|
«В лагере смерти все было так странно, нереально, оскорбительно и потрясающе, что никакие клеймящие позором определения, вроде: рабское существование, каторжная жизнь, неестественная смерть и тому подобное, - никак не могут быть употреблены применительно к такой неправдо-подобной действительности. Даже время там не существовало в том понимании, в каком оно существует здесь, на планете Земля. Каждая ничтожная доля мгновения в этом месте проходила в другом измерении времени. У жителей той планеты не было имен, они не имели родителей и не имели детей. Они не были одеты подобно тому, как одеваются люди здесь, они дышали по иным законам природы. Они не жили по законам здешнего мира и умирали также не по его законам».
Исторические и психологические исследования, кинофильмы и лите-ратурные произведения, освещающие тему концлагеря Освенцим, помогают получить ответ на вопрос: способен ли был заключенный выжить в условиях, когда все делалось для того, чтобы превратить его в вещь и уничтожить, как вещь. Обязательно ли заключенный, выживший благодаря тому, что сумел приспособиться к ужасной действительности, становился частью системы, направленной на его уничтожение? Если так, то в чем заключается ценность такой жизни? Имеет ли ценность жизнь человека, потерявшего всех своих близких, человека, которого буквально на каждом шагу подстерегает смерть? Можно представить себе некую опорную ось между полной утратой характерных качеств, составляющих личность заключенного, превращением его в объект, полностью усвоивший коды поведения и законы существования в Освенциме, - и сохранением внутреннего мира заключенного в условиях абсолютного подавления его как личности. Наличие такой оси, соединяющей два мира - внутренний мир человека с внешним, и есть то, что превращает его из объекта в субъект и позволяет ему не терять свой человеческий облик. Таким образом, когда речь идет о борьбе за существование, нет одного, единственно правильного, пути, чтобы выжить, - для этого годятся любые пути. Связь, существующая между внутренним миром человека и окружающим миром, хранит его от полного растворения в окружающем мире - в лагере Освенцим. Ниже мы приводим несколько отрывков, в которых отражены разные концепции, касающиеся вопроса выживания, и разные трактовки этого понятия.
У каждой группы заключенных Освенцима были свои особые отличительные черты и своя культура, выражавшаяся в осо-бых, только ей свойственных действиях и в отношении данной группы к окружающей среде, - соответственно психологичес-кой и социальной основе членов группы. Группа способство-вала частичному восстановлению чувства принадлежности к общине, так как давала ее членам ощущение причастности к жизни, восстанавливала в них человеческую личность и помогала сохранению связи с той культурой, к которой они принадлежали в прошлом. В концлагерях, где властвовал террор, лишавший людей их человеческой сущности и обра-щавший их в беспомощные, беззащитные существа, связи, основывавшиеся на взаимном доверии, способствовали возвращению заключенных в цивилизованный мир, в кото-ром они были не просто безымянным номером, а людьми, обладающими своей собственной человеческой личностью. Пытаясь объяснить те факторы, благодаря которым заклю-ченные выживали в концлагерях, Лион Этингер полагает, что выжить удавалось тем, кто верил, что «тот факт, что все они находятся вместе, имеет большое значение, как благодаря помощи, которую им оказывали другие люди, так и благодаря тому, что они сами должны были думать о других... Даже когда эта помощь носила символический характер, она решающим образом влияла на способность людей сохранять свою индивидуальность и собственное достоинство. Этот фак-тор имеет огромное значение во всем, что касается выжива-ния» (Шамай Давидзон. «Нацистские концлагеря», стр. 436-437).
1. Для евреев - выходцев из Греции принадлежность к группе в условиях лагеря смерти Освенцим означала защиту от действительности, отрицавшей их человеческую сущность, поскольку способствовала:
-- взаимной поддержке, защите и участию - в условиях голода, постоянного страха и утраты желания жить:
-- укреплению чувства собственной ценности и уважения к себе как к личности, перенесению этих чувств на общее, групповое «я» - в условиях действитель-ности, унижавшей и отрицавшей человеческий облик и индивидуальность заключенных;
-- преодолению чувства беспомощности и пассивности и трансформации его в протест;
-- поддержке и укреплению в заключенных желания жить.
2. Пережив первый шок, заключенные создавали нечто вроде парных отношений в маленьких группах, составлявших основную ячейку, называемую «организация» и помогавшую отдельным людям в их ежедневной борьбе за выживание в лагере.
