в Oсвенциме.
В 1979 г. он становится членом издательского консультативного совета Института по пересмотру истории и постоянным автором издаваемого институтом журнала. В 1988 году Фориссон публично продемонстрировал свои взгляды, выступив на суде (как и Ирвинг) в защиту канадского неонациста Цюнделя.
В 90-е годы отрицание Холокоста набирает новую силу, расширяя сферу воздействия и географию своих последователей. В этот период стали издаваться новые ревизионистские журналы в США, Германии и Франции ("Запрещенное обозрение", издатель В.Карто; "Исторические факты", издатель У.Валенди; "Историческое ревизионистское обозрение" - запрещено после выхода шести номеров).
В настоящее время не только на страницах прессы, но и в Интернете имеется общедоступная информация, подготовленная отрицателями Холокоста - представителями разных стран. Для многих эти сведения являются первыми, наиболее доступными и часто единственными, относящимися к проблеме Холокоста. Причем сайтов у так называемых "ревизионистов" намного больше, чем у их противников.
Скандальную популярность благодаря Интернету и судебным процессам приобрели Р.Харвуд, Ю.Граф, Г.Ферстер, Д.Ирвинг и др.
Швейцарского учителя Юргена Графа его соратники называют "ведущим ревизионистом Холокоста" последнего десятилетия. Одна из самых распространенных книг Графа, в том числе и в России, - "Великая ложь XX века" (первое русское издание называлось "Миф о Холокосте"), ставшая настольной книгой российских националистов.(11) В 1993 году, после выхода книги " Холокост на испытательном стенде ", Ю. Граф был уволен с должности преподавателя латыни и французского языка в средней школе. В настоящее время он считает себя борцом за свободу слова в условиях "диктатуры" и "чистейшего сталинизма", охватившего Швейцарию. Граф умело использует как возможности Интернета ( имея свой собственный сайт ), так и трибуны судов для пропаганды идей национал - социализма и ксенофобии.
Западное общество, реально оценивая опасность отрицания Холокоста, старалось противодействовать его распространению. На протяжении 70-90-х годов прошло несколько судебных процессов в разных странах. Многие сторонники отрицания Холокоста были осуждены на разные сроки тюремного заключения или отстранены от преподавательской деятельности.
Итак, отрицание Холокоста начиналось с общих демагогических заявлений и сомнений отдельных представителей научной и околонаучной среды. Но уже тогда их объединяло стремление пересмотреть исторические факты в пользу гитлеровской Германии и главных идеологов нацизма. Постепенно отрицатели в Европе, США, Канаде и др. выработали целую систему своих претензий к истории Второй Мировой войны и конкретным фактам в истории Холокоста.
Особенно популярным являяется антиизраильский и антисионистский подтекст их нападок. Начиная с заявлений о "ложности" и "нереальности" Холокоста, объявляя его результатом "сионистской пропаганды", не забывая периодически сомневаться в статистике жертв, отрицатели постепенно от простого отрицания и неприятия этого явления перешли к открытой фальсификации его истории и истории Второй Мировой войны в целом.
В конце 70-х годов уже отчетливо проявились идеологические приоритеты так называемого "исторического ревизионизма" - это неонацизм, расизм и антисемитизм. В последние годы отрицатели сосредоточились на том, чтобы всеми им доступными средствами опровергать убийство евреев в газовых камерах. Их усилия основаны на поиске и придумывании всякого рода технических несоответствий в конструкциях и пропускной способности газовых камер, на откровенных спекуляциях по поводу уничтоженных нацистами секретных документов, на предвзятости к свидетельствам евреев, переживших Холокост и т.д.
Один из основных методов отрицателей состоит в том, что материал подается как сенсация, и это действует на неподготовленных читателей. Их лексика проста и доходчива. Преимущественно используется утвердительно повествовательная форма, не предполагающая альтернативы. Безапеляционность - отличительная черта отрицателей, своего рода излюбленный прием, который старательно используется при каждом удобном случае. Такой метод, в первую очередь, рассчитан на молодежь и людей, не знакомых с научной литературой по теме.
Расовый и национальный детерминизм является одним из основных элементов идеологии отрицателей. Именно этот фактор в большей степени роднит и объединяет их с немецким национал - социализмом.
Многие отрицатели являются членами неонацистских и профашистских организаций, считая себя последователями Гитлера и его идей. Большинство из них ратует за возрождение нацизма и реабилитацию режима III - го Рейха.
Важное значение в концептуальных построениях отрицателей имеют антисемитские лозунги, призывающие к определенным действиям против евреев. Именно этот аспект позволяет исследователям увидеть в "доктрине" отрицания Холокоста наступление на основополагающие демократические ценности.
Несомненно, что отрицание Холокоста, как и любой другой предрассудок, представляет собой иррациональную ненависть.
