|
Почти в каждом лагере (а до этого в гетто) немцы создавали оркестры из числа заключенных, среди которых были лучшие музыканты Европы, знаменитые компо-зиторы и дирижеры. Лагерный оркестр был еще одним свидетельством цинизма и абсурдности ситуации, характерной для всех концлагерей (в них имелись, например, «живые уголки», зоопарки, кинотеатры, буфеты, казино, бассейны, публичный дом посреди Освенцима).
Оркестр играл главным образом на утренних и вечерних перекличках, при выходе рабочих команд на работу и при возвращении их в лагерь, во время публичных казней и на вечерах, устраивавшихся для самих немцев. Оркестранты играли по принуждению; никому, конечно, не хотелось играть возле крематориев и эшафотов, где музыканты сами тяжко страдали при виде мук несчастных заключенных. Музыканты были освобождены от каторжного труда, но их ждала та же участь, что и их товарищей, слушавших их игру: в конце концов их уничтожали, как и всех остальных,
Иногда музыка служила немцам средством маскировки массовых убийств. Ярким примером тому был «праздник жатвы», или «кровавая среда», в Майданеке. 3 ноября 1943 года под громкую музыку, звучавшую из всех рупоров, за один день были убиты 18.400 евреев. Музыку использовали, чтобы заглушить стрельбу и не дать вспыхнуть восстанию заключенных неевреев, находившихся в это время в лагере, а также предотвратить попытки бегства с их стороны.