3. Главная польза создаваемого в лагере подполья заключалась в его моральном влиянии, направленном против дегуманизации заключенных. Подполье вызволяло людей из состояния бессмысленного существования, придавая их жизни смысл, цель, надежду, В этой связи следует упомянуть восстание зондеркоманды, о котором рассказывает в своем свидетельстве Лион Коэн, один из бывших заключенных, служивших в зондеркоманде.
4. Какие факторы влияли на то, что одни заключенные концлагеря выживали, в то время как другие погибали? Что обусловливает выживание в концлагере? Можно предположить, что выживание зависело от воспитания, душевных сил, специальнос-ти, но главным фактором все же была случайность, счастливый случай.
«Некоторые считают, что только благодаря случайности чело-век не оказывался в определенный момент в том месте, где убивали всех без разбору; и только благодаря случайности он принимал инстинктивное решение, спасавшее ему жизнь. Возможно, совокупность таких повторяющихся случайностей и есть то, что называется везением» (И. Гутман. «Нацистские концлагеря», стр. 155).
5. Принятой нормой поведения в лагере было усвоение методов, используемых нацистами. Нередко применение силы влекло за собой столкновения между более сильными заключенными. Подобное явление применения силы и попрания других людей характерно для тяжелых жизненных условий, при которых отсутствует какая бы то ни было общественная структура, равно как и общественное мнение, определяющее нормы межчеловеческих отношений. (И. Гутман, там же).
6. Явление личной адаптации жертв концлагерей иногда описывается в литературе по психиатрии как когнитивная сжатость с целью обретения одной-единственной цели, ради которой стоило бы жить. Виктор Френкель, например, в своей книге «Человек в поисках смысла» рассказывает о том, какой оживил в себе облик любимой жены, что помогало ему продолжать жить, несмотря на ужасы концлагеря.
7. Героизм в лагере измерялся не степенью готовности умереть, а усилиями, направленными на то, чтобы выжить, не утрачивая при этом человеческого облика. Суть борьбы заключенного за жизнь состояла в попытке сохранить свое «я» при полном отсутствии поддержки со стороны семьи, религии и цивилизованного мира, в то время как нацисты угрожали не только его индивидуальности, но буквально физическому существованию. Моральная свобода, по определению Альбера Камю, данному в его книге «Человек восстает», основывается на сохранении внутренних человеческих ценностей даже тогда, когда у человека нет надежды хоть как-то изменить окружающую его действительность. («Лазейка из огороженного настоящего - две концепции в лагерной литературе», там же, стр. 521-551).
Отрывок из книги Абы Ковнера:
«Если кто-то думает, что на основании информации и, опира-ясь на собственное суждение, он способен постичь полностью всю правду о Катастрофе, постичь суть существования, за-мкнутого в кругах уничтожения, и найти ответ на вопрос: что движет человеком в его стремлении выжить, а что толкает его на смерть, - то можно усомниться, понимает ли он вообще, что Катастрофа есть Катастрофа».
Примо Леви. «Человек ли это?»
Я знаю, что нелегко постичь то, о чем я говорю. И хорошо, что это так. Пусть каждый попытается вдуматься, какова ценность повседневных мелких привычек, имеющихся у каждого че-ловека, и каково значение тех предметов, которые имеет при себе даже нищий, протягивающий руку за милостыней на углу улицы, - носового платка, старого письма, фотографии доро-гого человека. Вещи эти становятся частью нашего существа, подобно членам нашего тепа... Так вот. представьте себе человека, у которого отняли его дом. его привычки, одежду, разлучили с близкими, лишили всего, чем он владел: такой человек становится вроде пустой скорлупы, у него ничего больше нет, он несчастен и беспомо-щен. У него нет больше собственного достоинства, он не в состоянии более различать добро и зло. Вот почему так легко лишить человеческой личности того, кто уже прежде утратил все остальное. Такой человек превращается в низшее сущест-во, которое с легкостью можно умертвить, даже не задумы-ваясь над этим. К подобному существу не относятся как к человеку. В лучшем случае его оставят жить или уничтожат в зависимости от степени пользы, которую можно извлечь из него. Может быть, теперь понятно будет то двойное значение, которое имеет понятие «лагерь смерти». Возможно, теперь понятно будет, что означают слова: «пребывать на дне». ...Я усвоил, что я - номер. Имя мое: 174517. Это и будет мое имя на всю жизнь - татуированный знак, выжженный на моей левой руке.