Почему люди из определенных общественных групп начинают отстаивать ложные утверждения, верить в подделки и преднамеренно фальсифицировать противоречивые исторические факты? Американские исследователи Д. Джордж и Л. Вилкокс определили основные характерные черты психологии экстремизма:
абсолютная уверенность в своей правоте;
открытая ненависть к оппонентам;
отрицание процесса демократии и неверие в демократические институты;
приверженность теории " всемирного тайного заговора";
готовность отрицать основные гражданские свободы для определенных групп населения
( т.к. "враги" не заслуживают свобод );
склонность к безответственным обвинениям и к террористическим актам. (12)
По оценкам ученых, данные психологические характеристики распространяются
и на отрицателей Холокоста, в связи с этим представляет интерес следующее
заключение Джорджа и Вилкокса: экстремисты прибегают "...к наклеиванию
ярлыков, обобщениям в большом масштабе, голословным утверждениям, защищают
двойные стандарты, пользуются слухами, присваивают себе моральное превосходство
над другими". (13)
Безусловно, сущность отрицателей не исчерпывается вышеуказанной характеристикой, но она многое объясняет в их поведении.
В последние годы некоторые отрицатели (возможно, в связи с привлечением их к судебной ответственности) прибегают к ухищрениям такого рода: "...мы не отрицаем преследование евреев нацистами - мы отрицаем газовые камеры...". Либо: ".. мы не отрицаем расстрелы евреев СССР - мы отрицаем Освенцим, как лагерь смерти" и т.д. Эти демагогические приемы используются для того, чтобы ввести в заблуждение относительно истинных установок отрицателей и создать иллюзию поиска истины. В этой ситуации очень важно четко разобраться в терминах: "отрицание Холокоста" и "отрицатель Холокоста".
В суде по иску английского историка Д. Ирвинга к американскому профессору Деборе Липстадт (Лондон, 2000г.) на основании заключений экспертов, в частности доктора Эванса, было дано определение понятию "отрицатель Холокоста":
Термин "Холокост" обычно понимают как попытку нацистской Германии под руководством Гитлера уничтожить еврейское население в Европе, попытку, в результате которой было убито от 5 до 6 миллионов евреев различными способами, включая массовое удушение газом в лагерях, построенных для этой цели;
Следовательно, "отрицатель Холокоста" - это тот, кто по той или иной причине отвергает, что вышеназванные определение Холокоста подходит к описанию того, что было сделано с европейским еврейством нацистами во время II-ой Мировой войны.
Одной из характерных черт отрицания Холокоста является политически мотивированная фальсификация истории.
По мнению Эванса, основные утверждения отрицателей Холокоста следующие:
- евреев не убивали в газовых камерах или по крайней мере не в таком масштабе;
- нацисты не проводили политику систематического уничтожения евреев Европы жертвы, которые имели место, были следствием отдельных эксцессов, не разрешенных свыше;
- количество убитых евреев не исчислялось миллионами, настоящее количество потерь было гораздо меньше;
- Холокост полностью или по большей части миф, созданный во время войны .... пропагандой, а после войны поддерживаемый евреями для получения финансовой поддержки вновь созданного государства Израиль. (14)
У отрицателей, естественно, своя "методика" определения как понятия " Холокост", так и масштаба этой трагедии. Они изначально извращают истину, приводя в своих работах якобы общепринятое определение Холокоста "как целенаправленное массовое истребление евреев с помощью газа". (15)
Идет ли подобное заблуждение от незнания историографии или оно является специальной уловкой в их бесконечных попытках переделать и переписать историю? В любом случае, основываясь на этой неправильной установке, они говорят о "нереальности" и технической невозможности убийства в газовых камерах 6.000.000 евреев.
На международном суде в Нюрнберге были обнародованы доказательства применения нацистами самых разных методов уничтожения евреев Европы. Беспрецедентным стало известие о газовых камерах. С этого времени Холокост в широких общественных кругах на долгие годы стал ассоциироваться именно с газовыми камерами и лагерями смерти. Но специалисты, безусловно, включают в статистику Холокоста всех его жертв, независимо от методов уничтожения (т.е. погибшие в результате депортаций, в гетто, в концлагерях, от голода и болезней в результате невыносимых условий содержания, непосильных работ, расстрелянные в ходе специальных "акций", сожженные, утопленные, умерщвленные выхлопными газами в специальных машинах- "душегубках"и т.д.).
В рассматриваемой литературе, Холокост отрицается как исторический факт в его традиционном определении, принятом большинством исследователей. Это наиболее рапространенная, часто повторяемая установка большинства приверженцев "ревизионизма", текстовые вариации которой выглядят следующим образом: "Холокост - это миф..."; "Холокост - это ложь..."; "Холокост - это обман"; "Холокост - это фальсификация..." и т.д. и т.п.
Подобные утверждения выносятся и в названия книг, которые также неоднократно повторяются в разное время разными авторами. Тем не менее, идеологи отрицания претендуют на звание ревизионистов, предавая своим надуманным выводам окраску псевдонаучности. Рассмотрим подробнее их их основную аргументацию.