Виктор Френкель. «Человек в поисках смысла»
Всe, что не имело отношения к усилиям человека выжить и к его усилиям помочь выжить своим ближайшим товарищам, -теряло всякое значение. Все было принесено в жертву во имя этой цели. Душевные потрясения, выпавшие на долю людей, приводили к тому, что в своем смятении человек утрачивал точку опоры и все его моральные принципы ставились под сомнение. В том мире, в котором он существовал, жизнь и достоинство человека больше не имели никакой цены: в этом мире человек был лишен собственной воли и подлежал уничтожению (но до этого он должен был быть эффективно использован - до последней капли его физических сил): в таком мире в итоге личные моральные ценности утрачивали всякое значение. Заключенный концлагеря, который не в силах был сделать последнее усилие во имя сохранения своих нравственных принципов и своего достоинства, в конце концов терял ощущение самого себя как человеческой лич-ности, как существа мыслящего, свободного духовно и созна-ющего собственную человеческую ценность. В таком состоянии он воспринимал самого себя как частицу огромной массы людей: существование его скатывалось до уровня существования скота. Людей перегоняли, как скот, с места на место; иногда собирали всех вместе, а иногда разъединяли, подобно стаду овец, лишенных разума и собственной воли. Со всех сторон их окружали своры собак, прекрасно обученных всевозможным способам садистских пыток. Стадо неустанно подгонялось спереди и сзади при помощи окриков, пинков и побоев. А нас, стадо, заботили лишь две вещи: как увернуться от ужасных собак и каким образом добыть хоть немного еды.
Подобно перепуганным овцам, сбивающимся в кучу посреди стада, точно также каждый из нас пытался попасть в середину общей людской массы. Это увеличивало наши шансы спастись от ударов охранников, шагавших по обеим сторонам колонны, спереди и сзади нее. Место посередине имело еще одно преимущество: оно давало нам укрытие от жестокого ветра. И потому заключенные, попросту говоря, бросались в толпу людей в отчаянной попытке спастись. Делалось это автома-тически в каждом из подразделений. Но в некоторых случаях эта попытка осуществлялась сознательно, являя собой пример одного из важнейших законов самосохранения: не выделять-ся! Заключенные всегда изо всех сил старались не обращать на себя внимания эсэсовцев.
Из опыта лагерной жизни мы видим, что человек свободен в выборе своих действий. Имеется множество примеров, среди них примеров истинного героизма, которые доказывают, что можно пересилить равнодушие и переступить через злобу. Человек способен сохранять последние остатки своей нрав-ственной независимости и свободомыслия даже при таком ужасающем угнетении души и тела.
Мы, прошедшие через концлагеря, помним тех, кто переходил от барака к бараку, подбадривая остальных, делясь с ними своим последним куском хлеба.
То, как они несли свои страдания, являлось примером силы человеческого духа. Именно в этой нравственной свободе -той свободе, которую никто не в силах отнять у человека, - и заключается цель и смысл жизни.
Подобно тому как прилюдно отправлялись естественные потребности, так же публично выставлялась и нагота. В лагерь следовало входить нагишом, более того - не только раздеты-ми и разутыми, но и с обритыми головами и телами. Наверное, точно так же поступают или поступали с новобран-цами, прибывшими в казарму; но здесь брили всех и каждую неделю, а нагота была общей для всех и выставлена на всеобщее обозрение. Это повторялось каждый раз и пресле-довало определенную цель. Это тоже было насилием, и его мотивировали необходимостью (ведь ясно, что для того, чтобы помыться или пройти медосмотр, необходимо раздеть-ся), но в данном случае зло заключалось в чрезмерной и излишней многократности телесного обнажения. В течение дня в лагере заставляли раздеваться бессчетное количество раз: для проверки на вшивость, для обыска, для осмотра на выявление чесотки, для утреннего умывания. И кроме того -для периодических селекций, на которых «комиссия» решала, кто еще способен работать, а кого следует уничтожить. Нагон и босой человек чувствует себя так, как будто у него обнажены нервы и сухожилия, - он представляет из себя беззащитную добычу. Та грязная одежда и грубые башмаки на деревянной подошве, которые выдавались заключенным, были хотя и слабой, но защитой, и без них нельзя было существовать. Человек, лишенный одежды и обуви, превращается в со-бственных глазах из человеческого существа в червя -голого, медлительного, поверженного на землю. Он сознает, что в любой миг может быть раздавлен.
Примо Леви, «Человек ли это?»
Именно потому, что лагерь является отлаженным механиз-мом, цель которого заключается в превращении нас в живот-ных, - именно поэтому нам нельзя становиться животными. Даже в таком месте можно выжить: чтобы рассказать об этом другим, чтобы оставить свидетелей того, что здесь происхо-дило. А для того чтобы выжить, необходимо спасти самое основное - сохранить свой человеческий облик.
Виктор Френкель. «Человек в поисках смысла»
«об одном только я прошу вас. - добавил он, - брейтесь, по возможности, ежедневно, даже если для этого вам придется использовать осколок битого стекла... даже если ради этого вы вынуждены будете расстаться с последним куском хлеба. Лица ваши будут казаться моложе, а щеки ваши порозовеют оттого, что вам придется тереть их. Если вы хотите остаться в живых, то у вас нет иного выхода: вы должны выглядеть сильными и способными работать. Если вы прихрамываете, скажем, из-за того, что натерли ступню, и хромота эта будет замечена эсэсовцем, то он сделает вам знак отойти в сторону, а назавтра вас наверняка отправят в газовую камеру. Вам известно, что такое «мозельман»? Это человек самого жалкого и несчаст-ного вида, больной и тощий, кожа да кости, который не в состоянии больше выполнять физическую работу... Вот что такое «мозельман». Рано или поздно в большинстве случаев всякий мозельман кончает тем, что его отправляют в газовую камеру. Поэтому запомните: брейте лица, стойте и ступайте, держась прямо. Если вы будете соблюдать эти правила, то вам не придется страшиться газовых камер. Все вы, которые стоите тут, даже те из вас, кто находится здесь всего лишь сутки, - вам нечего бояться газа. За исключением, быть может, только вас», - при этом он указал на меня и сказал: «Вам, я надеюсь, все равно, что я так откровенно говорю об этом». И. обращаясь к остальным, он повторил: «Из вас всех ему единственному следует бояться очередной селекции. А вы не бойтесь!»
Иехезкель Арпнес. «Праздник Ханука на самом дне ада»
Приближаются дни Хануки. Благодаря моему успеху в делах я мог позволить себе подготовиться к зажжению праздничных ханукальных свечей так, как полагается. Хотя и не на олив-ковом масле, как того требует строгое соблюдение правил, а на маргарине.
Я заранее оповестил всех о том, что в первый вечер Хануки мы, с Божьей помощью, зажжем свечи. Многие были очень взволнованы этим известием. «Неужели нам посчастливится произнести слова благословения над ханукальной свечой здесь, в лагере?!» И действительно, вечером, вернувшись, дрожа от холода, с работы, товарищи мои сложили свои рабочие инструменты и собрались, кто мог, в моей комнате. Я вытащил из кармана пробку от бутылки, которую нашел несколько недель назад и уже тогда предназначил для этой цели. У меня был заготовлен фитиль, сплетенный из нитей, которые я выдрал из собственного одеяла. Из укромного местечка я достал мою дневную порцию маргарина, величи-ной с кусочек сахара, и поместил ее в бутылочную пробку. В маргарин я воткнул фитиль - и вот вам. пожалуйста! Настоящая ханукальная свеча.
Я очень волновался, произнося слова благословения «...зажечь ханукальную свечу», а потом - «...Сотворивший чудеса праот-цам нашим». Под конец, когда я произнес: «...что мы дожили и достигли этого времени», слезы сдавили мне горло. Друзья, собравшиеся вокруг, были поражены таким чудом, как будто им довелось увидеть Божественный свет от шести дней сотворения мира. «Действительно, ханукальная свеча, здесь, на самом дне ада!» - в изумлении говорили они. Ханукальная свеча на маргарине стала предметом разговоров для всего лагеря. А на следующий вечер к нам в комнату неожиданно явился лагерный капо, известный своей жесто-костью и ненавистью к евреям. Кровь застыла у меня в жилах, когда я его увидел. Мы решили, что его, конечно, подослал кто-то из наших ненавистников, чтобы застать нас на месте преступления. Возможно, его появление у нас действительно было вызвано именно этим, так как никогда до этого случая и никогда после он к нам не являлся.
Но, по-видимому, нас хранила заповедь Божья, а свет, рас-пространяемый свечами, кажется, привел его в хорошее расположение духа.
Он остановился на пороге (войти не было возможности из-за множества людей, заполнявших комнату) и пожелал узнать у стоявших близ него, что тут происходит. Объяснения ему понравились, и он сказал: «Я знаком с еврейскими традици-ями и слыхал также и об этом обычае: что в течение восьми дней зажигают свечи, добавляя каждый день по одной. Мне это известно потому, что у меня был сосед-еврей, я дружил с его детьми, часто заходил к ним домой и через них я познакомился с еврейскими традициями». Больше он ничего не сказал, опасаясь, очевидно, что проговорится и выдаст кое-какие факты из своего прошлого, разглашать которые ему вовсе не хотелось. Кто знает, быть может, он служил в доме у того еврея, а может быть, исполнял роль «субботнего гоя»... Перед тем как уйти, он добавил: «Я знаком с еврейской религией и ее обычаями и очень их уважаю». Вот каким образом мы сумели выполнить наказ Божий о зажжении ханукальных свечей в течение всех восьми дней праздника Ханука.
Из свидетельства Якова Хендели. Сборник под редакцией Ш. Рафаэля
Имя: Яков [Жако] фамилия: Хендели Дата рождения: 23.7.26
Страна и город рождения: Греция, Салоники Имя матери: Додон Имя отца: Шломо
Количество братьев и сестер до войны: Два брата, две сестры, свидетель
Количество братьев и сестер после войны: Свидетель единственный, кто уцелел
Количество родственников, сосланных в концлагеря: Родители, два брата, свидетель
Дата депортации в лагерь: 73.1943
Номер заключенного в лагере: 115003
Основные лагеря, в которых пребывал свидетель: Освенцим 1,
Буна, Глайбиц, Дора, Берген-Бельзен
Дата освобождения: 15.4.45
Место освобождения: Берген-Бельзен
...Доктор Куанке был замечательным, необыкновенным чело-веком. Он не жалел сил и не останавливался ни перед какой опасностью в своем стремлении помочь больному заключен-ному - не только выходцам из Салоник и не только евреям. Со временем заключенные - выходцы из Салоник, находившиеся длительное время в лагере, - завоевали прочное положение и их присоединили к подразделению, ответственному за очистку вагонов, освобождавшихся от своего человеческого груза. В 1944 году, когда в Освенцим прибыли выходцы из Венгрии, греки уже занимали кое-какие ключевые позиции среди заключенных лагеря. Они приносили доктору Куанке любую находку, которая могла быть полезна ему в клинике, причем делали это с риском для собственной жизни. Когда я, получив порцию побоев, потерял сознание, два моих покровителя поспешили к доктору Куанке с просьбой дать им какое-нибудь лекарство для меня, чтобы унять адскую боль. Доктору было запрещено покидать клинику - в ней он жил и работал. Клиника его называлась К.В. - Кранкен-Бау. Доктор сказал: «Хорошо, я вам дам кое-что». Он дал им небольшую картонную коробочку с черной мазью. Этой мазью мне нама-зали спину, повторив эту процедуру через несколько дней. Сколько дней длилось это лечение, не знаю. Время не имело в Освенциме никакого значения; уже на следующее утро мне пришлось встать на утреннюю перекличку. Сидеть я не мог. Сидя, я старался не прикасаться ягодицами к сидению. Я был в состоянии стоять, работать. На работу я выходил, как обычно. До сих пор не могу понять, как мне удалось вынести эти страдания...
Однажды я услыхал, к своему ужасу, что вновь объявляют мой номер. Это было во время переклички на аппельплаце. Я не мог понять, что это значит. Ничего плохого, по законам лагеря, я не совершал. Даже не украл ничего. Уличенных в краже расстреливали на месте. Позже мне довелось познакомиться с одним человеком, который украл у другого заключенного хлеб в гот момент, когда тот подносил ломоть ко рту. Чтобы наказать «вора», немцы выжгли ему на лбу клеймо - слово «вор» - на немецком языке. Человек тот был греком. Я не признаю слова «кража» применительно к концентрационным лагерям. Вернее определить такой посту-пок как «организир» - умение выжить, способность выкру-титься.
Выкрикнули мой номер, и я выступил вперед из ряда. Ответственный стал мне что-то объяснять, из чего я понял только одно слово: - кухня. Меня перевели в другой барак, выдали новую одежду и послали на работу в кухню. Там меня назначили на должность «кесельвашера» - чис-тильщика кастрюль и котлов. Суп хранили в огромных, герметично закрываемых котлах, чтобы пища не остывала. Немцы были большие педанты, кухня содержалась в отмен-ном порядке, была оснащена всякого рода кастрюлями, имелись даже трубы центрального отопления, так что даже при двадцатиградусном морозе в кухонном бараке было тепло. Мы могли мыться - у нас имелась горячая вода и мыло. За все время пребывания в Буне мы не обнаружили у себя ни единой вши - хотя бы в этом смысле мы могли следить за собой. В лагере поддерживалась отменная чистота.